Способ контроля контактных соединений в цепях электрических машин постоянного тока последовательного возбуждения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СПОСОБ КОНТРОЛЯ КОНТАКТНЫХ СОЕДИНЕНИЙ В ЦЕПЯХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАИМН ПОСТОЯННОГО ТОКА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО ВОЗБУВДЕНИЯ, заключакщийся подаче тока постоянного напряжения на объект контроля и измерении сигнала отклонения от нормы, отличающийся тем, что, с целью сокращения времени контроля контактных соединений при безразборном состоянии объекта, изменяют величину постоянного напряжения генератора, создают автоколебательный режим, измеренные сигналы отклонения от нормы преобразуют в код и сравнивают с эталонным . (Л с со 4;: сл
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
4(51) G 01 Н 31 02
f!
J (1 (1
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3544291/24-21 (22) 14.01.83 (46) 30.01.85. Бюл. 0- 4 (72) В.И.Юшко (71) Ташкентский ордена Трудового
Красного Знамени институт инженеров железнодорожного транспорта .(53) 621.317.799 (088.8). (56) 1.Труды ТашИИТ, Ташкент, 1978, вып. 146, с . 1 2-18 .
2.Правила заводского ремонта тепловозов типа Т"13 и ТЭ10, И., "Транс" порт", 1972, с. 250-260..:ээээ„„ 11 415 А (54) (57) СПОСОБ КОНТРОЛЯ КОНТАКТНЫХ
СОЕДИНЕНИЙ В ЦЕПЯХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ
КАШИН ПОСТОЯННОГО ТОКА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ, заключающийся в подаче тока постоянного напряжения на объект контроля и измерении сигнала отклоненич от нормы, о т л и— ч а ю шийся тем, что, с целью сокращения времени контроля контактньи соединений при беэразборном состоянии объекта, изменяют величину постоянного напряжения генератора, создают автоколебательный режим, измеренные сигналы отклонения от нормы преобразуют в код и сравнивают с эталонным
1137415
Изобретение относится к технической диагностике и касается оборудования для ремонта и проверки электрических машин постоянного тока, например тяговых электродвигателей последовательного возбуждения (ТЭД) локомотивов (тепловозов) .
Известен способ обнаруженця нагрева контактных соединений ТЭД при помощи термоиндикаторов, применяемьп 1О только при разборке и сборке тяговых электродвигателей f1) .
Недостатками этого способа являются низкая производительность конт- роля и ограниченность применения, 15
Известны способ, устройство и O режи?и?? испытаний для опрецеления технического состояния контактных соединений (1 С) и иньд соединений тяговых электродвигателей путем 20 прспускания через цепь якоря, обмото-.;; главнь?х и добавочных полюсов большого по величине постоянного тока, В разобранном состоянии, вне локомотива (тепловоза), наощупь или 25 3B. счет панесения термоиндикатора контролер определяет .степень нагрева нсех контактных соединений н цепи якоря, межкатушенных соединений полюсон, силовых проводов (кабелей) (2) .30
Недостатками известного способа применительно к ТЭД являются субъективность контроля контактных и иных
?соединений наощупь, необходимость полной или частичной разборки дпя нанесения меток термоиндикатора, необходимость использования посторонне-. .го источника боль?ш?х токов при малых напряжениях, необходимость поочередного присоединения значительного коли-,щ честна ремонтируемых ТЭД к этому источнику.
Согласно данному способу проверка на отсутствие дуговых процессов чаще выполняется н ночное время при слабом освещении или его .отсутствии путем наблюдений за вылетанием искр как н условиях депо или тепловозоремонтного завода„ так и при движе.нии тегловоза в режиме тяги. 50
Целью изобретения является сокращение времени контроля контактных соединений при безразборном состоянии объекта контр оля .
Поставленная цель достигается 55 тем, что согласно способу контроля? контакт??ых соединений в цепях электрических машин постоянного тока
2 последовательного возбуждения, заключающемуся в подаче тока постоянного напряжения на объект контроля и измерении сигнала отклонения от нормы, изменя?от величину постоянного напряжения генератора, создают автоколебательный режим, измеренные сигналы отклонения от нормы преобразуют н код и сравнивают,с эталонными.
