Устройство для управления тиристорным коммутатором переменного тока
Иллюстрации
Показать всеРеферат
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ТИРИСТОРНЬМ КОММУТАТОРОМ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА, содержащее первый RS-триггер, входы которого предназначены для подачи управляющих сигналов, два узла пуска, каждый из которых содержит элемент И-НЕ, первый и второй входы которого являются первым и вторым входами узла пуска, второй вход соединен с S-входом RS-триггера, выход - с R-входом RS-триггера, выход. которого является выходом узла пуска , узел синхронизации, выходы которого подключены соответственно к первым входам узлов пуска, выходы узлов пуска подключены соответственно к первым входам двух основньк узлов управления, к вторым входам которых подключен выход датчика состояния тиристоров, отличающееся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, оно бнабжбно вторым RS-тpиггepo, входы которого предназначены для подачи управляющих сигналов, элементом ИЛИ и двзгмя дополнительными узлами управления, причем выходы первого и второго RS-триггеров через элемент ИЛИ соеди (Л нены с вторьм входом первого узла I пуска, выход которого соединен с вторым йходом второго узла пуска, первые и вторые входы дополнительных узлов управления соединены с соответствующими входами основных узлов управления, третьи входы которых соесо динены с выходом первого RS-триггера, а третьи входы дополнительных 9злов 00 00 управления соединены с выходом второго RS-триггера. ;о о
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (!9) ((1) А
4(51) Н 02 М 5/257
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPGHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3533294/24-07 (22) 04.01.83 (46) 07.02.85. Бюл. У 5 (72) А.А.Сушенцов, В.В.Горчаков, И.И.Гудков и Н.П.Чернов (71) Всесоюзный ордена Трудового
Красного Знамени научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт релестрое-, ния I (53) 621.314.27(088.8) (56) 1. Шубенко В.А., Браславский И.Я.
Тиристорный синхронный электропривод с фазовым управлением. М., "Энергия", 1972, рис. 5-1.
2 ° Авторское свидетельство СССР
tt 830623, кл. Н 02 P 13/18, 1973. (54)(57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ
ТИРИСТОРНЫМ КОММУТАТОРОМ ПЕРЕМЕННОГО
ТОКА, содержащее первый RS-триггер, входы которого предназначены для по" дачи управляющих сигналов, два узла пуска, каждый из которых содержит элемент И-НЕ, первый и второй входы которого являются первым и вторым входами узла пуска, второй вход соединен с S-входом RS-триггера, выход — с R-входом Rs-триггера, выход которого является выходом узла пуска, узел синхронизации, выходы которого подключены соответственно к первым входам узлов пуска, выходы узлов пуска подключены соответственно к первым входам двух основных узлов управления, к вторым входам которых подключен выход датчика состояния тиристоров, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения функцио.нальных возможностей, оно снабжено вторым RS-триггером, входы которого предназначены для подачи управляющих сигналов, элементом ИЛИ и двумя дополнительными узлами управления, причем выходы первого и второго
RS-триггеров через элемент ИЛИ соединены с вторым входом первого узла пуска, выход которого соединен с вторым входом второго узла пуска, первые и вторые входы дополнительных узлов управления соединены с соответствующими входами основных узлов управления, третьи входы которых соединены с выходом первого RS-триггера, а третьи входы дополнительных узлов управления соединены с выходом второго RS-триггера.
1 11388
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в рев р сивных приводах переменного тока с асинхронным двигателем с тиристорным коммутаТором в статорной цепи, Известно устройство для управления тиристорным регулятором для управления асинхронным двигателем, содержащее восемЬ узлов управления, элементы задержки и триггеры (1j .
Недостаток этого устройства — его сложность, Кроме того, плавное экспоненциальное изменение напряжения управления приводит к уменьшению быстродействия. 15
Наиболее близким к изобретению по технической сущности является устройство, содержащее первый RS-триггер, узел синхронизации, выходы которого подключены соответственно к первым 2О входам узлов управления, к вторым входам узлов управления подключен выход датчика состояния тиристоров.
