Газостатический подшипник
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ГАЗОСТАТИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК, содержащий охватывающую цапфу вала обойму с кольцевой внутренней каме (Л со рой, открытой в сторону вала и сообщающейся с источником подачи смазочной среды под давлением, размещенную в упомянутой камере плавающую втулку а также щелевые дроссели, отличающийся тем, что, с целью повышенияустойчивости, торцы плавающей втупкк вьтолнены со скосами в сторону вала, a боковые йтенки камеры - коническими, образующими со скошенными торцами втулки щелевые дроссели, на наружной поверхности втулки у ее торцоввыполнены продольные глухие микроканавки.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) 011
4(51 -F 6 С 2 06.
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABT0PCHOMV СВИДЕТЕЛЪСТВУ
Вйв..
Че 4м
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
llO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3572750/25-27 (22) 06.04.83 (46) 15.02.85 Бюл. II 6 (72) А.В.Емельянов и В.А.Федотов (71) Винницкий политехнический институт (53) 621.822.5(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
1Ф 402693, кл. Р 16 С 32/06, 1971.
2. Патент США 9 4025130 кл. Р 16 С 35/08, 308-9, 1977. (54)(57) ГАЗОСТАТИЧЕСКИЙ IIOgIIIHIIHHK, содержащий охватывающую цапфу вала обойму с кольцевой внутренней камерой, открытой в сторону вала и сообщающейся с источником подачи смазоч- ной среды под давлением, размещенную в упомянутой камере плавающую втулку, а также щелевые дроссели, о т— л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения устойчивости, торцы плавающей втулки выполнены со скосами в сторону вала, а боковые стенки камеры — коническими, образующими со скошенными торцами втулки щелевые. дроссели, на наружной поверхности втулки у ее торцов выполнены продольные глухие микроканавки.
11399
Составитель В.Баласаньян
Редактор А.Гулько Техред Л.Мартяшова
Корректор E. Сирохман
Заказ 247 27 Тираж 812 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений.и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r Ужгород, ул.Проектная, 4
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для восприятия радиальной нагрузки вращающихся валов.
Известен гидростатический подшип5 ник, содержащий охватывающую цапфу вала обойму и охватывающую ее упруго закрепленную втулку, внутренняя цилиндрическая поверхность которой образует с наружной поверхностью 10 обоймы дросселирующие щели. При возрастании давления в зазоре, вследствие нагружения втулка смещается от)„ носительно обоймы, обеспечивая дополнительный приток смазочной среды к нагруженной зоне, что повышает жесткость подшипника Г13.
Однако при использовании газовой (сжимаемой) смазки такой подшипник склонен к неустойчивости вследствие 10 наличия объема между дросселирующей щелью и зазором, а также недостаточного демпфирования колебаний упруго закрепленной втулки.
Известен подшипник, содержащий 25 охватывающую цапфу вала обойму с кольцевой внутренней камерой, открытой в сторону вала и сообщающейся с источником подачи смазочной среды. под давлением, размещенную в упомянуч ой камере плавающую втулку, которая обеспечивает лучшее демпфирование по сравнению с упруго закрепленной втулкой 52 1.
Устойчивость этого подшипника снижается вследствие наличия объема меж35 ду дросселирующей щелью и зазором.
Цель изобретения — повышение устойчивости, Поставленная цель достигается тем, 40 что в газостатическом подшипнике, содержащем охватывающую цапфу вала обойму с кольцевой внутренней камерой, открытой в сторону вала и сооб— щающейся с источником подачи смазоч45 ной среды под давлением, размещенную в упомянутой камере плавающую втулку, а также щелевые дроссели, торцы плавающей втулки выполнены со скоса13 1 ми в сторону вала, а боковые стенки камеры — коническими, образующими со скошенными торцами втулки щелевые дроссели, на наружной поверхности втулки у ее торцов выполнены продольные глухие микроканавки.
На чертеже схематически показан предлагаемый подшипник.
Подшипник содержит охватывающую цапфу вала 1 обойму 2 с кольцевой внутренней камерой 3, открытой в сторону вала и сообщающейся с источником подачи смазочной среды под давлением посредством отверстий 4 и кольцевых полостей 5, а также размещенную в камере 3 плавающую втулку 6.
Торцы втулки 6 выполнены со скосами в сторону вала, а боковые стенки ка— меры 3 выполнены коническими, обра— зующими со скошенныьй торцами втулки щелевые дроссели 7, на наружной поверхности втулки у ее торцев выполнены продольные глухие микроканавки 8. Для удаления отработанного в камере газа в обойме выполнены отверстия 9.
Подшипник работает следующим образом.
Нри подаче смазочной среды в камеру 3 вал 1 и втулка 6 "всплывают", занимая соосное с обоймой положение.
При смещении вала под действием нагрузки, например, вниз давление в зазоре в этом направлении возрастает, с противоположной стороны — уменьшается, в результате втулка также смещается вниз на величину, определяемую жесткостью смазочного слоя между ней и поверхностью камеры, увеличив приток смазочной среды в нижней части зазора и уменьшив — в верхней.
Использование плавающей втулки, взаимодействующей через смазочный слой своей внутренней поверхностью с поверхностью вала, а также исключение объема между дросселирующей щелью и зазором способствуют повышению устойчивости и обеспечивают стаIбильную работу подшипника.