Устройство для лова летучих рыб
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЛОВА ЛЕТУЧИХ РЫБ преимущественно с использованием физических раздражителей, содержащее сетные элементы прямоугольной формы и плавучее средство, отличающееся тем, что с целью увеличения площади облова, возможности осуществления промысла , как в ночное, так и в дневное время суток и повыщения тем самым эффектив-ности лова сетные элементы представляют собой трехстенные рамные сети и соединены при помощи быстроразъемных приспособлений с образованием прямоугольного каркаса, одна из торцовых и нижняя сторона которого выполнены открытыми, при этом плавучее средство образовано набором дрифтерных буев, укрепленных вдоль верхней кромки каркаса, расположенной с его открытой стороны, а к противоположной верхней кромке подсоединены плавучие якоря. 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что полотна каждого сетного элемента посажены по периметру на пожияины, а верхнее и нижнее полотна снабжены дополнительными пожилинами, расположенными I по диагонали, при этом среднее и нижнее полотна посажены на пожилины с коэффи (Л циентом посадки, обеспечивающим образование .объячеивающих карманов. с Од 00 о оо Фг/г. 7
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
4гщ А 01 К 71/00
OnHGAHHE ИЗОБРЕТЕНИЯ . К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3523447/28-13 (22) 15.12.82 . (46) 07.02.85. бюл. №.5 (72) Ю. M Максимов, П. Ф. будаев и А. Г. Исаев (53) 639.2.081 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 384488, кл. А 01 К 75/02, 1971.
2. Авторское свидетельство СССР № 942644, кл. А 01 К 79/02, 1978. (54) (57) 1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЛОВА
ЛЕТУЧИХ РЫб преимущественно с использованием физических раздражителей, содержащее сетные элементы прямоугольной формы и плавучее средство, отличаюи(ееся тем, что с целью увеличения площади облова, возможности осуществления про.мысла, как в ночное, так и в дневное время суток и повышения тем самым эффектив-. ности лова сетные элементы представляют
„„Я(.1,„, 1138087 A собой трехстенные рамные сети и соединены при помощи быстроразъемных приспособлений с образованием прямоугольного каркаса, одна из торцовых и нижняя сторона которого выполнены открытыми, при этом плавучее средство образовано набором дрифтерных буев, укрепленных вдоль верхней кромки каркаса, расположенной с его открытой стороны, а к противоположной верхней кромке подсоединены плавучие якоря.
2. Устройство по п. 1, отличаюи1ееся тем, что полотна каждого сетного элемента посажены по периметру на пожияины, а верхнее и нижнее полотна снабжены дополнительными пожилинами, расположенными по диагонали, при этом среднее и нижнее полотна посажены на пожилины с коэффициентом посадки, обеспечивающим образование, объячеи вающих кар м анов.
1138087
1
Изобретение относится к рыболовству, а именно к устройствам для лова летучих рыб, и может быть использовано для их пром ышлен но го отлов а.
Известно устройство для лова летучих рыб, содержащее укрепленные под углом один к другому вертикальные сетные элементы, физический раздражитель — источник света, и установленное под сетными элементами приспособление для сбора летучих рыб (1). 1О
Однако устройство имеет ограниченную область привлечения и облова летучих рыб, поскольку его монтируют на палубе промыслового судна, Кроме того, облов устройством можно вести только в ночные и
15 вечерние часы, когда летучие рыбы будут испытывать на себе воздействие источника света.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является устройство для лова летучих рыб, содержащее физиче- 20 ский раздражитель, сетные элементы прямоугольной формы и плавучее средство, Устройство может работать самостоятельно (без промыслового судна), так как сетные элементы удерживаются на воде плавучим средством. Для сбора привлеченных к нему летучих Рыб служит накопитель, смонтированный на плавучем средстве (2).
Однако известное устройство имеет небольшую площадь облова и работоспособно только в темное время суток, что снижает 30 эффективность лова. Кроме того, известным устройством можно облавливать только тех рыб, которые перемещаются к нему над поверхностью воды.
