Реверсивно-рулевое устройство водометного движителя
Иллюстрации
Показать всеРеферат
РЕВЕРСИВНО-РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО ВОДОМЕТНОГО ДВИЖИТЕЛЯ , имеющего сопло с лопатками спрямляющего аппарата, установленное в диаметральной плоскости судна и содержащее струенаправляющую коробку с размещенными в ней заслонками и рулем, установленным в диаметральной плоскости судна с возможностью поворота, причем высота руля равна диаметру сопла водометного движителя, отличающееся тем, что, с целью улучшення маневренности судна и повышения КПД движителя на заднем ходу судна, юпатки спрямляющего аппарата имеют затупленную заднюю кромку, руль выполнен в виде щелевого прямоугольного сопла, щирина которого равна толщине задней кромки лопатки спрямляющего аппарата, а заслонки в положении «Задний ход установлены с возможностью касания их передних кромок с внешней поверхностью руля и образования урла между ними, вершина которого направлена в сторону спрямляющего аппарата движителя, при этом по крайней мере две лопатки послед- § него расположены в диаметральной плос- О) кости судна. со ;о О)
,SU„,1139671
СОЮЗ СОВЕТСКИХ соцИАлистичесних
" РЕСПУБЛИК
4 В 63 Н 11 117
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Йф
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3614616/27-11 (22) 29.06.8) (46) 15.02.85. Бюл. № 6 (72) Л. С. Папков и И. Я. Бейлин (71) Центральный научно-исследовательский институт лесосплава и Костромской судомеханический завод (53) 629.12.532.582.5.035.2 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 335156, кл. В 63 Н 25/12, 1967 (прототип). (54) (57) РЕВЕРСИВНО-РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО ВОДОМЕТНОГО ДВИЖИТЕЛЯ, имеющего сопло с лопатками спрямляющего аппарата, установленное в диаметральной плоскости судна и содержащее струенаправляющую коробку с размещенными в ней заслонками и рулем, установленным в диаметральной плоскости судна с возможностью поворота, причем высота руля равна диаметру сопла водометного движителя, отличающееся тем, что, с целью улучшения маневренности судна и повышения КПД движителя на заднем ходу судна, лопатки спрямляющего аппарата имеют затупленную заднюю кромку, руль выполнен в виде щелевого прямоугольного сопла, ширина которого равна толщине задней кромки лопатки спрямляющего аппарата, а заслонки в положении
«Задний ход> установлены с возможностью касания их передних кромок с внешней поверхностью руля и образования угла между ними, вершина которого направлена в сторону спрямляющего аппарата движителя, при этом по крайней мере две лопатки послед- Я него расположены в диаметральной плоскости судна.
1139671
Изобретение относится к судостроению, а именно к реверсивно-рулевым устройствам водометных движителей.
Известно реверсивно-рулевое устройство водометного движителя, имеющего сопло с лопатками спрямляющего аппарата, установленное в диаметральной плоскости судна и содержащее струенаправляющую коробку с размещенными в ней заслонками и рулем, установленным в диаметральной плоскости судна с возможностью поворота, причем высота руля равна диаметру сопла водометного движителя (1).
Однако в известном устройстве маневренность судна на заднем ходу значительно хуже, чем на переднем. Кроме того, в положении заслонок «Задний ход» образуется застойная область в струе воды, расположенная между заслонками. Это обстоятельство увеличивает гидравлические потери в реверсивно-рулевом устройстве, что снижает
КПД водометного движителя на заднем ходу судна.
Целью изобретения является улучшение маневренности судна и повышение КПД движителя на заднем ходу судна.
Цель достигается тем, что в реверсивнорулевом устройстве водометного движителя, имеющего сопло с лопатками спрямляющего аппарата, установленное в диаметральной плоскости судна и содержащее струенаправляющую коробку с размещенными в ней заслонками и рулем, установленным в диаметральной плоскости судна с возможностью поворота, причем высота руля равна диаметру сопла водометного движителя, лопатки спрямляю щего аппарата имеют затупленную заднюю кромку, руль выполнен в виде щелевого прямоугольного сопла, ширина которого равна толщине задней кромки лопатки спрямляющего аппарата, а заслонки в положении «Задний ход» установлены с возможностью касания их передних кромок с внешней поверхностью руля и образования угла между ними, вершина которого направлена в сторону спрямляющего аппарата движителя, при этом по крайней мере две лопатки последнего расположены в диаметральной плоскости судна.
На фиг. 1 схематически представлено реверсивно-рулевое устройство, вид со стороны кормы судна; на фиг. 2 — то же, разрез
А-А на фиг. 1; на фиг. 3 (а, б, в,г,д) схема работы реверсивно-рулевого устройства при различных положениях руля и заслонок.
Реверсивно-рулевое устройство водометного движителя содержит струенаправляющую коробку 1 с размещенными в ней заслонками 2 и 3 и рулем 4. Струенаправляющая коробка 1 имеет верхнюю 5 и нижнюю 6 несущие плиты, неподвижно закрепленные в кормовой части судна так, что ось входного патрубка 7 струенаправляющей коробки 1 совпадает с осью сопла 8 водометного движителя. Кроме того, струенаправляющая коробка 1 содержит выходной патрубок 9 и бортовые патрубки 10 и 11. Руль 4, выполненный в виде щелевого прямоугольного сопла, расположен в струенаправляющей коробке 1 в диаметральной плоскости судна с возможностью поворота относительно вертикальной оси. Высота руля 4 равна диамет ру сопла 8 водометного движителя. Шири15 на щелевого прямоугольного сопла равна толщине задних кромок лопаток 12 спрямляющего аппарата, расположенного в соп20
55 ле 8 водометного движителя. При этом по крайней мере две лопатки спрямляющего аппарата расположены в диаметральной плоскости судна. Заслонки 2 и 3 расположены в струенаправляющей коробке 1 симметрично относительно диаметральной плоскости судна, причем расстояние между ними таково, чтобы на переднем ходу судна они не омывались струей воды, вытекающей из сопла 8 водометного движителя. В положении
«Задний ход» заслонки 2 я 3 своими передними кромками касаются внешней поверхности руля 4, образуя угол, вершина которого направлена в сторону спрямляющего аппарата.
Реверсивно-рулевое устройство работает следующим образом.
При движении судна вперед заслонки 2 и 3 параллельны диаметральной плоскости судна, закрывая бортовые патрубки 10 и 11 (фиг. 3 а). Поворот судна осуществляется соответствующим поворотом руля 4 (фиг. Зб).
Для реверса судна заслонки 2 и 3 поворачивают так, чтобы они своими передними кромками касались внешней поверхности руля 4, который направлен вдоль диаметральной плоскости судна. Бортовые патрубки 10 и 11 открываются и направляют струю воды в сторону движения судна (фиг. Зв).
Входное отверстие щелевого прямоугольного сопла руля 4 закрыто при этом затупленной задней кромкой лопаток 12, расположенных в диаметральной плоскости судна.
Поворот судна на заднем ходу осуществляется соответствующим поворотом руля 4 в положении заслонок 2 и 3 «Задний ход» (фиг. Зг и д).
Применение устройства позволит улучшить маневренность судна при движении назад, уменьшить гидравлические потери в реверсивном устройстве, новысив тем самым
КПД движителя на заднем ходу судна.
1139671
A— - A
7 8 Я
Составитель А. Печерица
Техред И. Верее Корректор М. Демчик
Тираж 435 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патентэ, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Редактор Т. Митейко
Заказ 26/15