Привод откидного борта самосвального кузова
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ПРИВОД ОТКИДНОГО БОРТА САМОСВАЛЬНОГО КУЗОВА, содержащий шарнирно установленный на кузове двуплечий рычаг, нижнее плечо которого образует плоскость с возможностью ее взаимодействия с закрепленным на самосвала упором, а верхнее плечо соединено посредством тяги с крюковым захватом, укрепленным на борту с возможностью взаимодействия со стержнем, жестко соединенным с неподвижным бортом, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности фиксации откидного борта путем компенсации зазоров, упомянутая тяга расположена наклонно к крюковому захвату, поверхность контакта которого со стержнем выполнена по радиусу, равному расстоянию от указанной поверхности до оси вращения крюка, при этом крюковой захват снабжен выступом, шарнигно свя занным с подпружиненным штоком, свободный конец которого размещен в направляющей , жестко закрепленной на откидном борту, а неподвижный борт кузова снабжен ограничителем, установленным с возможностью взаимодействия с двуплечим рычагом при опущенном откидном борту. СО со Од ел liU
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН
4(Я) В 60 P 1/26
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ в *втоссковт ссидвтсовствт
1 с .вот;вт в
7 $3 1
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTHA (21) 3546003/27-11 (22) 02.02.83 (46) 15..02.85. Бюл. В 6 (72) А.Н.Агеев, В.А.Андреев, Г.Л.Герман, Н.И.Каврев, С.Н.Куликов, В.И.Миркитанов, В.И.Муромский, С.ИвРябов и В.П.Стухин (71) Головное специализированное конструкторско-технологическое бюро по тракторным прицепам г.Орел . (53) 629. 114.3(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
У 839779, кл. В 60 P 1/26, 1979 (прототип}. (54)(57) ПРИВОД ОТКИДНОГО БОРТА САИОСВАЛЬНОГО КУЗОВА, содержащий шарнирно установленный на кузове двуплечий рычаг, нижнее плечо которого образует плоскость с воэможностью ее
:взаимодействия с закрепленным на раме самосвала упором, а верхнее плечо
„„SU„„1139654 А соединено посредством тяги с крюковым захватом, укрепленным на борту с воэможностью взаимодействия со стержнем, жестко соединенным с неподвижным бортом, о т л и ч а ю— щ и и с .я тем, что, с целью повышения надежности фиксации откидного борта путем компенсации зазоров, упомянутая тяга расположена наклонно к крюковому захвату, поверхность контакта которого со стержнем выполнена по радиусу, равному расстоянию от указанной поверхности до оси вращения крюка, при этом крюковой захват снабжен выступом, шарнирно связанным с подпружиненным штоком, свободный конец которого размещен в направляющей,жестко закрепленной на откидном борту, а .неподвижный борт кузова снабжен ограничителем, установленным с возможностью взаимодействия с двуплечим рычагом при опущенном откидном борту.
1139654
Изобретение относится к транспорг ным средствам с устройствами для управления перемещения борта при двухсторонней боковой или задней разгрузках самосвального кузова. 5
Наиболее близким к предлагаемому является привод откидного борта самосвального кузова, содержащий шарнирно установленный на кузове двуплечий рычаг, нижнее плечо которого выполнено с возможностью взаимодействия плоскостью на его нижнем торце с закрепленным на раме самосвала упором, а верхнее плечо соединено посредством тяги с крюковым захватом, укрепленным на борту с возможностью взаимодействия со стержнем, жестко соединенным с неподвижным бортом (1г.
Недостатком известного устройства является то, что открывание и закрывание борта механизмом требуют высокой точности изготовления и установки треугольника на платформе и кронштейна ролика на раме. Кроме того, возможно появление зазора между бортами в результате деформации рамы, платформы, а его устранение регулировкой тяг при пустой платформе приводит к ее поднятию над лонжеронами, 30
Передача веса груженой платформы происходит неравномерно по длине рамы, а в основном через механизм на ролики опорных кронштейнов рамы.
Перегружается рама и механизм. Вслед-35 ствие этого устройство имеет недостаточную надежность фиксации откидного борта.
Цель изобретения — повышение надежности фиксации откидного борта 40 путем компенсации зазоров.