Устройство обеспечивает безударный пуск реверсивных электроприводов (2) . 25
Однако использование двойного комплекта управляющей части указанного устройства для обеспечения безударного пуска реверсивных электроприводов приводит к значительному усложнению устройств для управления тиристорным коммутатором.
Цель изобретения — расширение функциональных возможностей устройства.
Поставленная цель достигается тем, что устройство, содержащее RS-триггер, два узла пуска, каждый из которых содержит элемент И-НЕ, первый и второй входы которого являются первым и вторым .входом узла пуска, второй вход соединен с S-входом RS-триггера, выход — с R-входом RS-триггера, выход которого является выходом узла пуска, узел синхронизации, выходы 45 которого подключены соответственно к первым входам узлов пуска, выходы которых подключены к первым входам соответствующих основных узлов управления, к вторым входам которых подключен выход датчика состояния тиристоров, снабжено вторым RS-триггером, входы которого предназначены для подачи управляющих сигналов, элементом ИЛИ и двумя дополнительными узлами управления, причем выходы первого и второго RS-триггеров первого узла пуска, выход которого соединен
99 с вторым входом второго узла пуска, первые и вторые входы дополнительных. узлов управления соединены с соответствующими входами основных узлов .управления, третьи входы которых соединены с выходом первого RS-триггера, а третьи входы дополнительных узлов управления соединены с выходами второго RS-триггера.
На чертеже представлена схема устройства.
Устройство содержит RS-триггеры 1 и 2, элемент ИЛИ 3, узлы 4 и 5 пуска, элементы И-НЕ 6, RS-триггеры 7, узел 8 синхронизации, узлы 9 — 12 управления, датчик 13 состояния тиристоров, тиристорный коммутатор 14 переменного тока и асинхронный двигатель 15.
Устройство работает следующим образом.
Управление устройством осуществлявнешними командными реле "Вперед" (Вп), "Назад" (Нз) и "Стоп"(Ст), контакты которых указаны на чертеже.
Команда "Вперед" или "Назад" подается в устройство при подключении основным контактом соответствующего реле к S-входу RS-триггера 1 или 2.
С целью исключения одновременного включения триггеров 1 и 2 и как следствие короткого замыкания в тиристорном коммутаторе вторые контакты (блокировочные) командных реле "Вперед и "Назад" подключены к R-входам соответственно триггеров 2 и 1 (контакт реле "Вперед" подключает вход R триггера 2, а контакт реле "Назад" вход R триггера 1 к нулю. Команда
"Стоп" подается в устройство при подключении контактами реле "Стоп" входов R триггеров 1 и 2 к нулю. При этом командное реле "Стоп" включается, когда оба реле "Вперед" и "Назад" отключены, и выключается при включении одного из последних.
В исходном состоянии контакты реле "Ст" замкнуты, а контакты реле "Вп" и "Нз" разомкнуты и триггеры 1 и 2 выходными. сигналами "0" блокируют узлы 9 — 12, запрещая подачу импульсов на все тиристоры коммутатора.
При поступлении команды "Вперед" основной контакт реле "Вп" подает сигнал "0" на вход S триггера 1, а блокируемый контакт реле "Вп" — сигнал "0" на вход R триггера 2. Кон1138899
3 такты реле "Ст размыкаются, при этом триггер 1 переключается, а триггер 2 остается в исходном состоянии.
На входы узлов 9 и 12 с выхода триггера 1 поцается сигнал, подготавливая их к срабатыванию, а на входы узлов 10 и 11 с выхода триггера 2 . подается сигнал "0", который запрещает срабатывание этих узлов и подачу импульсов на тиристоры группы 10
"Назад".
