Акселерометр
Иллюстрации
Показать всеРеферат
АКСЕЛЕРОМЕТР, содержащий два чувствительных элемента в виде подвижных обмоток, размещенных на гом подвесе и расположенных в I зазоре магнитной-системы, датчик перемещения включенный в цепь обратной связи, п отличающийся тем, что, с целью повышения точности измерения, подвижные обмотки расположены соосно и соединены встречно, а их массы выбраны из соотношения )Д.1 . 10 mj 20 оо 00 4ii О
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
4(51) G 01 P 15/08
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ГЮ ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1 m 1 — ) — +710 m> 20 (21) 3651240/24-.10 (22) 03.10.83
1,46) 07.02.85. Бюл.У 5 (72) В.С.Моисейченко, Д.В.Лебедев, В.И.Лобан и В.E.Åâäîêèìîâ (53) 53I.768(088.8) (56) 1.Авторское свидетельство СССР
В 344358, кл.G 01 P 15/08, 06.03.70.
2.Авторское свидетельство СССР
И - 934391, кл.С 01 P 15/13, 10.03.80.
З.Авторское свидетельство СССР
Ф 502334, кл.G 01 Р 15/13, 21.05.74
{прототип).,.SU„„1138746 А (54)(57) АКСЕЛЕРОМЕТР, содержащий два чувствительных элемента в виде подвижных обмоток, размещенных на упру гом подвесе и расположенных в зазоре магнитной. системы, датчик перемещения включенный в цепь обратной связи, отличающийся тем, что, с целью повышения точности измерения, подвижные обмотки расположены соосно и соединены встречно, а их массы выбраны из соотношения
1138746
Изобретение относится к информаци- онно-измерительной технике и может найти применение для точных измерений параметров движения объектов.
Известны точные линейные и угловые акселерометры с силовой компенсаци" . ей (1 3 и (23.
Однако данные акселерометры характеризуются ограниченным диапазоном измерения ускорений: линейных до 10 десятков g, Компенсационные акселерометры из-за податливой упругой подвески имеют низкие помехоустойчивость и механическую прочность и, как следствие, недостаточную точность изме- tS рения больших ускорений.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности является акселерометр, содержащий два чувствительных элемента в ниде обмоток, 20 подвешенных на упругом подвесе и расположенных в зазоре магнитной системы, датчик перемещения включенный в цепь обратной связи (3,7.
Недостатком известного акселеро- 25 метра является низкая точность измерения при больших значениях ускорений; вызванная, в свою очередь, ограниченностью мощности силовой компенсации. 30
Цель изобретения — повышение точности измерения больших ускорений, на порядок и более превосходящих значения компенсирующей величины.
Указанная цель достигается тем, 35 что в акселерометре, содержащем два чувствительных элемента в виде подвижных обмоток, размещенных на упругом подвесе и расположенных в зазоре магнитной системы, датчик переме- 40 щения включенный в цепь обратной связи, подвижные обмотки, расположен- ны: соосно и соединены встречно, а их массы выбраны из соотношения
1 m 1 ((20 m 10
В предлагаемом акселерометре задающим масштабно-разностным устройством является двухмассовая система с высокостабильными малоотличающимися ,значениями масс, Кроме того, наличие в зазоре двух соосных катушек с одинаковым числом витков и одним и тем же током во встречно включенных катуш55 ках позволяет скомпенсировать размагничивающее значение МДС витков катушек и построить более простую одинарную магнитную систему компенсатора.
На фиг.7 приведена схематически конструкция предлагаемого акселерометра; на фиг.2 — структурная схема.
Акселерометр содержит две чувствительные к ускорениям подвижные силовые катушки1 и2, закрепленные с корпусом на тонких упругих пластйнах
3 и 4. На катушках I и .2 закреплены элементы, например светодиод 5 и фотоприемник 6, фотоэлектрического датчика взаимного перемещения катушек.
Катушки соосны и расположены в одном рабочем зазоре магнитной системы с постоянным магнитом 7 и магнитопроводом 8.
Фотоэлектрический датчик 9 перемещения включен на вход усилителя 10 (фиг. 2 .
На выход усилителя подключены катушки 11 и 12 магнитоэлектрического компенсатора.
Акселерометр работает следующим образом.