Цель изобретения — увеличение площади облова, возможность осуществления промысла как в ночное, так и в дневное время суток и повышение тем самым эффективности лова.
Поставленная цель достигается тем, что в устройстве для лова летучих рыб преиму- 4р шественно с использованием физических раздражителей, содержащем сетные элементы прямоугольной формы и плавучее средство, сетные элементы представляют собой трехстенные рамные сети и соединены при помощи быстроразъемных приспособлений с 4 образованием прямоугольного каркаса, одна из торцовых и нижняя сторона которого выполнены открытыми, при этом плавучее средство образовано набором дрифтерных буев, укрепленных вдоль верхней кромки каркаса, расположенной с его открытой стороны, а к противоположной верхней кромке подсоединены плавучие якоря.
Кроме того, полотна каждого сетного элемента посажены по периметру на пожилины, а верхнее и нижнее полотна снабжены дополнительными пожилинами, расположенными по диагонали, при этом среднее и нижнее полотна посажены на пожилины с коэф2 фициентом посадки, обеспечивающим образование объячеивающих карманов.
На фиг. 1 изображено устройство для лова летучих рыб, общий вид; на фиг. 2— сетной элемент в виде трехстенной рамной сети; на фиг. 3 — соединение сетей и оснащение нижней фальшподборы грузилами; на фиг. 4 — соединение смежных горизонтально расположенных сетей одна с другой, их соединение с сетями другого ряда и с поплавком; на фиг. 5 — соединение горизонтально расположенных сетей с вертикально расположенными сетями одного ряда, их соединение с сетями другого ряда и с поплавком; на фиг. 6 — поплавок и его крепление; на фиг. 7 — дрифтерный маяк и его крепление; на фиг. 8 — дрифтерный буй и его крепление.
Устройство для лова летучих рыб (фиг. 1) содержит набор сетных элементов, каждый из которых представляет собой рамную трехстенную сеть 1. При этом сети 1 соединены между собой посредством быстроразъемных приспособлений 2 с образованием каркаса прямоугольной формы, нижняя и одна из торцовых сторон которого выполнены открытыми.
Каркас состоит из верхней стороны 3, имеюшей ширину 40 — 50 м и длину 150—
180 м, двух боковых сторон 4 и задней 5 и оснащен дрифтерными буями 6, дрифтерными маяками 7, поплавками 8, плавучими якорями 9 и грузилами 10. К четырем углам каркаса прикреплен вожак 11 с оттугами 12 для его выметки и выборки.
Каждая рамная трехстенная сеть 1 (фиг. 2) состоит из сетных полотен: верхнего 13, среднего 14 и нижнего 15, посаженных по периметру на пожилины 16. Углы верхнего 13 и нижнего 15 полотен соединены диагональными пожилинами 17, которые предназначены для равномерного распределения нагрузок и сохранения прямоугольной формы сети 1, ее ячей и всего каркаса в целом. Диагональные пожилины
17 в месте их перекрещивания соединены одна с другой привязками 18 с пробивкой прядей пожилины 17 капроновой ниткой для предотвращения переползания пожилин
16 в соединении.
Кроме того, сети 1 оснащены вертикальными пожилинами 19, которыми соединены один с другим углы пожилин 16 полотен
13 — 15, а также приухами 20.
Полотна 14 и 15 посажены на пожилины 16 с коэффициентом посадки, обеспечивающим образование объячеиваюгцих карманов, при этом полотна 13 и 15 имеют шаг ячеи, увеличенный по сравнению с шагом ячеи полотна 14, что способствует лучшему объячеиванию рыбы с обеих сторон сети 1. Нижние приухи 20 сетей 1, образующих боковые 4 и задние 5 стороны карка1138087
3 са, соединены с фальшподбором 21, выполненными в виде отдельных секций в пределах длины каждой сети 1, при этом секции фальшподбор 21 через скобы 22 соединены с грузилами 10, выполненными в виде цепей (фиг. 3).
