Сегмент подшипника скольжения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СЕГМЕНТ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ, содержащий размещенный на основании составной корпус, имеющий центральную часть, установленную прл помощи уравновешивающего механизма подвижно относительно периферийной части, а также антифрикционное покрытие, отличающийся тем,что, с целью упрощения конструкции , уравновешивающий механизм выполнен в виде размещенного между основанием и корпусом упругого элемента со стороны основания со сквозными в тангенциальном направлении пазами, сужающимися по направлению от входной кромки и выходной, а сопряжение -между центральной и периферийными частями выполнено по наклонным, расходящимся в сторону основания поверхностям, в месте пересечения которого с упругим элементом на последнем выполнены сквозные в тангенциальном направлении пазы. ю САЗ О5

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

4(5D F 16 С 17,. 08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ. ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 2997499/25-27 (22) 28. 10.80 (46) 23.02.85. Бюл. № 7 (72) А. В. Терещенко (71) Куйбьи1ц вский ордена Трудового Красного Знамени авиационный институт им. акад. С. П. Королева (53) 621.822. 5 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 494542, кл. Г 16 С 17/04, 1972.

2. Авторское свидетельство СССР № 450039, кл. F 16 С 17/08, 1972 (прототип) . (54) (57) СЕГМЕНТ ПОДШИПНИКА

СКОЛЬЖЕНИЯ, содержащий размещенный на основании составной корпус, имеющий центральную часть, установленную при

„„ЯЦ„„1141236 А помощи уравновешивающего механизма подвижно относительно периферийной части, а также антифрикционное покрытие, отлачаюи ийся тем, что, с целью упрощения конструкции, уравновешивающий механизм выполнен в виде размещенного между основанием и корпусом упругого элемента со стороны основания со сквозными в тангенциальном направлении пазами, сужающимися по направлению от входной кромки и выходной, а сопряжение .между центральной и периферийными частями выполнено по наклонным, расходящимся в сторону основания поверхностям, в месте пересечения которого с упругим элементом на последнем выполнены сквозные в тангенциальном направлении пазы.

1141236

40

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в подшипниковых узлах гидроагрегатов, турбин, насосов и других машин.

Известна осевая опора скольжения, содержащая три упругих концентрических кольца, внутреннее и наружное из которых выполнены из более жесткого материала, чем материал среднего кольца, а торцовые поверхности колец выполнены заподлицо.

Недостатком этой опоры является то, что из-за отсутствия геометрического клинового зазора (поверхности плоскопараллельны) почти невозможно обеспечить гидродинамический режим работы опоры, в связи с чем ее нагрузочная способность очень низка. Кроме того, в области наружного и внутреннего колец имеет место повышенное тепловыделение в периоды .пуска и останова машины, что связано с меньшей по сравнению с центральным кольцом податливостью (1) .

Известен также сегмент подшипника скольжения, содержащий размещенный на основании составной корпус, включающий центральную часть, установленную посредством уравновешивающего механизма подвижно относительно периферийной части, а также антифрикционное покрытие.

Уравновешивающий механизм выполнен в в виде балансирной системы, размещенной между опорным элементом и корпусом, и предназначен для распределения нагрузки по рабочей поверхности сегмента (2).

Недостатком этого сегмента является сложность конструкции .уравновешивающего механизма.

Цель изобретения — упрощение конструкции.

Поставленная цель достигается тем, что в сегменте подшипника скольжения, содержащем размещенный на основании составной корпус, включающий центральную часть, установленную посредством уравновешивающего механизма подвижно относительно. периферийной части, а также антифрикционное покрытие, уравновешивающий механизм выполнен в виде размещенного между основанием и корпусом упругого элемента со стороны основания со сквозными в тангенциальном направлении пазами, сужающимися по направлению от входной кромки к выходной, а сопряжение между центральной и периферийными частями выполнено по наклонным, расходящимся в сторону основания поверхностям, в месте пересечения которого с упругим элементом на последнем выполнены сквозные в тангенциальном направлении пазы.

На фиг. 1 схематически показан сегмент подшипника скольжения, вид в плане; на

55 фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3— то же (работающий сегмент).

Сегмент состоит из составного корпуса, содержащего центральную часть 1, установленную подвижно относительно периферийной части 2. рабочая поверхность сегмента имеет антифрикционное покрытие 3. Корпус размещен на упругом элементе 4, в котором со стороны основания 5 выполнены сквозные и сужающиеся в тангенциальном направлении пазы 6, которые образуют опорные элементы 7 в виде трапеций в плане.

Форма трапеций подбирается так, то центры тяжести их лежат на образующей сегмента, проходящей через центр его опоры. Сопряжение центральной и периферийных частей выполнено по наклонным, расходящимся в сторону основания поверхностям

8. В месте пересечения этих поверхностей с упругим элементом на последнем выполнены сквозные в тангенциальном направлении пазы (не показаны) которые исключают возможность закусывания в месте стыка частей корпуса, (Р— гидродинамическое давление на эпюре распределения давлений в радиальной плоскости).

Сегмент гидродинамического подшипника работает следующим образом.

При движении пяты отно-ительно эксцентрично опорных сегментов и клиновом зазоре последних формируется гидродинамическое давление P. Под действием этого давления центральная часть 1 корпуса и периферийные части 2, закрепленные на плоском упругом элементе.4, сжимая последний, перемещаются в сторону основания 5.

Ввиду того, что давления P в первоначальный момент работы подшипника имеют максимальные значения в центральных областях сегмента, большая часть нагрузки, приложенной к сегменту, действует на центральную часть корпуса и меньшая ее доля— на периферийные части 2. Поэтому центральная часть перемещается в сторону корпуса на большую величину, чем периферийные части.

Перемещение деталей 1 — 3 заканчивается тогда, когда напряжения сжатия в опорных элементах 7 упругого элемента 4 уравновесят гидродинамические давления P.

При этом толщина гидродинамической масляной пленки в области центральной части 1 корпуса ввиду ее большого перемещения будет больше, чем в области периферийных частей 2, поэтому в области периферийных вставок обеспечивается гидродинамическое уплотнение вытекающей из центральных областей сегмента смазочной жидкости. В связи с этим уровень гидродинамических давлений в поперечной плоскости выравнивается, так как центры тяжести опорных элементов 7, практически совпадающие с их центрами жесткости, лежат на образующей .

1141236

A-A

Составитель Б. Моисеева

Техред И. Верес Корректор М. Максимишинец

Тираж 812 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам ивобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Редактор Т. Кугрышева

Заказ 473/28 проходящей через центр опоры сегмента (а через центр опоры сегмента проходит вектор нагрузки, приложенной к сегменту), обеспечивается параллельность при перемещении центральной части 1 относительно основания

5, что делает уплотнение сегмента более надежным, а использование упругого антифрикционного слоя (полиамид, ка прон) обеспечивает возможность взаимного перемещения частей корпуса.

Предлагаемое устройство просто в изготовлении и надежно в работе.