В случае нарушения КС ?троисходит местный нагрев с последующим возникновением дугового процесса, имеющего с последующим возникновением дугового процесса, имеющего вольтамперную характеристику с "отрицательным" сопротивлением, обеспечивающим при определенных условиях появление нели??ейнь?х колебаний тока н колебательном контуре. Колебательный контур может быть реализован прп наличии минимум двух реактивностей: ипдуктннности и емкости, в особых случаях двух индуктинностей.
Одну индуктивность имеет цепь обмотки якоря и добавочных полюсов тягового электродвигателя с учетом приведенной индуктинности этих же обмоток тягового генератора, другуюобмотка возбуждения тягового электродвигателя: Эга обмотка ???унтируется на ступени ослабленного поля тягового электродвигателя одним или несколькими параллельно соединенными сопротивлениями резисторов, имеющихся в системе тепловоза, Создание колебательного контура с двумя индуктивностями при наличии
"отрицательного" сопротивления дугового процесса в цепи ТЭД последовательного возбуждения н режиме ослабленного поля обеспечивается тем, что параллельно обмотке возбуястения включается один или несколько резисторов, l
Цепь ТЭД подключается к источнику регулируемого постоянного напряжения и большого тока. Таким источником является тяговый генератор локомотива (тепловоза). Генератор работает при неподвижном и надежно заторможенном тепловозе и малом напряжении на его зажимах. Якоря ТЭД не нращаются. Автоколебания тока измеряются косвенно, пр падению напряжения в цепи добавочных полюсов. Эти автоколебания возникают при появлении дугового процесса н цепи ТЭД с повреждением КС, когда параллельно обмотке возбуждения включается резистор. Колебания тока изме1137415
Составитель В.Семенчук
Техред Т.Маточка Корректор M.Ìàêñèìèøèíåö
Редактор Т.Веселова
Заказ 10518/34 Тираж 748 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по .делам изобретений и,открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Филиал ППП "Патент", г.Ужгород, ул.Проектная,4 ряются и записываются осциллограАом или любым самопишущим прибором, сравниваются с. эталоном. Поочередное из-, мерение колебаний обеспечивается коммутатором..Особенность способа состо- g ит в том, что колебательный контур образует сама цепь электрической машины и дуга в ее цепи без применения дополнительных силовых силовых элементов. l0
На чертеже представлена схема устройатва для осуществления способа контроля контактных. соединений в цепях электрических машин постоянного тока последовательного возбуждения. 15
Устройство содержит генератор постоянного тока, якори 2, обмотки 3 добавочных полюсов и обмотки 4 последовательного возбуждения электрических машин постоянного тока, в цепи щ которых. возможно нарушение контактного соединения 5, главные контакты
6 контакторов, которые при замыкании включают резисторы 7, коммутатор 8, осциллограф или самопишущий прибор 9, 25 преобразователь 10 аналог-код и цифровую вычислительную машину 11.
При подключении генератора 1 к цепям ТЭД и замыкании главных контактов 6 в цепи якоря 2 тягового электро3 двигателя с дугой возникают автоколебания тока при определенном зйачении напряжения на зажимах генератора. Эти, автоколебания приводят к появлению пульсирующего падения напряжения на обмотке 3, которое фиксируется осциллографом 9, а через преобразователь 10 поступает в циАровую вычислительную машину 11, где сравнивается с эталонным значением и вводится в память машины для последующего сравнения при новом диагностировании. При измерени-. ях якори 2 неподвижны, благодаря чему значительно уменьшается эквивалентное активное динамическое сопротивление цепи якоря ТЭД, чем обеспечивается получение колебательного режима гоков в цепях якорей 2, обмотках 4 и резисторах 7 при наличии дугового процесса. При нарушении контактного соединения в цепи якоря 2 или резистора 7 также возникают автоколебания, но их амплитуды, частоты и Аорма колебаний будут иными по сравнению с нарушением в контактном соединении 5, что позволяет вычислительной машине
11 путем сравнения с эталонами указать номер ТЭД с дефектом и ту цепь, где деАект возник. Если возник полный обрыв в цепи обмотки 3,4 или резистора 7, то при замкнутых контактах 6 амплитуда тока в данной цепи или уменьшается до нуля или значительно . возрастает по сравнению с эталонной, что также позволяет выявить цепь ТЭД с дефектом.
Таким образом, данный способ по» зволяет провести безразборное определение технического состояния контактных соединений в цепях электрических машин постоянного тока последовательного возбуждения при неподвижном тепловозе без использования специального источника больших токов.