Радиальный гидростатический подшипник
Иллюстрации
Показать всеРеферат
РАДИАЛЬНЫЙ ГИДРОСТАТИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК, содержащий корпус , закрепленную в нем втулку с несущими карманами и уплотняющими карманы перемычками, а также источник давления для подачи рабочей среды через дроссели к карманам, отличающийся тем, что, с целью повышения несущей способности и жесткости без увеличения потерь мощности на трение , каждый из карманов выполнен в виде ряда сквозных канавок с переменным сечением в окружном направлении, продольные оси которых расположены в плоскостях, перпендикулярных оси вала, и на наружной поверхности втулки выполнены углубления, сообщающие между собой соответствующие одному карману канавки по всей их длине.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
4Ш F 16 С 32/06
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АВТОРСКОМ У СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3587587/25-27
/ (22) 17.03.83 (46) 23.02.85. Бюл. ¹ 7 (72) Г. И. Айзеншток, A. Д. Герасимов, В. П. Глебкин и Ю. А. Сухолуцкий (71) Ордена Трудового Красного Знамени экспериментальный научно-исследовательский институт металлорежущих станков (53) 621.822.5(088.8) (56) l. Соколов Ю. Н. и др. Шпиндельные гидростатические подшипники. Расчет и проектирование. М., ЭНИМС, 1969, с. 72.
2. Проектирование гндростатических подшипников. Под.ред. Г. Риппела. М., «Машиностроение», 1967, с. 126 (прототип).
„„ЯЦ„„1141243 А (54) (57) РАДИАЛЬНЫЙ ГИДРОСТАТИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК, содержащий корпус, закрепленную в нем втулку с несущими карманами и уплотняющими карманы перемычками, а также источник давления для подачи рабочей среды через дроссели . к карманам, отличающийся тем, что, с целью повышения несущей способности и жесткости без увеличения потерь мощности на трение, каждый из карманов выполнен в виде ряда сквозных канавок с переменным сечением в окружном направлении, продольные оси которых расположены в плоскостях, перпендикулярных оси вала, и на наружной поверхности втулки выполнены углубления, сообщающие между собой соответствующие одному карману канавки по всей их длине. а
CCJ
1141243
Изобретение относится к машиностроению, а именно к конструкциям подшипников скольжения для опор скоростных металлорежущих станков, работающих с большими нагрузками.
Известен радиальный гидростатический подшипник, содержащий несущие карманы и разделительные дренажные канавки (1), Этот подшипник обладает подвешенным расходом рабочей среды.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является радиальный гидростатический подшипник, содержащий корпус, закрепленную в нем втулку с несущими карманами и уплотняющими карманы перемычками, вал и источник давления для подачи рабочей среды через дроссели к карманам (2).
Недостатками известного радиального гидростатического подшипника при работе с большими скоростями скольжения и нагрузками являются его неспособность к заметному повышению нагрузочных характеристик за счет проявляющихся при вращении вала гидродинамических процессов на уплотняющих карманы перемычках ввиду малой площади последних, а также большие потери мощности на трение, что обусловлено вихревым движением потоков масла в карманах. Увеличение площади уплотняющих карманы перемычек без изменения площади карманов (с целью сохранения неизменными статических характеристик подшипника) сопровождается, как правило, увеличением потерь мощности трения.
Цель изобретения — повышение несущей способности и жесткости гидростатического радиального подшипника без увеличения потерь мощности на трение.
Указанная цель достигается тем, что в гидростатическом радиальном подшипнике, содержащем корпус, закрепленную в нем втулку с несущими карманами и уплотняющими карманы перемычками, а также источник давления для подачи рабочей среды через дроссели к карманам, каждый из карманов выполнен в виде ряда сквозных каналов с переменным сечением в окружном направлении, продольные оси которых расположены в плоскостях, перпендикулярных оси вала, и на наружной поверхности втулки выполнены углубления, сообщающие между собой соответствующие одному карману канавки по всей их длине.
На фиг, 1 изображен радиальный гидростатический подшипник; на фиг. 2 — разрез
А — А на фиг. l.
Радиальный гидростатический подшипние состоит из корпуса 1, закрепленной в нем втулки 2 с несущими карманами 3 и уплотняющими карманы перемычками 4, вал 5 и источник внешнего давления (не показан) для подачи рабочей среды через дроссели 6 к несущим карманам. Карманы 3 подшипника выполнены в виде ряда сквозных канавок
7 во втулке 2 с переменным сечением в окружном направлении, продольные оси которых расположены в плоскостях, перпендикулярных оси вала 5. Торцовые поверхности
10 канавок 7 очерчены участками цилиндрической поверхности 11, ось 12 которой параллельна оси 9 вала 5, а касательная плоскость 13 к поверхности 11, проходящей через точку 14, лежащую на внутренней поверхности втулки 2, образует угол к с плоскостью 15 симметрии кармана 3. На наружной поверхности втулки 2 выполнены углубления 16, каждое из которых соответствует одному из несущих карманов 3 и сообщает между собой канавки 7 по всей их длине.
Гидростатический радиальный подшипник работает следующим образом.
Рабочая среда (масло), находящаяся в зазорах и несущих карманах 3 подшипника, при вращении вала 5 увлекается последним в направлении его вращения. При смещении вала 5 относительно втулки 2 под давлением внешней нагрузки на перемычках 4 втулки 2 возникают клиновые зазоры, в которые затягивается рабочая среда, увлекаемая валом при своем вращении. Возникающая при этом подъемная сила тем больше, чем больше площадь, занимаемая перемычками, Выполнение в предложенной конструкции карманов 3 подшипника в виде ряда сквозных канавок 7 во втулке 3 обеспечивает уменьшение объема, занимаемого карманами и, следовательно, уменьшение объема жидкости, в которой возникло ее вихревое движение.
Наличие узких, ориентированных в направлении вращения вала канавок 7, а также плавного перехода их торцовых поверхностей от внутренней поверхности втулки 2 к наружной по цилиндрической поверхности 11 обеспечивает разбиение увлекаемого вращающимся валом потока масла на ряд изолированных потоков и их стабилизацию, а также отсутствие пристенного эффекта при взаимодействии увлекаемого потока с торцами карманов, Углубления 16 на наружной поверхности втулки 2, объединяющие между собой канавки 7 на всей их длине, уменьшают вероятность образования вихрей при взаимодействии циркулирующих в канавках 7 потоков рабочей среды, подводимой к несущим карманам 3 от источника давления.
Технико-экономический эффект выражается в повышении нагрузочной способности и жесткости высокоскоростных шпиндельных узлов на гидростатических опорах, а также в повышении точности обрабатываемых этими узлами деталей.
1141243
Фиг. Я
Составитель И. Хромова
Редактор Т. Кугрышевв Техред И. Верес Корректор М. Максимишинец
Заказ 473/28 Тираж 812 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4