Загрузка фальшподбор 21 грузилами
10 выполнена оптимальной, исходя из подьемной силы поплавков 8 и дрифтерных буев 6, которыми оснащен каркас, и с учетом наклона сторон 4 и 5 по отношению к грунту в зависимости от течения в данном промысловом районе. При оптимальной загрузке стороны 4 и 5 каркаса располагаются в воде вертикально.
Соединение нижних приухов 20 сетей
1, образующих боковые 4 и задние 5 стороны каркаса, с грузилами 10 и фальшподборами 21 осуществлено при помощи быстро разъемных приспособлений 2 в виде карабинов.
Приухи 20 каждых двух смежных сетей
1, образующих верхнюю сторону 1 каркаса, соединены шкотовым узлом 23 и с помощью быстроразъемных приспособлений 2 прикреплены к проушинам 24 поплавков 8 (фиг. 4). Таким же образом с поплавком 8 соединены горизонтальные и вертикальные сети 1 смежного ряда (фиг. 5). Поплавки 8 имеют шарообразную форму (фиг. 5), полый корпус поплавка может. быть металлическим или отлитым из пластмассы с образованием проушин 24 и закрылка 25. Проушины 24 служат для крепления поплавка
8 к пожилинам 16 или, как указывалось, для соединения приухов 20 сетей 1. Закрылки 25 предназначены для лучшего удержания каркаса на поверхности воды.
Дрифтерные маяки 7 (фиг. 6) служат для обозначения границ верхней стороны 3 каркаса, расправленного на поверхности моря. Дрифтерный маяк 7 включает в себя полую штангу 26, на которой закреплены пустотелый цилиндр 27 с закрылками
28, источник 29 питания и груз 30. Штанга
26 прикреплена к вертикальной пожилине
16 рамной сети 1 боковой 4 или задней 5 сторон каркаса при помощи зажимов 31.
В полую штангу 26 продет кабель от источника 29 питания к электрическому фонарю
32. Электрический фонарь 32 размещен в герметизированном корпусе 33.
В качестве источника 29 питания могут быть использованы батареи или аккумулятор в герметизированном корпусе. В пустотелом цилиндре 27 образовано сквозное отверстие для штанги 26. Корпус цилиндра
27 закреплен на штанге 26 зажимными втулками 34 и 35. На втулке 34 закреплен герметизированный корпус 33 электрического фонаря 32. Закрылки 28 цилиндра 27 служат для лучшего удержания на поверхности моря орудия лова при волнении.
Между корпусом цилиндра 27 и втулкой
34 закреплен кронштейн 36 для удержания конца вожака 11 с оттугами 12, необходимыми при постановке и выборке орудия лова. Вместо вожака 11 может быть применен подмаячный конец.
Дрифтерный буй 6 (фиг. 7) служит для удержания орудия лова на поверхности моря и для создания парусности при расправлении горизонтального сетного полотна на
10 поверхности моря под действием ветра.
Дрифтерные буи 6 прикреплены бензелем к горизонтальным пожилинам 16 сетей 1 преимущественно к верхней кромке каркаса со стороны его открытого торца. Дрифтерный буй 6 выполнен надувным из прорезиненной ткани. Не надутые буи 6 занимают мало места и, следовательно, удобны при транспортировке. Такой дрифтерный буй 6 хорошо «отыгрывается» на волне.
Дрифтерный буй 6 включает в себя кор20 пус 37, карман 38, шланг 39 для надувания буя и люверс 40 для крепления на пожилине 16. В качестве плавучих якорей 9 (фиг. 1) могут быть использованы конуса из парусины, пришитой к металлическому обручу, который при помощи оттяжек и капронового шнура прикреплен шкотовым (не показаны) узлом к горизонтальным пожилинам 16 задней кромки сетного полотна каркаса.
