Шестеренный насос
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ШЕСТЕРЕННЫЙ НАСОС, содержащий корпус с торцовой крышкой, в цилиндрических расточках которого разме: щены шестерни внешнего зацепления с цапфами , установленными в подшипниках сколь жения, и систему для смазки и разгрузки, выполненную в виде разгрузочного канала и кольцевой проточки, размешенных на рабочем торце подшипника, и смазочной канавки , расположенной на его внутренней поверхности, и каналы подвода и отвода рабочей жидкости, причем кольцевая проточка с одной стороны соединена со смазочной канавкой, а с другой стороны - с разгрузочным каналом, выполненным с возможностью соединения с запертым межзубовым объемом, отличающийся тем, что, с целью увеличения долговечности, каждый подшипник снабжен калиброванным каналом и разгрузочной незамкнутой полостью, выполненной на его наружной поверхности , разгрузочный канал выполнен параллельно оси врашения шестерен, а смазочные канавки выполнены винтовыми и размещены на внутренней поверхности подшип ника со стороны канала подвода, причем калиброванные каналы с одной стороны соединены со смазочными канавками, а с другой стороны - с разгрузочной незамкнутой полостью.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ.
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
4 @ F 04 С 2/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ
К АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3659389/25-06 (22) 31.08.83 (46) 15.02.85; Бюл. № 6 (72) В. К. Подобедов и В. С. Косых (71) Центральное опытное проектно-конструкторское и технологическое бюро ГОСНИТИ по организации и технологии ремонта и технического обслуживания автомобилей (53) 621.664 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 434187, кл. F 04 С 2/00, 1973.
2. Патент США № 2885965, кл. 418-79, опублик; 1959. (54) (57) ШЕСТЕРЕННЫЙ НАСОС, содержащий корпус с торцовой крышкой, в цилиндрических расточках которого размещены шестерни внешнего зацепления с цапфами, установленными в подшипниках скольжения, и систему для смазки и разгрузки, выполненную в виде разгрузочного канала и кольцевой проточки, размещенных на ра„„Q< 1139888 бочем торце подшипника, и смазочной канавки, расположенной на его внутренней поверхности, и каналы подвода и отвода рабочей жидкости, причем кольцевая проточка с одной стороны соединена со смазочной канавкой, а с другой стороны — с разгрузочным каналом, выполненным с возможностью соединения с запертым межзубовым объемом, отличающийся тем, что, с целью увеличения долговечности, каждый подшипник снабжен калиброванным каналом и разгрузочной незамкнутой полостью, выполненной на его наружной поверхности, разгрузочный канал выполнен параллельно оси вращения шестерен, а смазочные канавки выполнены винтовыми и размещены на внутренней поверхности подшипника со стороны канала подвода, причем калиброванные каналы с одной стороны соединены со смазочными канавками, а с другой стороны — с разгрузочной незамкнутой полостью.
1139888
5
Изобретение относится к машиностроению, в частности к шестеренным насосам.
Известен шестеренный насос, содержащий корпус с торцовой крышкой, в цилиндрических расточках которого размещены шестерни внешнего зацепления с цапфами, установленными в подшипниках скольжения, на торцовых сторонах которых выполнены симметричные, относительно оси шестерен незамкнутые разгрузочные полости, соединенные каналами с полостью всасывания и нагнетания (1).
Недостатками такого насоса являются низкий объемный КПД и.повышенный износ подшипников скольжения.
Наиболее близким по технической сущности к изобретению является шестеренный насос, содержащий корпус с торцовой крышкой, в цилиндрических расточках которого размещены шестерни внешнего зацепления с цапфами, установленными в подшипниках скольжения, и систему для смазки и разгрузки, выполненную в виде разгрузочного канала и кольцевой проточки, размещенных на рабочем торце подшипника и смазочной канавки, расположенной на его внутренней поверхности, и каналы подвода и отвода рабочей жидкости, причем кольцевая проточка с одной стороны соединена со смазочной канавкой, а с другой стороны — с разгрузочным каналом, выполненным с возможностью соединения с запертым межзубовым объемом (2).
Недостатком шестеренного насоса является малая долговечность, обусловленная низкой эффективностью работы системы смазки и разгрузки.
