Двухпоточное радиально-осевое рабочее колесо турбомашины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. ДВУХПОТОЧНОЕ РАДИ АЛ ЬНО-ОСЕВОЕ РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ТУРБОМАШИНЫ , содержащее зигзагообразную перегородку с плоскими радиальными стенками и образующими с расположенными под равными углами к плоскости вращения колеса с каждой стороны перегородки дополнительными плоскими перегородками радиальные межлопаточные правои левосторонние каналы и осевые лопатки, отличающееся тем, что, с целью повышения КПД турбомащины и упрощения изготовления рабочего колеса, каждая дополнительная перегородка расположена в одной плоскости со стенкой зигзагообразной перегородки и плавно сопряжена с осевой лопаткой. 2. Колесопо п. 1, отличающееся тем, что дополнительные плоские перегородки, размещенные по разные стороны от зигзагообразной перегородки, расположены под различными углами к плоскости вращения колеса . (Л со 00 сд ю со
СОКИ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ, Я0„„1138523
4(Я) F 01 D 5/04 (21) 35?0107/24-06 (22) 30.03.83 (46) 07.02.85. Бюл. № 5 (72) М. Б. Биржаков, В. В. Литинецкий и Л. С. Гринкруг (71) Ленинградский ордена Ленина политехнический институт им. М. И. Калинина (53) 621.438 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 703670, кл. F 01 D 1/06, 1976.
2. Авторское свидетельство СССР № 748020, кл. F 01 D 1/06, 1976. (54) (57) 1. ДВУХПОТОЧНОЕ РАДИАЛЬНО-ОСЕВОЕ РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ТУРБОМАШИНЫ, содержащее зигзагообразную перегородку с плоскими радиальными стенками и образующими с расположенными под равными углами к плоскости вращения колеса с каждой стороны перегородки дополнительными плоскими перегородками радиальные межлопаточные право- и левосторонние каналы и осевые лопатки, отличающееся тем, что, с целью повышения КПД тур бомашины и упрощения изготовления рабочего колеса, каждая дополнительная перегородка расположена в одной плоскости со стенкой зигзагообразной перегородки и плавно сопряжена с осевой лопаткой.
2. Колесо-по п. 1, отличающееся тем, что дополнительные плоские перегородки, размещенные по разные стороны от зигзагообразной перегородки, расположены под различными углами к плоскости вращения колеса.
1138523
Изобретение относится к турбостроению и может быть использовано при создании высокоэкономичных двухпоточных радиально-осевых турбомашин.
Известно двухпоточное радиально-осевое рабочее колесо турбомашины, содержащее зигзагообразную перегородку с плоскими стенками, образующую радиальные межлопаточные право- и левосторонние каналы, и осевые лопатки f1).
Недостатками данного колеса являются парциальность на выходе и изломы стенок каналов в зоне перехода из радиальной решетки в осевую, что снижает экономичность и услож н яет из го то вле ни е.
Наиболее близким к изобретению по технической сути и достигаемому результату является двухпоточное радиально-осевое рабочее колесо турбомашины, содержащее зигзагообразную перегородку с плоскими радиальными стенками и образующими с расположенными под равными углами к пло- 2О скости вращения колеса с каждой стороны перегородки дополнительными плоскими перегородками радиальные межлопаточные право- и левостовонние каналы и осевые лопатки (2).
Недостатками известной конструкции колеса являются низкий КПД турбомашины и сложность изготовления рабочего колеса.
Цель изобретения — повышение КПД турбомашины и упрощение изготовления 30 рабочего колеса.
Указанная цель достигается тем, что в двухпоточном радиально-осевом рабочем колесе турбомашины, содержащем зигзагообразную перегородку с плоскими радиальными стенками и образующими с расположенными под равными углами к плоскости вращения колеса с каждой стороны перегородки дополнительными плоскими перегородками радиальные межлопаточные правои левосторонние каналы и осевые лопатки, каждая дополнительная перегородка расположена в одной плоскости со стенкой зигзагообразной перегородки и плавно сопряжена с осевой лопаткой, причем дополнительные плоские перегородки, размещенные по разные стороны от зигзагообразной перегородки, расположены под различными углами к плоскости вращения колеса.
На фиг. 1 показана развертка колеса; на фиг. 2 — радиальное сечение колеса.
Двухпоточное радиально-осевое рабочее колесо турбомашины содержит зигзагообразную перегородку 1 с плоскими радиальными стенками 2, образующими с расположенными под равными углами 6 к плоскости вращения колеса с каждой стороны перегородки 1 дополнительными плоскими перегородками 3 радиальные межлопаточные правои левосторонние каналы 4 и осевые лопатки 5. Каждая дополнительная перегородка 3 расположена в одной плоскости со стенкой 2 зигзагообразной перегородки 1 и плавно сопряжена с осевой лопаткой 5. Дополнительные плоские перегородки 3, размещенные по разные стороны от зигзагообразной перегородки 1, расположены под различными углами к плоскости вращения колеса.
Б основании стенки 2 выполнены цилиндрическими криволинейными и плавно переходящими в обвод осевой части 7 колеса.
Колесо работает следующим образом.
Рабочее тело из направляющего аппарата (не показан) поступает в радиальные право- и левосторонние каналы 4, разделяясь зигзагообразной перегородкой 1. Расположение плоских радиальных стенок 2 под углом 8 с образованием каналов 4 приводит к тому, что в осевую часть 7 колеса с лопатками 5 поток входит .ужс закрученным под углом 90 — -8.
Обеспечение плавного поворота потока из радиального направления в осевое с закруткой обеспечивает повышение КПД турбомашины, а отсутствие резких изломов проточной части — упрощение изготовления колеса.!
138523
Составитель P. Данилов
Редактор Н. Пушненкова Техред И. Верес Корректор В. Бутяга
Заказ 10654 24 Тираж 497 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, 7K — 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП сПатентэ, г. Ужгород, ул. Проектная, 4