Способ определения расстояния между насосными станциями магистрального трубопровода

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАССТОЯ ,НИЛ МЕЖДУ НАСОСНЫМИ СТАНЦИЯМИ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА, отличающийся тем, что, с целью повышения его точности путем исключения погрешностей масштабирования и съема высот с карты, в начальной точке измеряют температуру и давление окружаннцей среды, при движении измерительного устройства по трассе магистрального трубопровода непрерыв но измеряют пройденный путь, температуру и давление окружающей среды. а расстояние между насосными станциями магистрального трубопровода принимают равным пройденному измерительным устройством пути в момент выполнения равенства р, i8K3,6(i-oit p.je р. 5 5«И-I микс Н где S - пройденный измерительным устройством путь; SP - заданное расстояние между насосными станциями для горизонтального участка; оС - температурный коэффициент расширения воздуха; . -среднее значение темпе-ср (Л ратуры йоздуха в начальной-; и текущей точках; Р и Р. атмосферное давление в начальной и текущей точках; MOIKC заданный напор, развиН оо ваемый насосной станци00 ей. сп 4 О)

СООЗ СО8ЕТСНИХ

ФМЮ

РЕСПУБЛИК (1% (И) 4 (51) G 01 С 7/04

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

У АВТОРС«СНУ ССИДСТСПЬСТВУ. «««

1 (21) 3627536/24-10 (22) 27.07.83 (46) 07.02.85. Бюл. 9.5. (72) В.М.Попов, О.М.Науменко, Г.В.Ворогушин, С.А.Корчмидт и Н.В.Чубранова (53) 528.54!(088 ° 8) (56) 1.Практикум по геодезии.

М., 1983, с.9-12.

2. Руководство по эксплуатации полевых магистральных трубопроводов..

М., Военное издательство MO СССР, 1973, .с.58-69(йрототип). (54)(57) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАССТОЯ» ,НИЯ МЕЖДУ НАСОСНЫМИ СТАНЦИЯМИ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения его трчности путем исключе- . ния погрешностей масштабирования и съема высот с карты, в начальной точке измеряют температуру к давление окружающей среды, при движении измерительного устройства по трассе магистрального трубопровода непрерывно измеряют пройденный путь, температуру и давление окружающей среды, а расстояние между насосными станциями магистрального трубопровода принимают равным пройденному измерительным устройством пути в момент выполнения равенства

18И3,6 (1+с(Ф

1 ср р

5=5 1

P макс

8 где S - пройденный измерительным устройством путь;

S — заданное расстояние между

Р насосными станциями для горизонтального участка; о(- температурный коэффициент расширения воздуха;

Ф ф — — - -среднее значение темпе2 ратуры воздуха в начальной;: и текущей

1 точках э

t н Р - атмосферное давление .в д

1 начальной и текущей точках; макс

Н 1 заданный напор, развиваемый насосной станци- CQ ей. 00

1 1138646 .

Изобретение относится к геодезины ческим изысканиям, в частности к ни способам расстановки насосных те станций на магистральных трубопрово- с дах с помощью транспортных средств, 5 ус движущихся вдоль профиля, подлежа- Ан щего трассированию, и может применять- д ся в нефтехимической промьппленности при прокладке. трубопровода для пере- ля качки топлива, а также во всех от- 10 со раслях народного хозяйства, где тра(и- то спортируют, жидкости или материалы ко по магистральным трубопроводам. За

Известен способ определения рас-. но стояний и высот па топографической 15 че карте 513 н

Однако этот способ не позволяет р измерять все требуемые параметры. р

Наиболее близким к изобретению к по технической сущности является ср графический способ определения рас- н стояния между насосными станциями ц на трассе трубопровода с помощью пи гидравлического треугольника и про- ис филя трассы.. 25 ме

Гидравлический треугольник полу- р чают в результате гидравлического н расчета трубопровода по известным ст зависимостям..Он заключается в опре ме делении потерь напора по длине тру- 50 50 бопровода при перекачке горючего или определении линии гидравличес- ни кого уклона. по

Напор насосной станции расходу ется на преодоление сопротивления 35 движению горючего по длине трубопро-

;:вода ина преодоление разности высот., между начальным иконечным пунктами..

Гидравлический треугольник строит" ся в том же масштабе, что и профиль 10 ( трассы. Вертикальный катет треугольника численно равен максимальному напору в 1 и ст. жидкости насосной станции при заданной производительности. Горизонтальный катет.треуголь. 5 ника численно равен расстоянию между насосными станциями для горизонтального участка местности.

Профиль трассы вычерчивают на бумаге, снимоя отметки высот с 50 топографической карты, на которую нанесена трасса трубопровода.

Для определения расстояния между насосными станциями НС-1 и НС-2 гидравлический треугольник накладывают на профиль трассы так, что точка установки первой насосной станции и вершина прямого угла с вертикальм катетом гидравлического треуголька совпадают. Точка встречи гипонузы гидравдического теугол ника профилем трассы определяет место тановки второй насосной станции. алогично находят положение послеующих насосных станций (2) .

Однако известный способ не позво-.. ет определить расстояние между насными станциями при отсутствии пографической карты, с помощью торой строится профиль трассы. счет несовпадения данных о местсти, имеющихся на карте, и фактиских данных о местности возникает еобходимость проведения повторных асчетов и разбивки трассы магистального трубопровода, что приводит дополнительным затратам времени и едств. Низкая точность в определеии расстояния между насосными станиями возникает за счет ошибок при кетировании трассы и погрешности пользуемого измерительного йнструнта, ошибок масштабирования .гидавлического треугольника (уменьшеие напора, развиваемого насосной анцией, в 2000 раз, а расстояние жду насосными станциями в

000 раз).