Цель изобретения — увеличение долговечности. /
Указанная цель достигается тем, что в шестеренном насосе, содержащем корпус с торцовой крышкой, в цилиндрических расточках которого размещены шестерни внешнего зацепления с цапфами, установленными в подшипниках скольжения, и систему для смазки и разгрузки, выполненную в виде разгрузочного канала и кольцевой проточки, размещенных на рабочем торце подшипника, и смазочной канавки, расположенной на его внутренней поверхности, и каналы подвода и отвода рабочей жидкости, причем кольцевая проточка с одной стороны соединена со смазочной канавкой, а с другой стороны — с разгрузочным каналом, выполненным с возможностью соединения с запертым межзубовым объемом, каждый подшипник снабжен калиброванным каналом и разгрузочной незамкнутой полостью, выполненной на его наружной поверхности, разгрузочный канал выполнен параллельно оси вращения шестерен, а смазочные канавки выполнены винтовыми и
ЗО
55 размещены на внутренней поверхности подшипника со стороны канала подвода, причем калиброванные каналы с одной стороны соединены со смазочными канавками, а с другой стороны — с разгрузочной незамкнутой полостью.
На фиг. 1 схематически представлен шестеренный насос, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1.
Шестеренный насос содержит корпус 1 с торцовой крышкой 2, в цилиндрических расточках 3 которого размещены шестерни
4 внешнего зацепления с цапфами 5, установленными в подшипниках 6 скольжения, и систему для смазки и разгрузки, выполненную в виде разгрузочного канала 7 и кольцевой проточки 8, размещенных на рабочем торце 9 подшипника 6 и смазочной канавки 10, расположенной на его внутренней поверхности 11, причем кольцевая проточка 8 с одной стороны соединена со смазочной канавкой 10, а с другой стороны — с разгрузочным каналом 7, выполненным с возможностью соединения с запертым межзубовым объемом 12, при этом каждый подшипник 6 снабжен калиброванным каналом 13 и разгрузочной незамкнутой полостью 14, выполненной на его наружной поверхности 15, разгрузочный канал 7 выполнен параллельно оси 16 вращения шестерен 4, а смазочные канавки
10 выполнены винтовыми, причем калиброванные каналы 13 с одной стороны соединены со смазочными канавками 10, а с другой стороны — с разгрузочной незамкнутой полостью 14, рабочая жидкость поступает по каналу подвода 17, вытесняется в канал отвода 18, а смазочные канавки 10 выполнены на внутренней поверхности 11 подшипника 6 со стороны канала подвода 17.
Шестеренный насос работает следующим образом.
При вращении шестерен 4 рабочая жидкость захватывается зубьями шестерен 4 и в межзубовых впадинах переносится из полости всасывания в полость нагнетания.
Одновременно в момент входа зубьев шестерен 4 в зацепление запертый межзубовый объем 12 через разгрузочный канал 7 соединяется с винтовой смазочной канавкой 10 и рабочая жидкость по разгрузочному каналу 7, винтовой смазочной канавке 10 и калиброванному каналу 13 поступает в разгрузочную незамкнутую полость
14. Часть рабочей жидкости при этом выдавливается в зазор между цапфами 5 шестерен 4 и подшипниками 6, осуществляя их смазку, а часть рабочей жидкости, поступая в разгрузочные незамкнутые полости
14 и винтовые смазочные канавки 10, создает усилия, противодействующие силам, 1139888
ВхОд
Составитель В. Шарыпов
Техред И. Верес Корректор Л. Пилипенко
Тираж 586 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Редактор М. Недолуженко
Заказ 32/26 действующим со стороны полости высокого давления. Наличие калиброванных каналов 13 на входе в разгрузочную незамкнутую полость 14 обеспечивает строго нормированный расход рабочей жидкости через винтовую смазочную канавку 10. При этом разгрузочный канал 7 соединен с запертым межзубовым объемом 12 до выхода зубьев шестерен 4 из зацепления.
Технико-экономический эффект заключается в существенном увеличении долговечности шестеренного насоса за счет улучшения условий смазки подшипников скольжения у цапф шестерен и их разгрузки.