Электрическая машина

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА по авт.св. № 1112487, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции и повьппения надежности она снабжена обоймами, выполненными заодно целое с немагнитными участка .ми корпуса и имеющими ячейки, в которых размещены постоянные магниты, а охватывающий, их магнитопровод установлен с зазором относительно постоянных магнитов и сопряжен с обой- МЗ.Мгт П 74 /J (О со 00 00 00 Фиг f

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (!9) 01) 4

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTMA

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Л? 10 (61,) 1112487 (21); 3437201/24-07 (22) 27.05.82 (46) 07.02.85. Бюл,. ) 1 5 (72) Н. П. Адволоткин (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт электромашиностроения с (53) 621.313.32(088 ° 8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

У 1112487, кл. Н 02 К 1/06, 1980. (54) (57) 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ КАНИНА по авт.св. Ф 1112487, о т л и ч а ю щ а- я с я тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения надежности, она снабжена обоймами, выполненными заодно целое с немагнитными участка.ми корпуса и имеющими ячейки, в которых размещены постоянные магниты, а охватывающий,их магнитопровод устайовлен с зазором относительно постоянных магнитов и сопряжен с обоймами.

1138884

2. Машина по п. 1, о т л и ч а ю- ; щ а я с я тем, что между пакетами статора расположены дополнительные аксиально намагйиченные постоянные

Изобретение относится к электрическим машинам, а именно к синхронным двигателям и генераторам, а также вентильным двигателям, и может быть использовано в приводах высокооборот5 ных механнзмов, например центробежных компрессоров, насосов, прокатных станов.

По основному авт.св. Р 1112487 известна электрическая машина, содер- 10 кащая корпус, подшипниковые щиты, многопакетный статор,ротор с магнитопро- водом и полюсами и источник магнитного потока системы возбуждения, в которой Корпус выполнен Hs чередующих- ся между собой в аксиальном направлении немагнитных и магнитопроводящих участков, в последних из которых закреплены пакеты статора, а источник магнитного потока системы возбуждения установлен снаружи корпуса и выполнен в виде охваченных магнитопроводом постоянных магнитов, каждый из

r которых расположен на корпусе в зоне, по меньшей мере одного из магнитопро.водящих участков (Ij . !

Недостаток известного устройства заключается в его сложности,что объяс-; няется трудностями крепления постоянных магнитов, которые выполняются из: хрупкого труднообрабатываемого матери-. ала (ферритов или соединений редкоземельных металлов с кобальтом). Это практически исключает крепление непосредственно самих магнитов к корпусу, например, вин=ами или, прижимными элементами (скобами и т.п.) и сопряжение

t охватывающего магнитопровода непосредственно с магнитами, поскольку давле-| ние, вызванное креплением магнитопровода, удары и вибрации, воспринимаемые им, передаются на магниты, что вы зывает разрушение последних, а следова-( тельно, уменьшение срока их службы и надежности. магниты, установленные в пазах, выполненных в немагнитнык участках корпуса со стороны внутренних поверхностей.

Целью изобретения является упроще-. ние конструкции, обуславливающее увеличение срока службы и повышение надежности машины. указанная цель достигается тем, что электрическая машина снабжена обоймами, выполненными заодно целое с немагнитными участками корпуса и имеющими ячейки, в которых размещены постоянные магниты, а охватывающий их магнитопровод установлен с зазором относительно постоянных магнитов и сопряжен с обоймами.

С целью уменьшения потока рассеяния между пакетами статора расположены дополнительные аксиально намагниченные постоянные магниты, установленные в пазах, выполненных в немагнитных участках корпуса со стороны внутренних поверхностей.

На фиг. 1 представлена конструкция системы возбуждения двухпакетного варианта предложенной машины, на фиг.

2 — развертка поверхности немагнитного участка с обоймами; на фиг. 3 — конструкция трехпакетного варианта машины с уменьшенным потоком рассеяния постоянных магнитов системы возбужде- . ния, Электрическая машина (фиг. 1) содержит ротор 1, статор 2, состоящий из пакетов 3 и 4, в пазы которых уложена обмотка 5, корпус 6, выполненный из магнитопроводящих 7 и 8 и немагнитного 9 участков, и постоянные магниты

10, охваченные замыкающим магнитопроводом 11, а ч акже снабжена немагнитными обоймами 12 и 13, выполненными заодно с немагнитным участком 9. Обоймы представляют собой кольца с ячей.ками 14 в которые вставлены постоян ные магниты 10. Ребра 15 обойм 12 и

13 (фиг. 2) обеспечивают их жесткость, а внутренние и наружные поверхности являются посадочными участками, со3 11388 пряженными с магнитопроводящими уча- ®". стками 7 и 8 и замыкающим магнитопроводом 11.

Чтобы исключить давление на магниты, характерной особенностью которых является повышенная хрупкость, толщина магнитов 10 принимается умень. шенной в сравнении с толщиной обойм

12 и 13. Разность толщин выбирается исходя из значений поля допуска на 10 обработку магнитов и из величин температурных изменений размеров деталей машины. Если учесть, что разброс размеров необходимых ферритовых магнитов, выходящих из-под пресс-формы, 15 составляет 2Х, т.е. величину, мало влияющую на проводимость магнитной цепи, в предложенной конструкции возможно использование нешлифованных постоянных магнитов 10, стоимость кото-2О рых на 20-ЗОХ ниже стоимости обработанных магнитов.

На фиг. 3 представлена конструкция машины, статор 2 которой содержит три пакета 16-18, установленные в магнитопроводящих участках 19-21 корпуса 6. Немагнитные участки 22 и

23 корпуса 6 в отличие от предыдущей конструкции содержат постоянные магниты 24,укрепленные со стороны внутренней поверхности 25. Направление намагничивания магнитов 24 аксиально. Полюса магнитов 24 расположены таким образом относительно полюсов магнитов 10, что создают встречно

35 направленный им магнитный поток. Постоянные магниты 24 установлены в пазы 26 немагнитных участков 22 и 23.

В качестве дополнительных элементов крепления магнитов 24 могут быть 4

84 4 использованы скобы (не показаны). Наличие постоянных магнитов 24 в межпакетных пространствах обеспечивает уменьшение потоков рассеяния между статорными пакетами 16 и 17 и пакетами

17 и 18, а также, как следствие этого, возможность уменьшения расстояния между пакетами 16-18 и соответственно уменьшения длины ротора 1 и машины в целом.

Ввиду того, что пути рабочего магнитного потока постоянных магнитов 10 системы возбуждения не изменились, работа предлагаемой машины осуществляется аналогично работе известной.

Технико-экономическая эффектив ность предложенной машины заключается ,в упрощении конструкции, повышении ее надежности, снижении стоимости и уменьшении потоков рассения.

Упрощение конструкции обусловлено существенным снижением требований точности изготовления магнитов и простотой их крепления в ячейках обойм.

Благодаря тому, что постоянные магниты не являются конструктивными элементами, они не подвержены сильным механическим воздействиям, что исключает их повреждение и, следовательно, повьппает надежность машины.

Наличие аксиально намагниченных магнитов способствует снижению потоков рассеяния, сближению статорных пакетов и уменьшению длины ротора и машины.

В предложенной конструкции возможно применение необработанных ферритовых постоянных магнитов, стоимость которых существенно ниже стоимости шлифованных магнитов.

Фиг.2

1133884

2l 24 2622 80 17 26 Я7

Фиг. У

Составитель Ф. Подольская

Техред М Пароцай Корректор; В. Бутяга

Редактор И. Николайчук

Заказ 10702/42

Тираж 646 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР . по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4