Кроме того, определять расстояе между насосными станциями несредственно на трассе трубопровода известным способом невозйожно, так как он предполагает предварительную разведку трассы магистрального трубопровода, обработку данных и повторный выезд на трассу с данными расчетов.

Цель изобретения — повышение точ ности способа путем исключения по-.. грешностей масштабирования и съема высот с карты, а также возможности проведения работ при отсутствии карт.

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу определения (расс тояния между насосными с танциями магистрального трубопровода в начальной точке измеряют температуру и давление окружающей среды, при движении измерительного устройства по трассе магистрального трубопровода непрерывно измеряют пройденный путь, температуру и давление окружающей среды, а расстояние между насосными станциями магистрального трубопровода принимают равным пройденному

1138646

4 яние. Затем с помощью пульта Z управления и сигнализации в ЭВМ от задатчиков 3 и 4 заносят расчетное значение расстояния между насосными станциями и напор, развиваемый насосной станцией.

Ч е п льт 2 в 3ВМ 1 заносят та

184+8,5 1+ q 1

Р„ ср.

5=5 . P н мсЯкс и пройде нныи где S измерительным устройством путь;

S - заданное расстояние между насосными станциями для горизонтального участка;

Р - температурный коэффициент расширения воздуха;

t 1 1 — среднее значение темФ +с сР пературы воздуха в на15 чальной и текущей точках;

Р и P - атмосферное давление

1 в начальной и текущей точках;

20 макс

Н g - заданный. напор, развиваемый насосной станцией.

На чертеже представлен вариант блок-схемы устройства для реализации предлагаемого способа.

Устройство состоит из мини ЭВМ 1, пульта 2 управления и сигнализации, задатчика 3 расчетного расстояния между насосными станциями, задатчика 4 напора, развиваемого насосной станцией при заданной производительности, датчика 5 атмосферного давления, датчика 6 температуры воздуха, счетчика 7 пройденного пути„ датчика 8 пройденного пути, интерфейса

9,.процессора 10.

Пульт 2 управления и сигнализации служит для ручного .ввода информации в вычислитель, а также для выполнения профилактических:работи установ-,;

40 ки различных режимов работы процессора. Он также позволяет осуществлять контроль за состоянием работы интерфейса и процессора.

Интерфейс 9 осуществляет связь с оперативным запоминающим устройством и внешними устройствами.

Процессор 10 (вычислитель) основное устройство служит — для 50 автоматического выполнения последовательности операций, предусмотренных программой решения задачи.

Способ осуществляется следующим 1 образом. 55

В начале трассы, т.е. в месте размещения первой насосной станции, ЭВМ 1 устанавливают в исходное состо1О измерительным устройством пути в момент выполнения равенства ерз у кже от датчика 5 атмосферное давление и от датчика 6 — температуру воздуха.

Счетчик 7 пройденного пути устанавливают в положение "0". В процессе движения сигнал.от датчика 8 пройденного пути поступает на счетчик 7.

С пульта 2 осуществляют пуск устройства и одновременно начинают движение по заданной трассе трубопровода от пункта А до пункта В.

В интерфейс автоматически от датчиков 5,6 и 8 (атмосферного давления, температуры воздуха, пройденного пути) по программе, задаваемой процессором, заносится информация.

Процессор 10 ведет обработку полученных данных па расчетной формуле !

8ФЕй,й (1 ° gg )g

S=s

P н fn1%

В процессе движения пройденный путь Я возрастает от нуля до значения, при котором он сравнится с правой частью уравнения, в которой величины Р, t меняют свое значение.

В момент равенства величины S и правой части уравнения на пульт управления выдается световой и звуковой сигналы, по которым фиксируют место установки насосной станции

НС-2 на трассе магистрального трубопровода. В этом месте счетчлк 7 опять устанавливают в нуль и снова заносят значение атмосферного давления Р от датчика 5, а от датчика 6значение температуры воздуха t

Далее процесс повторяется.

Физически момент равенства пути и правой части уравнения означает, что напор, создаваемый насосной станl цией, израсходован на преодоление расстояния и разности высот между пунктами, в которых установлены первая и вторая насосные станции.

Способ может быть реализован с помощью серийно выпускаемых средств: процессора, интерфейса, пульта управления и сигнализации, счетчика

1138646

Составитель В.Лыков

Редактор С.Саенко,.Техред С.Йовжий . Корректор .М,Леонтюк

Заказ 10674/30 Тираж 651 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1!3035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д.4/5

Филиал ПП11 "Патент", г.Ужгород, ул.Проектная, пройденного пути на мини ЭВМ типа

"Электроника С5-02" или "Электроника С5-12" и др., датчика атмосферного давления типа АЦ0.338.002 ТУ, кварцевого датчика температуры типа Р103.382.276ТУ, датчик прой,денного пути от топопривязчика.

Перечисленная аппаратура должна устанавливаться на автомобиле(например ГАЗ-66-05}.

Применение изобретения позволяет

5 сократить время подготовки данных для развертывания трубопровода, повысить точность определения расстояния между насосными станциями.