Землеройная машина
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ЗЕМЛЕРОЙНАЯ МАШИНА, включающая базовую машину, рама которой шарнирно связана с рамой рабочего органа, дополнительные опорные части и связанные с ними лемехи с механизмом разворота их в горизонтальной плоскости и механизмом вертикального перемещения, отличающая с я тем, что, с целью повьвиения производительности при послойной разработке пород путем перекоса лемехов, каждая из дополнительных опорных частей выполнена из колеса и опорнрго полоза, связанных между собой посредством толкакнцей штанги, при этом опорные полозья в передней части жестко связаны между собой посредством балки, а в задней части - посредством отвала, при этом балка снабжена ограничительными упорами для ограничения перемеще-ваша ния лемехов.
СО03 СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН
4(51) Е 02 F 5/08
В, ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ
Н АВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ПРl гУдцу
Фиг. 7
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЬП ИЙ (21) 364 1982/29-03 (22) 15.09.83 (46) 07;02.85. Вюл. У 5 (72) В.И. Емельянов, А.К. Коротченко, Ю.А. Мамаев и О.Е. Степанов (71) Всесоюзный научно-исследователь" . ский институт золота и редких металлов (53) 621.879.48(088.8)
I (56) 1. Авторское свидетельство СССР
У 863777, кл. Е 02 F 3/18, 1979.
2. Авторское свидетельство СССР по заявке 3451401/29-03, кл . Е 02 F 5/08, 1982 (прототип) . (54)(57) ЗЕМЛЕРОЙНАЯ МАШИНА, включающая базовую машину, рама которой шарнирно связана с рамой рабочего
„„SU„„ ддяя A органа, дополнительные опорные части и связанные с ними лемехи с механизмом разворота их в горизонтальной плоскости и механизмом вертикального перемещения, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью повышения производительности при послойной разработке пород путем перекоса лемехов, каждая из дополнительных опорных частей выполнена из колеса и опорного полоза, связанных между собой посредством толкающей штанги, при зтом опорные полозья в передней части.жеетко связаны между собой посредством балки, а в задней части — посредством отвала, при зтом балка снабжена ограничительными упорами для ограничения перемещения лемехов.
1138462
Изобретение относится к землеройно-транспортным машинам и может быть использовано, например, при разработке россыпных месторождений золота ц других полезных ископаемых, в 5 строительстве, при выполнении геологоразведочных и других работ, связанных с послойной разработкой и перемещением различных материалов.
Известно эемлеройное устройство, включающее тягач, на котором через механизмы подьема-опускания установлены роторный погруэчик .с транспортером и толкающая рама с лемехами, роторный погрузчик снабжен 15 открылками, которые, как и лемехи, установлены с возможностью разворота в горизонтальной плоскости на угол 40-120 (1) .
Однако в данном устройстве тягач 2О движется по защищенной лемехами мерзлой породе, что вызывает повышенное буксование, пои этом образованный лемехами породный волок прохо дит под тягачом, что ограничивает сечение. валка и вызывает повышенный износ соприкасающихся с породой деталей машины, а вся масса агрегата приходится на опорную поверхность ходовой части тягача, что определяет повышенное удельное давление машины на почву и невозможность эксплуатации на слабых породах.
Наиболее близкой к изобретению является землеройная машина, включающая базовую машину, рама которой шарнирно связана с рамой рабочего органа, дополнительные опорные части и связанные с ними лемехи с механиэ40 мом разворота их в горизонтальной . плоскости и механизмом вертикального пер емещения j2) .
Недостатками известной машины яв— ляются фиксированное расположение лемехов в вертикальной .плоскости, не позволяющее изменять угол резания ножа лемехов, что необходимо при изменяющихся грунтовых условиях, наличие большого количества просыпей породы, образующихся по бокам и сзади ротора устройства в процессе разработки горных пород, сравнительно большая длина гидроцилиндров, соединяющих лемехи с осью шасси, обеспечивающих изменение угла между лемехами, снижающая надежность устройства, а также высокая нагрузка на.базовую машину и дополнительные опорные части.
Целью изобретения является повышение производительности при послойной разработке пород путем перекоса лемехов и обеспечения угла резания их ножей.
Поставленная цель достигается тем, что в землеройной MatliHEfe> включающей базовую машину, рама которой шарнирно связана с рамой рабочего органа, дополнительные опорные части и связанные с ними лемехи с механизмом разворота их в горизонтальной плоскости и механизмом вертикального перемещения, каждая из дополнительных опорных частей выполнена из ко— леса и опорного полоза, связанных между собой посредством толкающей штанги, при этом опорные полозья в передней части жестко связаны между собой посредством балки, а в задней части — посредством отвала, при этом балка снабжена ограничительными упорами для ограничения перемещения лемехов.
На фиг. 1 изображена машина, вид сбоку, на фиг. 2 — то же, вид сверху.
Землеройная машина состоит из базовой машины 1, рамы 2 базовой машины, которая поднимается и опускается гидроцилиндрами 3 и соединена с рамой 4 рабочего органа при помощи двойного шарнира 5. Над кабиной установлено устройство б, предохраняющее кабину машиниста от деформации в аварийных случаях .
Рама 4 рабочего органа соединена кронштейнами 7 с рамой 8 дополнительной опорной части которая имеет колесо 9. На раме 4 рабочего органа размещены роторное колесо 10 с ковшами. 11 12, например электромеханическим, состоящим из электродвигателя и редуктора, а также транспортер 13 с приводом 14, например электромехапическим. При воды 12 и 14 получают энергию от электрического генератора или.гидравлического насоса 15, приводимого в движение двигателем базовой машины 1, илн же от привода дополнительно установленного индивидуаль— ного двигателя генератора, двигателя-гидронасоса и т.п.