Измеряемое ускорение Х" в равной степени воздействует на обе чувствительные массы катушек m< и m и преобразуется в усилия F,rr„=а 1Х" и Fy =
=шгХ". Полагая, что и„=(0,9-0,95)m>
ГКг> Frr„.Усилия Fr> и Гх„воздействуют на упругие подвесы 3 и 4 одинаковой жесткости и вызывают соответствующие пеРемещениЯ Х2 Ехг 7. и Х„=Е1 „ /С-.
Датчик взаимного перемещения осуществляет преобразование разности перемещений dX= Хг- Х„ в электрическое напряжение ВО=К„йХ, которое усиливается К и преобразуется в ток Х .
Ток Т> создает в катушках силовой ком*енсации усилия
F BWI 1, где  — магнитная индукция в зазоре;
W — число витков катушек;
tI †. длина витка, Усилие ГХ катушки 1 складывается с входным усилием Гх,,а усилие F< ка тушки 2 вычитается с входным усили1 ем F, сводя разность перемещений Х и Х к нулю в автокомпенсационной системе уравновешивания, т.е. (F -F ) — -(F +F )-JK К =I = =- l
1 к
Х2 Х С Х4. К С77 Х rr p 7!77(r S
Решая это уравнение относительно
Тх у"итывая. что к=I„p,Ехт Егх" х " К найдем выражение для .коэффициента
1138746 чувствительности акселерометра с достаточной точностью.
21
Вт Ш1
Таким образом, измеряемое ускоре" ние не зависит от коэффициентов преобразования датчика перемещения,, жесткости упругих подвесов, коэффициент усиления и определяется коэффициентами.магнитоэлектрического компечсатора p= t NS и масштабно-разностного преобразования
М и,, „„
z
Последнее позволяет в 1 „„ раз
1 Щ1/т2 увеличить верхний предел измерения ускорения по сравнению с обычным компенсационным акселерометром.
20
Погрешность чувствительности предлагаемого акселерометра определяется выражением 25
1 1
2 (™211-т /в
Погрешность масштабно-разностно30 го звена возрастает в -, .раз.
1 г1- „, Однако масштаб преобразованйя в предлагаемом акселерометре задан с существенно более высокой точностью по сравнению с базовым образцом, так как значение масс ш и m практи1 2 чески не меняются,т.е. у„, - г =0
ФН1 ma, У что позволяет обеспечить точность предлагаемого акселерометра соизмери-40 мую с точностью компенсационного. акселерометра.
В известных акселерометрах для снижения погрешности. линейности от раэмагничивающего действия ИДС си- 45 лавой катушки строят дифференциальные магнитные системы, вводят специальные корректирующие катушки или снижают ампер-витки катушки, снижая тем самым величину измеряемых ускорений.
В предлагаемом акселерометре за счет двух одинаковых соосных катушек в одном зазоре, которые включены последовательно и встречно, происхо дит полная взаимная компенсация МДС катушек, что позволяет упростить датчик акселерометра sa счет исполь.зования одинарной конструкции магнитной системы с внешним рабочим зазором.
Более жесткая подвеска чувствительной массы — тонкие пластинки (2 х 0,2 мм )вместо растяжек (0,5 х х 0,03 мм )позволяет существенно повысить поперечную жесткость, снизить боковую чувствительность акселерометра и повысить таким образом
его помехоустойчивость по сравнению с компенсационным.
Экономический эффект от использования предлагаемого акселерометра по сравнениюс компенсационнымсоставляет не менее 120 руб. в год на один прибор, что обусловлено зкономией на эксплуатационных расходах за счет более широких возможностей по пределу измерения, большей надежностью и устойчивостью. Стоимости предлагаемого акселерометра 3„ и базового компенсационного 3 практически равны
;и сОставлнют ОкОлО 3. „$ Ф 800 руб °
Повышение производительности экспериментальных исследований движущихся объектов за счет более высокой надежности, помехоустойчивости и более широкого предела измерений ускорений составляет не менее 15Х, что и обуславливает экономический эффект., В1
3 = 34 — -3 = 800.1 15 — 800- 120 Ру6
° ф й
1138746
Составитель Т.Макарова
Техред Я.Кузьма Корректор.О.Тигор
Редактор С.Патрушева
Филиал ППП "Патент",г.ужгород,ул.Проектная,4
Заказ 1068!/35 Тираж 897 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035,Москва,Ж-35,Раушская наб.,д.4/5