Для удержания плавучего якоря 9 в
З0 толще воды на заданной глубине к нему на поводке крепят поплавок или несколько поплавков (не показаны).
Устройство для лова летучих рыб работает следующим образом.
Устройство грузят иа борт промыслово35 го судна и следуют в район промысла, где концентрацию летучих рыб определяют визуально (при вылете более 1000 рыб за один час концентрация считается приемлемой для облова).
Перед выметкой устройства с борта промыслового судна спускают на воду вспомогательный катер (не показан), на который передают вожак 11, соединенный с сетями
1, образующими задний ряд верхней стороны 3 каркаса, заднюю сторону 5 и зад45 ние ряды боковых сторон 4, которые оснащены плавучими якорями 9 и грузилами
10. Ходом вспомогательного катера устройство располагают перпендикулярно направлению ветра.
Под весом грузил 10 задняя 5 и боковые
4 стороны каркаса погружаются в воду, плавучими якорями 9 притормаживается дрейф каркаса, а под действием ветра на поплавки 8 и дрифтерные буи 6 сети 1, расположенные горизонтально, расправля55 ются на поверхности моря.
При сходе с промыслового судна последней сети 1, образующей задний ряд одной из боковых сторон 4 каркаса, к ней при
11
5 помощи быстроразъемного приспособления
2 (фиг. 5) подсоединяют смежную сеть !.
Одновременно грузила 10 фальшподборов
21 соединяют с помощью быстроразъемного приспособления 2 одно с другим и с приухами 20 сетей 1, образующих боковые стороны 4 каркаса.
Ходом вспомогательного катера вдоль поставленного заднего ряда сетей 1 присоединяют к нему очередной ряд сетей при помощи быстроразъемных соединений 2 и поплавков 8 (фиг. 4). Таким же образом присоединяют последующие ряды сетей 1, образуя на поверхности моря расправленное горизонтальное сетное полотно (верхнюю сторону 3 каркаса) шириной 40 — 50 м и длиной 150 †1 м с вертикальными боковыми 4 и задней 5 сторонами (фиг. 1), границы которого обозначены дрифтерными маяками 7, Вожаки 11 закрепляют на кронштейнах 36 дрифтерных маяков 7. Устройство готово к объячеиванию летучих рыб.
Промысловое судно и вспомогательный катер отводят по направлению ветра на расстояние двух †тр миль от устройства.
С промыслового судна ходом вспомогательного катера параллельно установленному устройству растягивают в воде светозвукоэлектрогон и буксируют его к орудию лова.
Светозвукоэлектрогон (не показан) включает в себя систему оптических раздражителей в виде корпусов промыслового судна, вспомогательного катера, поплавков и гидродинамических щитков, окрашенных в яркий цвет, систему электрораздражителей в виде кабелей-электродов, создающих в воде силовое электрическое поле, систему световых раздражителей в виде прожекторов надводных и подводных импульсных электроламп, систему звуковых раздражителей в виде электрических звонков-ревунов.
Звукосветоэлектрогон предназначен для концентрирования разреженных скоплений летучих рыб и направленного их перемещения к орудию лова.
Под воздействием оптических, светотехнических, электрических и звуковых раздражителей летучие рыбы рывками уходят от звукосветоэлектрогона, выпрыгивают из воды, планируют над поверхностью моря.
Для предотвращения ухода летучих рыб в стороны в боковых направлениях на летучие рыбы воздействуют отпугивающими проблесками прожекторов с промыслового судна и вспомогательного катера, создавая искусственный темный коридор для прохода летучих рыб к орудию лова. Летучие рыбы, находящиеся в толще воды, объячеиваются в сетях 1, образующих верхнюю сторону 3 снизу, в боковых 4 и задней 5 сторонах каркаса с обеих сторон, а выпрыгивающие из воды летучие рыбы объячеиваются сверху сетей 1, образующих верхнюю
38087
55 сторону 3 каркаса. Трехстенная конструкция рамных сетей 1 с образованными карманами провисающей сетной дели с различным шагом ячеи способствует лучшему объячеиванию (запутыванию) летучих рыб. Подведя светозвукоэлектрогон вплотную к «воротам» устройства, непосредственно около него еще некоторое время воздействуют на летучих рыб оптическими, световыми, электрическими и звуковыми раздражителями.