Сигнал с выхода триггера 1 поступает через элемент 3 на вход элемента 6 и на вход S RS-триггера 7 узла 4. Датчик 13 работает на принци- 15
Inc сравнения выпрямленных напряжений сети и на зажимах .двигателя и выдает единичные сигналы, когда тиристоры закрыты или происходит переключение последних. 20
Узел 8 выдает узкий импульс при ,переходе напряжения фазы через нуль. При появлении синхроимпульса на выходе элемента 6 узла 4 появляется сигнал 0, который подается на 25 вход R триггера 7. Триггер 7 переключается и сигнал "1" с выхода последнего поступает на входы узлов 9, 10 и на входы элемента 6 и триггера 7 узла 5.Узлом 9 выдается импульс: щ управления на включение тиристоров фазы А, обеспечивающих работу двигателя в направлении "Вперед". ДвигаI тель подключается к двум фазам сети и С . При появлении на выходе узла 8
35 следующего импульса с углом отстаивао ния 90 от предыдущего импульса (выдается в момент, когда линейное на пряжение 01г0 равно нулю), переключается триггер 7 узла 5. Появляющийся. 40 на выходе узла 5 сигнал "1" разреша,ет узлу 12 подачу управляющих импульсов на тиристоры фазы g группы "Вперед". Таким образом, двигатель подключен ко всем трем фазам сети, а ротор его вращается в направлении .,"Вперед". Останов двигателя происходит по поступлению команды "Стоп" и подключении контактами реле "Ст" входов R ,триггеров 1 и 2 к нулю. При этом триггер 1 переключается,на выходе его устанавливается сигнал "0".
Узлы 9 и 12 прекращают подачу управляющих импульсов на тиристоры комму- 55 татора, тиристоры закрываются, отключая двигатель от сети, последний останавливается.
Одновременно с переключением триггера 1 и появлением сигнала "0" на его выходе все элементы устройства возвращаются в исходное состояние.
При поступлении команды Назад" основной контакт внешнего командного реле "Нз" подает сигнал "0 к входу $ триггера 2, а блокировочный контакт реле "Нэ" — сигнал "0" на вход R триггера 1, контакт реле"Ст" размыкается, при этом триггер 2 переключается, а триггер 1 остается в исходном состоянии. На входы узлов 10 и 11 управления с выхода триггера 2 подается сигнал "1", подготавливая их к срабатыванию, а на входы узлов 9 и 12 с выхода триггера 1 подается сигнал "0", который запрещает срабатывание последних узлов управления и подачу импульсов на тиристоры группы "Вперед". Одногвременно на вход элемента 6 и на вход S триггера 7 узла 4 через элемент 3 поступает сигнал "1".
Узел 8 выдает узкий импульс при переходе напряжения фазы 8 через нуль.
При появлении синхроимпульса на выходе элемента 6 узла 4 появляется сигнал "0", который подается на вход R триггера 7. Триггер 7 переключается, сигнал "1" с выхода последнего поступает на входы узлов 9 и 10, однако импульс на включение тиристоров группы "Назад" фазы г выдается лишь узлом 10, поскольку узел 9 заблокирован сигналом "0" с выхода триггера 1. Двигатель подключается к двум фазам сети и С .
При появлении на выходе узла 8 син,хронизации импульса с углом отстава0 ния 90 от предыдущего импульса (когда линейное напряжение БАс равнсг нулю) переключается триггер 7 узла 5.
Появляющийся на выходе узла 5 сиг1! I 1 нал 1 при наличии сигнала с датчика 13 разрешает подачу управляющих о импульсов узлом 11 на тиристоры фазы в группы "Назад", двигатель оказывается подключенным ко всем трем фазам питающей сети, а ротор двигателя вращается в направлении вращения "Назад".
При управлении нереверсивными электроприводами контакты "Hs" отсутствуют, триггер 2 не переключается и сигнал "0" с выхода последнего блокирует узлы 10 и f1. Включение электропривода в направлении враще
1138899
Составитель В.Миронов
Редактор А.Мотыль Техред М.Гергель Корректор M.Ëåîíòþê
Заказ 10702/42 Тираж 646 . Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная, 4 ния "Вперед" происходит аналогично описанному.
Таким образом, пременение предлагаемого устройства для .управления, тиристорым коммутатором переменного тока обеспечивает работу как реверсивного, так и нереверсивного электроприводов переменного тока.