Центробежная муфта

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. ЦЕНТРОБЕЖНАЯ МУФТА, содержащая ведущую и ведомую полумуфты , соединенные пакетом фрикционных дисков , и центробежный механизм включения, состоящий из щариков, помещенных в сепараторе , установленном с возможностью вращения на ведомой полумуфте между упор Л ным и взаи.модействующим с пакетом фрикционных дисков подпружиненным нажимным дисками, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и долговечности муфты при перегрузках за счет полного расцепления фрикционных дисков, она снабжена установленным на ведущей полумуфте концентрично сепаратору дополнительным центробежным механизмом, выполненным в виде центробежных соединительных элементов , радиально подпружиненных к сепаратору и входящих в выполненные на наружной цилиндрической поверхности сепаратора гнезда. 2. Муфта поп. 1, отличающаяся тем, что соединительные элементы дополнительного центробежного механизма выполнены в виде шариков.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

g g F 16 D 43/10

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3660543/25-27 (22) 05.11.83 (46) 15.02.85, Бюл. № 6 (72) М. П. Шишкарев (53) 621.825.9 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 359173, кл. F 16 D 43/08, 1971.

2. Авторское свидетельство СССР № 418645, кл. F 16 D 43/10, 1972 (прототип). (54) (57) 1. ЦЕНТРОБЕЖНАЯ МУФТА, содержащая ведущую и ведомую полумуфты, соединенные пакетом фрикционных дисков, и центробежный механизм включения, состоящий из шариков, помещенных в сепараторе, установленном с возможностью вращения на ведомой полумуфте между упор,.SU, 1139921 ным и взаимодействующим с пакетом фрикционных дисков подпружиненным нажимным дисками, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и долговечности муфты при перегрузках за счет полного расцепления фрикционных дисков, она снабжена установленным на ведущей полумуфте концентрично сепаратору дополнительным центробежным механизмом, выполненным в виде центробежных соединительных элементов, радиально подпружиненных к сепаратору и входящих в выполненные на наружной цилиндрической поверхности сепаратора гнезда.

2. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что соединительные элементы дополнительного центробежного механизма выполнены в виде шариков.

39921

ll

Ф

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для передачи вращения.

Известна центробежная муфта, содержащая ведущую и ведомую полумуфты, взаимодействующие через фрикционные диски, подпружиненные нажимным диском, связанным с инерционными массами, выполненными в виде шаров (1).

Недостатками известной муфты являются низкая надежность и долговечность при эксплуатации ее в условиях частых перегрузок. Это обусловлено невозможностью автоматического размыкания полумуфт при перегрузках, что приводит к интенсивному износу и повышенному нагреву фрикционных дисков.

Наиболее близкой к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является центробежная пусковая муфта, содержащая ведущую и ведомую полумуфты, соединенные фрикционными дисками, и механизм включения, состоящий из шариков, помещенных в свободно установленном на ведомой полумуфте сепараторе между упорным и нажимным дисками, причем упорный диск связан с ведущей полумуфтой и установлен свободно на ведомой полумуфте. На обращенных к шарикам торцах упорного и нажимного дисков выполнены рабочие поверхности, образующие расширяющуюся к оси муфты полость (2).

Однако в указанной муфте при перегрузке не происходит полного расцепления фрикционных дисков, что приводит к интенсивному нагреву последних и их износу. Все это существенно снижает надежность и долговечность муфты и приводит к возникновению крутильных колебаний, отрицательно сказывающихся на работе двигателя и ведомых механизмов.

Целью изобретения является повышение надежности и долговечности муфты при перегрузках за счет полного расцепления фрикционных дисков.

Указанная цель достигается тем, что центробежная муфта, содержащая ведущую и ведомую полумуфты, соединенные пакетом фрикционных дисков, и центробежный механизм включения, состоящий из шариков, помещенных в сепараторе, установленном с возможностью вращения на ведомой полумуфте между упорным и взаимодействующим с пакетом фрикционных дисков подпружиненным нажимным дисками, снабжена установленным на ведущей полумуфте концентрично сепаратору дополнительным центробежным механизмом, выполненным в виде центробежных соединительных элементов, радиально подпружиненных к сепаратору и входящих в выполненные на наружной цилиндрической поверхности сепаратора гнезда.

2

При этом соединительные элементы дополнительного центробежного механизма выполнены в виде шариков.

На фиг. 1 изображена центробежная муфта, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез

А — А на фиг. 1.

Муфта содержит ведущую 1 и ведомую

2 полумуфты, соединенные пакетом фрикционных дисков, состоящим из ведущих 3 и ведомых 4 фрикционных дисков, входящих шлицами в пазы соответственно полумуфт 1 и 2. На полумуфте 2 в установленном (с возможностью вращения) сепараторе 5 помещены шарики 6, взаимодействующие с упорным 7 и нажимным 8 дисками. Последний установлен на скользящей шпонке 9 и подпружинен к шарикам 6 пружиной 10. От осевого перемещения сепаратор зафиксирован стопорным кольцом 11. На полумуфте 2 жестко установлен диск 12, воспринимающий во время работы осевую нагрузку, развиваемую шариками 6. На полумуфте 1 установлен дополнительный центробежный механизм, выполненный в виде шариков 13, радиально подпружиненных к сепаратору 5 пружиной 14 через стакан 15 с внутренней конусной поверхностью, взаимодействующей с шариками 13. Усилие прижатия шариков 13 к сепаратору регулируется гайкой 16, навинченной на резьбовой конец полумуфты 1.

На цилиндрической поверхности сепаратора выполнены гнезда под шарики 13.

Центробежная муфта работает следующим образом.

При разгоне ведущей полумуфты 1 благодаря зацеплению шариков 13 с сепаратором

5 последний увлекается во вращение, при этом шарики 6 под действием центробежной силы перемещаются в радиальном направлении от оси муфты и воздействуют на рабочую поверхность нажимного диска 8. Последний, перемещаясь влево, сжимает пакет фрикционных дисков 3 и 4, благодаря чему ведомая полумуфта 2 начинает разгоняться.

По достижении определенной скорости, несколько меньшей номинальной, происходит полное включение. муфты. По достижении номинальной скорости шарики 13 под действием центробежной силы выходят из гнезд сепаратора и, воздействуя на внутреннюю конусную поверхность стакана 15, перемещают последний вправо, пружина 14 при этом сжимается. При отсутствии перегрузок со стороны ведомых механизмов сепаратор вращается синхронно с ведомой и ведущей полумуфтами за счет сил трения между нажимным диском 8 и шариками 6, развиваемых центробежной силой последних.

При перегрузке скорость вращения ведомой полумуфты 2 уменьшается, соответственно уменьшается скорость вращения и на1139921

3 жимного диска 8 с шариками 6. Центробежная сила последних уменьшается, и шарики

6, перемещаясь по направлению к оси муфты, ослабляют сжатие пакета фрикционных дисков 3 и 4. Полумуфта 2 останавливается, пружина 10 перемещает нажимной диск 8 вправо, что обеспечивает свободное враще4 ние полумуфты 1 без трения между фрикционными дисками 3 и 4.

Применение центробежной муфты позволяет повысить надежность и долговечность как самой муфты, так и двигателя и ведомых механизмов, улучшить динамику процесса срабатывания при перегрузках.

Составитель В. Иванов

Редактор А. Гул ько Техред И. Верес Корректор Е. Рошко

Заказ 33 /28 Тираж 898 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и от крытий

113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4