Одновременно воздействуют на летучих рыб со всех сторон проблесками судовых прожекторов, увеличивая и усиливая объячеивание летучих рыб в сетях 1 каркаса
Выборку устройства на промысловое судно производят в обратной последовательности имеющимися на промысловом судне механизмами и с помощью вспомогательного катера. На промысловое судно вначале выбирают светозвукоэлектрогон, затем первый ряд сетей 1, для чего с кронштейна 36 (фиг. 6) дрифтерного маяка 7 снимают вожак 11 и передают на промысловое судно, а с впомогательного катера отсоединяют выбираемый ряд сетей 1 от смежного очередного ряда сетей 1. При выборке сетей 1 на промысловое судно объячеинные летучие рыбы вытряхивают сететрясной машиной, надутые дрифтерные буи 6, поплавки 8 отсоединяют от сетей 1 при помощи привязок и быстроразъемных приспособлений 2, дрифтерные маяки 7 отсоединяют от сетей 1 при помощи зажимов
31, плавучие якоря 9 отсоединяют роспуском быстроразъемного шкотового узла, фальшподборы 21 с грузилами 10 отсоединяют от сетей быстроразъемными приспособлениями 2;
После выборки устройства на промысловое судно на его борт поднимают вспомогательный катер и следуют на другое место для очередной постановки орудия лова летучих рыб.
Преимущество предлагаемого орудия лова летучих рыб перед известными орудиями лова заключается в том, что конструкция каркаса позволяет расправить его верхнюю сторону 3 на большой поверхности моря как в длину, так и в ширину, не давая возможности летучим рыбам перепрыгнуть (перелететь) через него.
Кака показывают наблюдения, летучие рыбы обитают в 3 — 5-метровом верхнем слое воды. Примененные в орудии лова боковые 4 и заднее 5 стороны обеспечивают объячеивание летучих рыб, находящихся в толще воды.
Трехстенная рамная конструкция сети 1, сетные стенки которой выполнены с разным шагом ячеи, дель которых посажена на пожилины с некоторой слабиной и с образованием карманов, обеспечивает хорошее объячеивание летучих рыб с обеих сторон сети.
138087
7 !
Применение в сетях I диагональных пожилин 17 позволяет равномерно распределить нагрузку, сохранить прямоугольную форму как всего каркаса, так его отдельных сетей и их ячей.
Оснащение устройства плавучими якорями 9 дрифтерными буями б, дрифтерными маяками 7 и поплавками 8 обеспечивает быстрое и надежное расправление орудия лова на поверхность моря.
Примененные в предлагаемом устройстве для лова летучих рыб быстроразъемные соединения 2 в сочетании с поплавками 8 обеспечивают удобное, быстрое и надежное соединение и рассоединение элементов каркаса, растянутого на большой площади по8 верхности моря. Предлагаемое устройство, расправленное и дрейфующее на поверхности моря, может решать самостоятельно задачу облова летучих рыб как в дневное, так и в ночное время Но наибольший ффект облова летучих рыб обеспечивается с применением светозвукоэлектрогона для концентрирования разреженных скоплений летучих рыб и их направленного перемещения к орудию лова.
Запасы летучих рыб в открытой части океана за пределами 200-мильной зоны составляют 1,5 — 4,0 млн. т. Поэтому создание предлагаемого устройства позволит эффективно использовать эти запасы.
1138087
1138087
Составитель С. Филиппова
Редактор Н. Бобкова Техред И. Верес Корректор
Заказ 10577/2 Тираж 743 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4