Способ образования болтового соединения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СПОСОБ ОБРАЗОВАПИЯ БОЛТОВОГО СОЕДИНЕНИЯ, при котором в соединяемых деталях выполняют отверстие , дорнуют его и запрессовывают в него стержень болта, о тлич ающийся тем, что, с целью повышения несущей способности соединения, отверстие выполняют диаметром 0,6-0,65 диаметра стержня болта, после чего в материале соединяемых деталей в зопе отверстия создают радиальные сжимаю;щие напряжения величиной не менее предела текучести материала соединяемых деталей на глубину 1,05-1,1 радиуса стержня болта, а перед дорнованием выполняют чистовую пробивку отверстия диаметром, равным диаметру стержня болта. (Л С
С01ОЭ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
4 (ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТ н aBTOPCKOMV СЗИДЕТВВСТВУ ю ь
° °
° °
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
Па ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3370019/25-27 (22) 29.12.81 (46) 30 ° 01.85.Бюл.В 4 .(72) С.И.Козий, А.Ю.Иголкин, В.А.Глущенков и М.В.Шемшурин (71) Куйбышевский ордена Трудового
Красного Знамени авиационный инстиTóT им. акад. C.g.Êîðîëåâà (53) 621.882 (088.8) (56) 1. Патент США И- 3072279, кл. 218"1, 1963.
2. Патент Франции Ф 2355193, кл. F 16 В 35/04, 1978 (прототип), (54)(57) СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ БОЛТОВОГО СОЕДИНЕНИЯ, при котором в соединяемых деталях выполняют от-SU 11 261 А верстие, дорнуют его и запрессовывают в него стержень болта, о т л и ч а ю щ н и с я тем, что, с целью повышения несущей способности соединения, отверстие выполняют диаметром 0,6-0,65 диаметра стержня болта, после чего в материале соединяемых деталей в зоне отверстия создают радиальные сжимаю;щие напряжения величиной не менее предела текучести материала соединяемых деталей на глубину 1,05-1,1 радиуса стержня болта, а перед дорнованием выполняют чистовую пробивку отверстия диаметром, равным диаметру стержня болта. 3
1137261
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства для выполнения высокоресурсных болтовых соединений.
Известен способ образования болтового соединения, со гласно которого с целью повышения производительности труда, совмещают операцию пробивки отверстия с одновременной постановкой в него крепежного элемента, которым осуществляют пробивку отверстия в пакете 51).
Известно устройство для осуществления способа образования соединения, содержащее установленный на стержне крепежного элемента пробивающий пуансон и матрицу с прижи-, мом (1 .
Данный способ повышает производительность труда. Однако он не повышает качества силовых точек, так как из-за наличия зазора межцу матрицей и торцом стержня крепежного элемента, неоднородной схемы напряженно-деформированного состояния обрабатываемого материала в процессе пробивки отверстия на тол щине пакета соединяемых деталей образуются три зоны: утяжки, пластического среза и скола. Наличие последних предопределяет различную прочность стенок отверстия на толщине пакета. Кроме того, наличие . зоны скола приводит к незаполняемости отверстия стержнем заклепки при образовании ее замыкающей головки.
Наиболее близким к предлагаемому является способ образования высокоресурсного болтового соединения, при котором в соединяемых деталях выполняют отверстие, дорнуют его и запрессовывают в него стержень болта 1,22 °
Недостатком известного способа является отсутствие возможности осуществить чистовую пробивку отверстий в соединяемых деталях, что снижает производительность труда и несущую способность соединения.
Цель изобретения — повышение производительности труда и несущей способности соединения.
IIocTpâëåHíàÿ цель достигается тем, что согласно способу образования высокоресурсного болтового соединения, при котором в соединяемых деталях выполняют отверстие, дор5
1О
55 нуют его и запрессовывают в него стержень болта, отверстие выполняют диаметром 0,6-0,65 диаметра стержня болта, после чего в материале соединяемых деталей в зоне отверстия создают радиальные сжимающие напряжения величиной не менее предела текучести материала соединяемых деталей на глубину 1,05-1,1 радиуса стержня болта, а перед дор,нованием выполняют чистовую пробивку отверстия диаметром; равным диаметру стержня болта.
