Резьбовое соединение
Иллюстрации
Показать всеРеферат
РЕЗЬБОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ, содержащее соединяемые детали, гайку, болт с головкой и центральным отверстием, и-меющим цилиндрический участок и конический в зоне гайки, и установленный в центральное отверстие промежуточный элемент с коническим подголовком и цилиндрическим участком, отличающееся тем, что, с. целью повышения надежности и улучшения условий демонтажа, болт выполнен составным по длине из двух частей - резьбовой и нерезьбовой , соединенных между собой за счет выступов и впадин, резьбовая часть болта выполнена в виде кольцевых сегментов , установленных с зазором по окружности,, а промежуточный элемент - в виде стержня с выступами на опорном торце головки, размещенными в зазорах между сегментами. ю СлЭ Од
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
4(5И F 16 В 35/02
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
H A ВТОРСИОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3533780/25-27 (22) 06.01.83 (46) 23.02.85. Бюл. № 7 (72) В. И. Ярош (53) 621.882.3 (088.8) (56) 1. Абалаков Б. С. и др. Монтаж паровых турбин и вспомогательного оборудования. М.-Л., «Энергия», 1966, с. 131 — 132.
2. Авторское свидетельство СССР № 522347, кл. F 16 В 2/26, 1974 (прототип). (54) (57) РЕЗЬБОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ, содержащее соединяемые детали, гайку, болт с головкой и центральным отверстием, имею„„SU„„1141233 А щим цилиндрический участок и конический в зоне гайки, и установленный в центральное отверстие промежуточный элемент с коническим подголовком и цилиндрическим участком, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности и улучшения условий демонтажа, болт выполнен составным по длине из двух частей — резьбовой и нерезьбовой, соединенных между собой за счет выступов и впадин, резьбовая часть болта выполнена в виде кольцевых сегментов, установленных с зазором по окружности„ а промежуточный элемент — в виде стержня с выступами на опорном торце головки, размещенными в зазорах между сегментами.
11
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в изделиях, работающих в условиях воздействия агрессивной среды.
Известно резьбовое соединение, содержащее соединяемые детали, гайку и болт с осевым сквозным отверстием для предварительного прогрева при затяжке путем пропускания через него пара (1).
Недостатком этого соединения является то, что в результате воздействия агрессивной среды (в том числе морской воды) оно требует значительных затрат времени на разработку, так как в результате коррозиоыных процессов соединение превращается в неразъемное и не может быть разобрано без разрушения. Подвод поверхностно-активных веществ (ПАВ), например керосина, для ослабления сцепления соприкасающихся поверхностей резьбового соединения не всегда, дает эффект из-за недоступности этих поверхностей. Расход ПАВ на одно соединение излишне велик, а процесс подвода
ПАВ требует много времени.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности является резьбовое соединение, содержащее соединяемые детали, гайку, болт с головкой и центральным отверстием, имеющим цилиндрический участок и конический в зоне гайки, и установленный в центральное отверстие промежуточный элемент с коническим подголовком и цилиндрическим участком (2).
Недостатком известного соединения является то, что в результате воздействия агрессивной среды оно или требует значительных затрат времени на разборку, или вообще становится неразъемным в результате коррозионных процессов.
41233
10 15
Устройство включает в себя гайку 1 и болт с центральным отверстием, состоящий из головки 2 цилиндрической 3 и резьбовой
4 частей. Болт выполнен составным. Резьбовая часть 4 может быть отделена от основной части болта. В центральном отверстии болта размещен безрезьбовой стержень, состоящий из головки 5, конической 6 и цилиндрической 7 частей, Диаметр головки 5 не превышает диаметра резьбовой часты 4 болта. Резьбовая часть болта состоит из кольцевых сегментов с резьбой на наружной поверхности, центральное отверстие в резьбовой части болта имеет коническую форму, кольцевые сегменты размещены с зазором друг относительно друга по окружности цилиндрической части стержня, к которой примыкают в собранном состо;нии.
В месте соединения резьбозой 4 и цилиндрической 3 частей болта кольцевыс сегменты имеют выступы 8, а на торце цилиндрической части болта выполнена кольцевая впадина, по форме соответствующая форме выступов. Выступы размещены во впадине и их взаимодействие способствует сохранению формы болта при его сборке.
Головка 5 стержня также имеет высгупы 9, количество которых соответствует количеству зазоров между кольцевыми сегментами. Выступы 9 головки 5 размещены в зазорах между кольцевыми сегментами ы фиксируют положение предварительно про ларкированных кольцевых сегментов с резьбой резьбовой части 4, обеспечивая,качественную резьбовую поверхность болта. Яежду головкой 5 стержня и кольцевыми 4 сегментами резьбовой части помещена сборочная прокладка 10 из эластичного материала толщиной 2 — 4 мм.
Целью изобретения является повышение надежности и улучшение условий демонтаж..::.
Указанная цель достигается тем, что в резьбовом соединении, содержащем соединяемые детали, гайку, болт с головкой и центральным отверстием, имеющим цилиндрический участок и конический в зоне гайки, и установленный в центральное отверстие промежуточный элемент с коническим подголовком и цилиндрическим участком, болт выполнен составным по длине из двух частей — резьбовой и нерезьбовой, соединенных между собой за счет выступов и впадин, резьбовая часть болта выполнена в виде кольцевых сегментов, установленных с зазором по окружности, а промежуточный элемент — в виде стержня с выступами на опорном торце головки, размещенными в зазорах между сегментами.
На фиг. 1 схематически показано устройство, общий вид; на фиг. 2 — то же, вид в плане; на фиг. 3 —. сечение А — А на фиг. 1; на фиг. 4 — стержень; на фиг. 5— то же, вид в плане.
Коническая часть б стержня размещена в коническом отверстии болта без зазора.
Диаметр цилиндрической части 7 стержня не превышает диаметра отверстия болта.
На стержне выполнены углубления, в которых размещен клин 11. Клин удерживает стержень в отверстии болта и обеспечивает жесткое соединение сегментов с цилиндрической частью болта. Зто позволяет превратить болт в единое целое и навинчивать на него гайку 1.
При сборке предварительно собирают болт, соединяя стержень, сборочную прокладку 10 и предварительно промаркированные сегменты резьбовой части 4. Зазоры между сегментами могут быть выполнены для предотвращения их смещения при сбор-. ках-разборках каким-либо коррозионностойким материалом. Затем на стержень надевают цилиндрическую часть 3 болта с головкой 2. В углубление на стержне вводят клин 11 и его перемещением перпендикулярно оси болта предварительно фиксируют его части друг относительно друга. Затем
1141233
3 вставляют болт в отверстие соединяемых деталей и навинчивают гайку 1. После этого дополнительно затягивают болт клином 11.
Это позволит обеспечить равномерную нагрузку по виткам резьбы.
Разработка соединения после эксплуатации его в агрессивной среде производится следующим образом.
Извлекается клин 11, затем из соединения выбирается стержень. После этого отжимаются к центру отверстия болта кольцевые сегменты с резьбой резьбовой части 4.
Этим осуществляется рассоединение болта с гайкой 1 без ее отвинчивания, и тем самым осуществляется разборка.
Данное устройство позволяет осуществить разборку резьбового соединения после работы в условиях агрессивной среды без развинчивания резьбовых пар. Дополнительно достигается равномерное распределение
10 нагрузки по виткам резьбы.
1141233
Редактор Т. Кугрышева
Заказ 473/28
Составитель В. Голов
Техред И. Верес Корректор М. Максимишинец
Тираж 812 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП <Патент>,. г. Ужгород, ул. Проектная, 4