Цель достигается тем,что в приводе откидного борта самосвального кузова, содержащем шарнирно установленный на кузове двуплечий рычаг, 45 нижнее плечо которого образует торцовую плоскость с воэможностью ее взаимодействия с закрепленным на .раме самосвала упором, а верхнее плечо соединено посредством тяги с крюковым захватом, укрепленным на бррту с возможностью взаимодействия со стержнем, жестко соединенным с неподвижным бортом, упомянутая тяга расположена наклонно к крюковому захвату, поверхность контакта которого со стержнем выполнена по радиусу, равному расстоянию от укаэанной поверхности до оси вращения крюка, при этом крюковой захват снабжен выступом, шарнирно связанным с подпружиненым штоком, свободный конец которого размещен в направляющей жестко закрепленной на откидном борту, а неподвижный борт кузова снабжен ограничителем, установленным с возможностью взаимодействия с двуплечим рычагом при опущенном откидном борту.
На фиг. 1 представлен предлагаемый привод, общий вид; на фиг. 2 положение привода в момент разгрузки кузова; на фиг. 3 — крюковой захват, вид.
Устройство содержит двуплечий рычаг 1, шарнирно установленный на кузове 2 и соединенный шарнирно через тягу 3-с откидным бортом 4 посредством крюкового захвата 5 с выступом.
Пружинд сжатия 6 одним концом соединена с откидным бортом 4, а другим - с захватом 5, создавая момент, направленный на вывод звена из зацепления со стержнем 7.
Профиль зева захват 5 имеет глубину, необходимую для дополнительного поворота звена, при котором пружина сжатия 6 изменяет направление действия момента. Поворот кузова осуществляется относительно оси 8 на кронштейне 9, установленном с зазором O ..
Во избежание самопроизвольного открывания борта со стороны, противо положной направлению разгрузки, необходимо захват 5 с помощью монтажной лопатки, введенной в гнездо 10, перевести в положение, указанное на. фиг. 3.
Наклонное расположение тяги 3 к захвату 5 с зевом, выполненным по радиусу, позволяет перемещать захват 5 по рабочей траектории зева.
Воэможность указанного перемещения устраняет отрицательное влияние конструктивного зазора (между осью 8 опорной балки рамы и кронштейном опрокидывания платформы 9) и погрешностей расположения упора рамьг 11, шарнира крепления двуплечего рычага 12 и стержня 7 на работу всего устройства в вертикальной плоскости (фиг. 1).
Торцовая плоскость нижнего плеча рычага 1 устраняет отрицательное влияние конструктивного зазора и и отклонение расположения элементов 7, з 1139
11 и 12, влияющих на работу всего рычажного устройства в горизонтальной плоскости, и позволяет беспрепятственно перемещаться груженой платформе в этой плоскости, не нагружая 5 дополнительными усилиями детали рычажного устройства.
Угол раскрытия борта задан плечом Н (фиг. 2) и гарантирует возвращение борта, что осуществляется 10 с помощью закрепленного на неподвижном борту ограничителя 13, контактирующего с двуплечим рычагом, при опущенном борте.4.
Устройство работает следующим образом.
В начале подъема кузова происходит перемещение двуплечего рычага ,но ролику 14. Пружина сжатия 6 принудительно выводит захват 5 из за- 20 цепления со стержнем 7 и отпирает борт 4. Открываемый борт 4 под действием ссыпаемого груза раскладывает захват 5 и тягу 3 в положение, необходимое для беспрепятственного 25 схода груза.
654
При дальнейшем подъеме кузова двуплечий рычаг 1 касается ограничителя 13 на неподвижном борту, и откидной борт продолжает поворачиваться совместно с кузовом, сохраняя неизменным плечо H ..
Подъем открытого борта при опускании кузова осуществляется в обратном порядке: двуплечий рычаг 1, взаимодействуя с роликом 14 через тягу 3 и захват 5, поднимает борт 4.
При приближении закрываемого борта к неподвижному борту пружина сжатия 6 принудительно поворачивает захват 5 так, что его выступ не задевает за стержень и не мешает закрытию борта. После соприкосновения откидного борта с неподвижными бортами усилие от тяги 3 поворачивает крюковой захват и вводит его в зацепление со стержнем 7, запирая борт.
Использование изобретения обеспечивает надежное запирание борта путем компенсации погрешностей изготовления и снижение нагрузок на элементы привода.
1139654
Составитель А.Слыхов
Редактор Т.Митейко Техред С.Мигунова Корректор М.Максимишинец
Заказ 287/14 Тираж 650 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета CCCP по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Филиал П П "Патент", г.ужгород, ул.Проектная, 4