На фиг. 1 изображено исходное положение устройства для образования соединения; на фиг. 2 — стадия пробивки отверстия с одновременным дорнованием его стенок; на. фиг. 3 - соединение в сборе.
Высокоресурсное болтовое соединение деталей 1 и 2 с помощью болта 3 и гaNки 4 осуществляется посредством устройства, содержащего матрицу 5, на которой расположены соединяемые детали, а сверху над ними размещен прижим 6. На болту установлена дорнирующая насадка 7, выполненная с рядом кольцевых выступов 8.Дорнирующая насадка выполнена заодно. целое с пробивающим пуансоном 9.
В отверстиях соединяемых деталей установлен ступенчатый стержень 10, ступенью меньше диаметра, а ступень большего диаметра размещена в отверстии II матрицы и подпружинена упругим элементом. 12.
При этом большая ступень стержня размещена в отверстии матрицы по посадке движения, а ступень меньшего диаметра размещен, в отверстиях соединяемых деталей с натягом. Кольцевые выступы 8 дорнируняцей насадки выполнены с диаметрами по посадке движения по отношению к диаметру отверстия в матрице.
С целью центрирования пробивающего пуансона вместе с болтом на торце пуансона выполнен цилиндрический хвостовик 13 с диаметром, равным
25-30Х диаметра стержня болта.
Способ образования соединения осуществляется следующим образом.
В предварительно обработанные отверстия соединяемых деталей внедряют с натягом ступенчатый стержень 10.
В результате деформирования пред-. варительного отверстия по его
j 113776 периметру образуются зоны пластической и упругой деформаций. Глубина распространения пластических деформаций (d }:определяется из выражения: 5
=d exp(-оP(d (d ) ), 10 где сдв в упругой области
61 .Г2
25 где:
Е =-
Так как из условия постоянства объема - 1 = Е3, то радиальная деформация E может быть выражена через
ol© и диаметр предварительного отверстия д дремов. ст предв с прЕдв
Отсюда: ст
npe*t (+
2+ GK; где дц с — диаметр, на котором
1 происходит чистый сдвиг.
Распределение радиальных 6< и ,тангенциапьных 6 напряжений нахо-! дят из уравнений: в пластической области
6 = 2 P„d„/d - (1-(d (d 1 ), 6",-гг eÄdÄfd;".(1-(d,(d,) ); где ь — предел текучести материала соединяемых деталей
30 при сдвиге; = (О 58 0,7 ) o2
Р— нагрузка; текущий диаметр .
Х с(— внешний диаметр или раз2 мер заготовки.
Поскольку создаваемое поле статических напряжений (от запрессовкн) не распространяется более, чем на
3-5 диаметров болта, то можно найти
40 внешний диаметр заготовки (пакета): с12 = (3-5 1 аборта èñ болта матрицы
Р— давление на границе упругих
rp и пластических деформаций 45
При диаметре (d с 1, равном диаметру отверстия в матрице, в пластической зоне обрабатываемого 50 материала имеет место равенство ч -- — 4+ что свидетельствует о ч.- ю чистом сдвиге при пластической деформации данного сечения при внедрении ступенчатого стержня в предва- 55 рительное отверстие.
Поскольку радиальные напряжения на стенках предварительного отверстия в случае упруго-нластического деформнровання не менее р2 (vcловный предел текучести ), то становится возможным определение диаметра стержня Ист, заирессовываемого в предварительное отверстие .
dÄ= xp (P,d,-ОГ+Os (d dz() .
