Устройство для контроля усилия натяжения ременной передачи

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ УСИЛИЯ НАТЯЖЕНИЯ РЕМЕННОЙ ПЕРЕДАЧИ, содержащее корпус с опорным узлом и с расположенным в корпусе подпружиненным нажимным элементом и указатель натяжения, отличающееся тем, что, с целью повышения точности за счет обеспечения стабильного положения точки приложения нагрузки к ременной передаче, опорный узел вьтолнен в виде опорных ограничителей измерительной базы , при этом ось нажимного элемента смещена относительно оси корпуса, а ширина корпуса А в плоскости расположения шкивов и величина смещения В оси нажимного элемента определены из соотношений .--.,,..и,. где а - номинальное межцентровое расстояние ременной переi дачи; IHнаружный диаметр меньшего (Л шкива; i - передаточное отношение ременной передачи ().

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

РЕСПУБЛИК (191 (11) 4(51) G 01 L 5 04 —ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ, К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ HOMHTET СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3630121/24-10 (22) 23.06.83 (46) 30.01.85. Бюл.р 4 .:(72) Б.А.Андреев, Г.В.Розенберг и A.Е.Шпигельмахер (71) Одесское специальное конструк- торское бюро полиграфического машиностроения (53) 531.781(088.8) (56) 1.Авторское свидетельство СССР

Р 798518, кл. G L 1979.

2. Авторское свидетельство СССР .Р 470721, кл. G 01 1 5/04, 1965 (прототип). (54)(57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ.

УСИЛИЯ НАТЯЖЕНИЯ РЕМЕННОЙ ПЕРЕДАЧИ, содержащее корпус с опорным узлом .и с расположенным в корпусе подпружиненным нажимным элементом и указатель натяжения, о т л и ч а ю— щ е е с я тем, что, с целью повышения точности эа счет обеспечения стабильного положения точки приложения нагрузки к ременной передаче, опорный узел выполнен в виде опорных ограничителей измерительной базы, при этом ось нажимного элемента смещена относительно оси корпуса, а ширина корпуса А в плоскости расположения шкивов и величина смещения 8 оси нажимного элемента определены из соотно ений a -d „(i-1-d. (i«l

А- (i-11, е 2 4 где a — номинальное межцентровое расстояние ременной передачи; наружный диаметр меньшего шкива. — передаточное отношение ременной передачи ((ъ1) .

1137356

Изобретение относится к силоизмерительной технике и может быть использовано для контроля натяжения клиновых ремйей, используемых для; передачи движения, например, в двигателях автомобилей. 5

Известно устройство для проверки натяжения приводных ремней, содержащее корпус, нагруэочный механизм с подвижным штоком и индикатором усилия и два поворотных сектора с отсчетными шкалами(17..

Однако такое устройство не обеспечивает однозначное приложение нагрузочйого усилия в середине ветви ремня и, таким образом, харак- 15 теризуется недостаточной точностью контроля натяжения.

Наиболее близким к изобретению по технической. сущности и достигаемому результату является устройство для контроля натяжения вентиляторных ремней двигателя, содержащее корпус, выполненный совместно с опорами, упругий элемент в виде пружиньг, нажимный элемент и указатель 25 натяжения ремня (27.

Недостатками данного устройства являются низкая точность контроля вследствие невозможности приложения нагрузки в середине ветви ременной передачи и трудоемкость осуществления процесса контроля.

Целью изобретения является повышение точности контроля натяжения эа. счет обеспечения стабильности положения точки приложения нагрузки к ременной передаче.

Укаэанная цель достигается тем, что в устройстве для контроля усилия натяжения ременной передачи, содержащем корпус с опорным узлом и расположенным в корпусе подпружиненным нажимным элементом и указатель натяжения, опорный узел выполнен в виде опорных ограничителей измерительной базы, при этом ось на- 45 жимного элемента смещена относительно оси корпуса, а ширина корпуса А в плоскости расположения шкивов и величина смещения Е оси нажимного элемента определены из соотношений 5О

А=

4a -d (i-I) -d (i+1) d г г . г н н . н

; е= — (-ц, г

4 где - номинальное межцентровое расстояние ременной передачи; наружный диаметр меньшего шкива; передаточное отношение ременной передачи (i 1).

Такая конструкция устройства обес- 6О печивает самоустанавливание корпуса между шкивами измеряемой передачи, вследствие чего может быть достигнуто приложение измерительного усилия в наружной точке ремня с любой 65 заранее заданной точностью. Для базирования устройства и для создания нажимного усилия используется сила, перпендикулярная опорам, что удобно при обслуживании устройства. Определяющий габарит — длина устройствапрактически равен межцентровому расстоянию передачи.

Зона, в которой располагается устройство, ограничивается межосевым расстоянием передачи, что обеспечивает возможность контроля передач, доступ к шкивам которых затруднен.

На чертеже представлено предлага-. емое устройство.

Устройство содержит пустотелый корпус 1, жестко связанный с опорными ограничителями 2. Расстояние между стенками корпуса 1 соответствует ширине контролируемого ремня. В корпусе 1 расположен подвижный шток 3 с нажимной планкой 4. В прорезях корпуса 1 установлена пружина 5, -нижний конец которой опирается на нажимную планку 4, а верхний ограничен заплечиками регулировочной втулки б.

Для перемещения нажимной планки

4 вместе со штоком 3 при деформации пружины 5 служат направляющие, выполненные в виде прорезей в корпусе 1.

В боковой части корпуса 1 выполнены направляющие 7 для ползунаукаэателя 8 с риской, изготовленного из плоской пружинной ленты.

На корпусе 1 нанесена шкала 9 с пределами, в которых должна находиться осадка ремня при приложении заданной нагрузки. Н - нормальное натяжение ремня.

При работе нижняя часть корпуса

1 устанавливается на ветвь ремня.

Закругленные края корпуса 1 соприкасаются со шкивом, при этом усилие

Р, прилагаемое к корпусу 1, раскладывается на силу N, направленную к центру шкива, и силу Т, способствующую самоустанавливанию корпуса

1 между шкивами. Иа корпус нажимают до соприкосновения опорных ограничителей 2 с участками ремня, pacrioложенными в канавках шкивов.

Дальнейшее увеличение усилия нажатия на устройство не влияет на показания прибора.

В процессе перемещения корпуса 1 нажимная планка 4, контактируя с ремнем, перемещает шток 3, преодолевая сопротивление пружины 5. Шток

3 при этом перемещает полэун-указатель 8 ..

После снятия усилия нижний конец пружины 5 вместе со штоком 3 перемещается в исходное положение, а ползун-указатель 8 вследствие трения между ним и направляющими 7

1137356

Составитель В.Курбатова

Редактор Н.Швыдкая Техред Т.ДубинчакКорректор М.Максимишинец

Заказ 10513/31 Тираж 898

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Подписное

Филиал ППП Патент, r.Óæãoðîä, ул.Проектная, 4 остается в положении, в котором он находился в конце измерения.

Показания прибора считываются после извлечения его из зоны контроля.

Перед следующим замером ползунуказатель 8 возвращают в исходное положение до соприкосновения со штоком 3.

Предлагаемое техническое решение рекомендуется для контроля натяжения ременной передачи привода генератора водяного насоса и вентилятора в автомобилях ВА3 2101, ВА3 2102 и др.Такое конструктивное выполнение устройства для контроля усилия на5 тяжения ременной передачи обеспечивает точную установку его в середине ветви ремня, исключив при этом .визуальный контроль точки приложения нагрузки, что позволяет систе 0 матически контролировать натяжение ременной передачи с высокой точностью и низкой трудоемкостью.