Узел соединения дисков рабочего колеса турбомашины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ ДИСКОВ РАБОЧЕГО КОЛЕСА ТУРБОМАШИНЫ, содержащий установленные в отверстиях дисков и зафиксированные гайками болты, : каждый из которых снабжен головкой .. . Ул :-%. с лыской, расположенной парашлельно оси болта и боковой поверхности кольцевого бурта одного из дисков, причем на боковой поверхности бурта выполнено углубление, в котором размещен фиксирующий элемент, контактирующий с лысками болтов, отличающийся тем, что, с целью упрощения технологии сборки и повышения надежности в работе колеса , углубление выатупа выполнено в виде отдельных пазов, по крайней мере по количеству болтов, имеющих форму полуконуса с вершинсхй, обращенной в сторону торца головки,а фиксирующий элементв виде пластин с ответными пазам выступами и отогнутыми на торцы головок концами.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

206 А

«9> ЯУ««

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTMA (21) 3650310/24-06 (22) 16.09.83 (46) 23.02.85. Бюл. Р 7 (72) M.Â. Коротов (53) 625.515 (088.8) (56) 1. Скубачевский Г.С. Авиационные газотурбиннь е двигатели. — В кн.

Конструкция и расчет двигателей. И., Машиностроение", 1981, с. 82, рис. 3.13.

2. Патент ФРГ 833101, кл. 27 с 12/07, опублик. 1952. (54) (57) УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ ДИСКОВ РАБОЧЕГО КОЛЕСА ТУРБОМАШИНЫ, содержащий

Л установленные в отверстиях дисков и зафиксированные гайками болты, каждый из которых снабжен головкой

g(gI) F 01 D 5/00; F 01 D 5/02 с лыской, расположенной параллельно оси болта и боковой поверхности кольцевого бурта одного из дисков, причем на боковой поверхности бурта выполнено углубление, в котором размещен фиксирующий элемент, контактирующий с лысками болтов, о т— л и ч а ю шийся тем, что, с целью упрощения технологии сборки и повышения надежности в работе колеса, углубление выатупа выполнено в виде отдельных пазов, по крайней мере по количеству болтов, имеющих форму полуконуса с вершиной, обращенной в сторону торца головки, а фиксирующий злемент- в виде пластин с ответными пазам выступами и отогнутыми на торцы головок концами.

1141206

1О ла. .35

Цель изобретения - упрощение технологии сборки и повышение надежности в работе колеса.

Указанная цель достигается тем, что в узле соединения дисков рабоче- 40 го колеса турбомашины, содержащем установленные в отверстиях дисков и зафиксированные гайками болты, каждый из которых снабжен головкой с лыской, расположенной параллельно оси болта и боковой поверхности кольцевого бурта одного из дисков, причем на боковой поверхности бурта выполнено углубление, в котором размещен фиксирующии элемент, КоНТВКТН 50 рующий с лысками болтов, углубление выступа выполнено в виде отдельных пазов, по крайней мере по количеству

Изобретение относится к турбомашиностроению, в частности к узлам соединения дисков рабочего колеса турбомашины.

Известен узел соединения дисков рабочего колеса турбомашины, содержащий установленные в отверстиях дисков и зафиксированные гайками болты с головками (! 3 .

Однако такое соединение дисков не обеспечивает простоту сборки рабочего колеса ввиду невозможности зафиксировать болт в момент заворачивания гайки.

Наиболее близким по технической !5 сущности и достигаемому эффекту к изобретению является узел соединения дисков рабочего колеса турбомашины, содержащий установленные в отверстиях дисков и зафиксированные гайками 20 болты, каждый из которых снабжен головкой с лыской, расположенной параллельно оси болта и боковой поверхности кольцевого бурта одного из дисков, причем на боковой поверх- 25 носги бурта выполнено углубление, в котором размещен фиксирующий элемент, контактирующий с лысками болтов 123.

Однако и такое выполнение узла 50 соединения дисков рабочего колеса турбомашины не повышает надежность в работе колеса вследствие повышен" ной сложности конструкции этого узболтов, имеющих форму полуконуса с вершиной, обращенной в сторону торца головки, а фиксирующий элемент -в виде пластин с ответными пазам выступами и отогнутыми на торцы головок концами.

На фиг. 1 показано рабочее колесо турбомашины, продольный разрез; на фиг. 2 — вид А на фиг. 1; на фиг. 3вид Б на фиг. 1; на фиг. 4 — фиксирующий элемент; на фиг. 5 — разрез

В- В на фиг. 4; на фиг. 6 — вид Г на фиг. 4..

Узел соединения дисков 1 и 2 рабочего колеса 3 турбомашины содержит установленные в отверстиях 4 дисков 1 и 2 и зафиксированные гайками 5 болты 6, каждый из которых снабжен головкой 7 с лыской 8, расположенной параллельно оси болта 6 и боковой поверхности 9 бурта 10 диска 1, причем на боковой поверхности 9 бурта 10 выполнено углубление, в котором размещен фиксирующий элемент, контактирующий с лысками 8 болтов 6. Углубление выступа выполнено в виде отдельных пазов 11 по два на каждый болт 6, имеющих форму полуконуса с вершиной 12, обращенной в сторону торца 13 головки 7.

Фиксирующий элемент выполнен в виде пластины 14 с ответными пазам 11 выступами 15 и отогнутыми на торцы 13 головок 7 концами 16.

При сборке рабочего колеса 3 турбомашины на боковую поверхность 9 бурта 10 устанавливают пластину 14 с размещением выступов 15 в ответные пазы 11. После установки болта 6 в отверстия 4 дисков 1 и 2 конец 16 пластины 14 отгибают на торец 13 головки 7 °

Такое выполнение узла соединения дисков рабочего колеса турбомашины позволяет зафиксировать болт как в осевом направлении от выпадания, так и от проворачивания при заворачивания гайки на болт, что значительно упрощает технологию сборки и повышает надежность в ра( боте колеса.! 141206

1141206

Тираж 497 Подпис ное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Заказ 467/26

Филиал ППП "Патент" r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Соcòàâèòåëü Ю. Антипов

Редактор А. Козориз Техред N. Кузьма КоРРектоР О, Тигор