Лемехи 16 при помощи шарниров 17, позволяющих только горизонтальное
1138462
25
Машина работает следующим обра- 45 зом.
При поступательном движении базовой машины 1 по горному полигону, на котором сверху образовался оттаявший слой породы, например, толщиной 50
0,1-0,15 м, лемехи 16, разведенные под углом, достаточным для необходимой производительности по сгребанию оттаявшей породы при данной глубине копания, обеспечивают накопление 55 породного валка перед ковшами 11 роторного колеса 10. Бращающееся роторное колесо 10 своими ковшами 11 подперемещение лемехов, соединены .с опорными полозьями 18, входящими в дополнительные опорные части.
Для разворачивания лемехов 16 под необходимым углом в горизонтальной плоскости установлены механизмы разворота, например гидроцилиндры
19, закрепленные шарнирно одним концом к лемехам 16, а другим концом к опорным полозьям 18. Для регули- ровки высоты лемехов 16 по отношению к ротору 10 предусмотрены раздельно управляемые .механизмы подъема-опускания, например гидроцилиндры 20, которыми можно устанавливать каждый лемех 16 на разную высоту по отношению к ротору 10.
Так как опорные полозья 18, с которыми соединены лемехи 16, жестко соединены между собой в передней своей части балкой 21, при разной высоте опорных полозьев 18 произойдет перекос лемехов в вертик"льной плоскости и изменится угол резания
-лемеховых ножей 22 °
На балке 21 с обеих сторон рамы роторного колеса установлены боковые центрирующие упоры 23, ограничиваю-, щие боковые перемещения опорных полозьев 18 и лемехов 16. Опорные
30 полозья 18 в задней своей части шарнирно соединяются с защищающим отвалом 24, которым обеспечивается зачистка разрабатываемого участка горного полигона. Регулирование заглубления отвала 24 осуществляется механизмом подъема-опускания 25, например гидроцилиндром, электрофи— цированным домкратом, электрофици— рованной лебедкой. Для передачи тягового усилия базовой машины 1 на лемехи 16 и отвал 24 опорные полозья 18 шарнирно связаны с шасси 9 толкающими штангами 26. нимает породу и опрокидывает ее на транспортер 13, который по условиям технологии или складирует транспортируемую породу в валок, пли производит погрузку ее на магистральные транспортеры или на подвижной технологический транспорт, например ав" тосамосвалы и т.п.
При необходимости увеличения производительности агрегата лемехи 16 разводятся, т.е. увеличивается угол между ними и, следовательно, ширина захвата. Регулирование угла между лемехами в плане по условиям схода породы осуществляется в пределах
40-120 о
Усилие копания как лемехами 16, так и ковшамч 11 роторного колеса регулируется из кабины водителя при помощи механизмов подъема †опускания, например, гидроцилиндров 20 и 3 соответственно. При необходимости увеличить усилие копания штоки гидроцилиндров 20 и 3 выдвигаются.
При переездах агрегата с одного горного полигона на другой штоки гидро-, цилиндров 20 и 3 задвигаются по условиям обеспечения подъема рамы ро— торного погрузчика 4 и лемехов 16 на необходимую высоту для создания дорожного просвета между лемехами
16, ковшами 11 и поверхностью, по которой перемещается устройство.
При необходимости регулировки лемехов 16 по отношению к роторному колесу 10 управлением из кабины во— дителя выдвигают или задвигают штоки гидроцилиндров 20, которые перемещают лемехи 16 по вертикали, причем так как управление гидроцилиндрами раздельное, то каждый лемех устанавливается на ту высоту, которая необходима по условиям работы с учетом сопротивления призмы волочения перед каждым лемехом. Одновременно при разном положении по вертикали лемехов
16 происходит перекос лемехов в вертикальной плоскости и угол резания лемеховыми ножами 22 изменяется . на i более поднятом лемехе угол резания увеличивается, на более опущенном— уменьшается, что уменьшает усилия на преодоление сопротивления пород копанию лемехами.
Изобретение обеспечивает повьш е- . ние производительности на послойной разработке горных пород и других материалов за счет возможности изме138462
577 Я
Фиг. с
Составитель Л.Котельникова
Редактор Н.Джуган . Техред А.Ач Корректор Л.Пилипенко
Тираж 649 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 10645/21
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 нять усилия на преодоление сопротивления горных пород копанию лемехами, изменяя угол их резания в вертикальной плоскости, исходя из грунтовых условий разработки горных пород.
Надежность устройства и его эксплуатационная производительность повышается за счет улучшения кинематики изменения в плане угла между. лемехами, а также за счет применения наряду с гидроцилиндрами и других механизмов, например электрофицированных винтовых домкратов и т.п. для управления рабочим землеройным оборудованием.,б
Повышается надежность устройства также путем уменьшения нагрузок на базовую машиву и шасси роторного рабочего органа за счет передачи нагрузок иа опорные полозья при работе. устройства.
Техническая и эксплуатационная производительность устройства повышаются эа счет применения регулиру1Î емого по высоте зачищающего отвала, шарнирно соединенного с опорными полозьями, образующими замкнутое пространство с боковых и задней сторон ротора, следовательно, вся просыпавшаяся порода не остается, а подбирается ковшами роторного погрузчика.