Далее определяют величину тангенциальных напряжений 4< от запрессовки штифта в предварительное отверстиее: — напряжение сдвига;
"сдв — 0,6 о
Определяют интенсивность напряжений C . на контактной поверхнос1 ти стержня с соединяемыми деталями для плоско-напряженного состояния:
Из условия степенной аппроксимации кривой упрочнения в процессе пласти;еской раздачи предварительного отверстия находят интенсивность деформаций Е,.: где k и . n — - константы упрочнения.
Для плоской схемы деформирования интенсивность деформаций может быть записана:
I .
Следовательно зная c1iið а Н
d ф ф„, Й;, Я; можно рассчитать и построить эпюру напряжений, создаваемую при запрессовке штифа в предварительное отверстие.
Поскольку для процесса чистого сдвига при пробивке отверстия специфично постоянство „8, то зная толщину соединяемых деталей (пакета) и диаметр болта d6« мотно най- ти усилие пробивки: я об= митои ы с э= болт cps
=7id ь 6 где о, — толщина соединяемых деталей.
В процессе внедрения болта с насадкой в обрабатываемый материал под его рабочим торцом возникает динамическое давление, величина которого определяется выражением:
Ф,„
Рароб 171 16олт "оде "c*э ндом ки болт болт
После перерезания слоев обрабатываемого материала, которые напряжены, происходит их разгрузка, При. этом воздействие обрабатываемого материала на выступы дорна вызывает пластическую деформацию разгрузки и затекание материала между выступами. Движение дорна относительно стенок отверстия осуществляет процесс дорнования.
Диаметр предварительного отверс" тия s соединяемых деталях рекомендуется в пределах 0,6-0,65 диаметра стержня болта, радиальные сжимающие напряжения! величиной не менее предела текучести материала соединяемых деталей и глубиной 1,05-1,1 радиуса стержня болта.
В случае необходимости придания большей жесткости по периметру чистового отверстия возможно использование разрезных по образующей втулок иэ упругого материала (металлореэина, полиуретан и др.), разме-. щенных под головкой болта и удаляе
37261 б мых после осуществления проЦесса пробивки.
Предлагаемый способ образования соединения прошел опытно- промышлен
5 ную проверку при получении высокоресурсного болтового соедчнения.
В экспериментах была использована оснастка, изготовленная по 2-му клас1g су точности из стали 8А с твердостью после закалки HRCI 57-61. Болт изготавливался из стали 30 ГСА и имел размеры посадочной части диаметром
+0,028
10 0 019, резьбовой части М5. Выс+0,019 тупы насадки имели размеры диаметром
-0,01о диаметр впадин 9 мм, диаметр цилиндрического хвостовика диаметром 3 oo8 длина 4 мм. Ступени стержня имели размеры диаметром !
О о о "о и 8,260 мм соответственно.
Предварительное отверстие в пакете соединяемых деталей из сплава
Д16АТ общей толщиной 9 мм имело диа25 метр 8,217, Фиксация пакета на матрице осуществлялась с помощью ручного гидравлического пресса, развивающего усилие до 4 т.с. Деформирующее нагружение производилось с помощью магнитно-импульсной установки МИУ-10 при энергии разряда 2,8 кДж. Подпором ступенчатому стержню служил цилиндр диаметром 9 из полиуретана марки СКУ-7Л,размещенный в отверстии
35 матрицы.
Проведенные эксперименты показали, З что выполнение операций пробивки высококачественного отверстия (точность соответствует 2-му классу, шероховатость поверхности разделения
0,32-) и постановки крепежного элемента за один разряд установки и в одной штамповой оснастке эффективно, поскольку сокращается число опера46 ций, повышается производительность труда, улучшается качество силовой точки .путем создания сжимающих ос-, таточных напряжений по периметру отверстия. Величина последних сосЬО тавляет 10-12 кг/мм.
1137261
1137261
Составитель И.Прокопичев
Редактор Н.Воловик Техред М,Кузьма
Корректор С.Шекмар;
Филиал ППП "Патент", г;Ужгород, ул.Проектная, 4
Заказ 10496/26 Тираж 812 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5