Тренажер транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ТРЕНАЖЕР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащий кабину водителя транспортного средства с органами управления и телеприемником, соединенным выходом с входом передающей телекамеры, установленной на первой модели транспортного средства, кинематически связанной с второй моделью транспортного средства, выполненной в виде датчиков линейных перемещений по высоте, блок управления перемещением моделей транспортных средств над блоком имитации местности с установленными на нем моделями транспортных средств и вычислительный блок, соединенный первыми входами и виходами с соответствующими выходами и входами кабины водителя и блока имитации местности, отличающийся тем, что, с целью повьшения эффективности обучения , он имеет выполненные объемнографически и укрепленные на макете блока имитации местности имитаторы берег и вода, соответственно, и блок управления, содержащий компараторы , узлы логического совпадения, узел инверторов, узел логического сложения, элемент ИЛИ, управляющий инвертор, при этом выходы имитаторов берег и вода соединены с первыми входами компараторов, вторые входы которых объединены, выход первого компаратора подключен к первым входам первого узла логического совпадения и первому входу элемента ИЛИ, связанного вторыми входами с выходами второго узла логического совпадения, который первыми входами соединен с выходами узла инверторов и первыми входами (Л третьего узла логического совпадения , который вторыми входами подключен к выходу второго компаратора и входу управляющего инвертора, соединенного выходом с вторыми входами второго узла логического совпадения, входы узла инверторов соединены.с выходами датчиков линейн к перемеще1 Р ний по вьюоте и вторыми входами первого узла логического совпадения, выходы которого связаны с первыми входами узла логического сложения, соединенного вторыми.входами с выходами третьего узла логического совпадения, причем выход элемента ИЛИ и выходы узла логического сложения связаны с соответствующими информационными входами вычислительного блока.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН
4(51) G 09 B 9/02
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3660109/18-12 (22) 05. 11.83 (46) 23.02.85. Бюл. Р 7 (72) В.Б. Кривоносов, К.С ..Михайлов, Ю. Н. Спичек и В.И. Филиппов (71) Опытное конструкторско-технологическое бюро с опытным производством Института металлофизики
АН Украинской ССР (53) 681.136.51(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР . Ф 720471, кл. С 09 В 9/02, 1977. (54)(57) TPEHANEP ТРАНСПОРТНОГО
СРЕДСТВА, содержащий кабину водителя транспортного средства с органами управления и телеприемником, соединенным выходом с входом передающей телекамеры, установленной на первой модели транспортного средства, кинематически связанной с второй моделью транспортного средства, выполненной в виде датчиков линейных перемещений по высоте, блок управления перемещением моделей транспортных средств над блоком имитации местности с установленными на нем моделями транспортных средств и вычислительный блок, соединенный первыми входами и выходами с соответствующими . выходами и входами кабины водителя и блока имитации местности, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения эффективности обучения, он имеет выполненные объемнографически и укрепленные на макете блока имитации местности имитаторы.,ЯК 1141442 А
"берег" и "вода", соответственно, и блок управления, содержащий компараторы, узлы логического совпадения, узел инверторов, узел логического сложения, элемент ИЛИ, управляющий инвертор, при этом выходы имитаторов "берег" и "вода" соединены с первыми входами компагаторов, вторые входы которых объединены, выход первого компаратора подключен к первым входам первого узла логического совпадения и первому входу элемента ИЛЕ, связанного вторыми входами с выходами второго узла логического совпадения, который первыми входами соединен с выходами узла инверторов и первыми входами третьего узла логического совпадения, который вторыми входами подключен к выходу второго компаратора и входу управляющего инвертора, соединенного выходом с вторыми входами второго узла логического совпадения, входы узла инверторов соединены.с выходами датчиков линейных перемещений по высоте и вторыми входами первого узла логического совпадения, выходы которого связаны с первыми входами узла логического сложения, 1 соединенного вторыми, входами с выходами третьего узла логического совпадения, причем выход элемента
HJIH и выходы узла логического сложения связаны с соответствующими информационными входами вычислительного блока.
1 1141
Изобретение относится к тренажераи транспортных средств.и может быть использовано для обучения; вождению транспортных средств.
Известен тренажер транспортного средства, содержащий кабину водителя транспортного средства с органами управления и телеприемником, связанным выходом с входом передающей телекамеры, установленной íà 10 первой модели транспортного средства, кинематически связанной с второй моделью транспортного средства, выполненной в виде датчиков линейных перемещений по высоте, блок 15 управления перемещением моделей транспортных средств над блоком имитации местности с установленными на нем моделями транспортных средств, и вычислительный блок, соединенный первыми входами и выходами с соответствующими выходами и входами кабины водителя и блока имитации местности Я.
Недостатком известного устройст- 2S ва является невысокая эффективность обучения.
Целью изобретения является повышение эффективности обучения.
Поставленная цель достигается
30 тем, что тренажер транспортного средства, содержащий кабину водителя транспортного средства с органами
I управления и телеприемником, соединенным выходом с входом передающей З5 телекамеры, установленной на первой модели транспортного средства, кинематически связанной с второй мо" делью транспортного средства, выполненной в виде датчиков линейных 40 перемещений по высоте, блок управления перемещением моделей транспортных средств над блоком имитации местности с установленными на нем моделями транспортных средств, и вычислительный блок, соединенный первыми входами и выходами с соответствующими выходами и входами кабины водителя и блока имитации местноети, имеет выполненные объемно-графичес" 0 ки и укрепленные иа макете блока имитации местности имитаторы "берег" и "вода", соответственно, и блок управления, содержащий компараторы, узлы логического совпадения, узел инверторов, узел логического сложения, элемент ИЛИ, управляющий инвертор, при этом выходы имитаторов
442 2
"берег" и "вода соединены с первыми входами компараторов, вторые входы которых объединены, выход первого компаратЬра подключен к первым входам первого узла логического совпадения и первому входу элемента ИЛИ, связанного вторыми входами с выходами второго узла логического совпадения, который первыми входами соединен с выходами узла инверторов и первыми входами третьего узла логического совпадения, который вторыми входами подключен к выходу второго компаратора и входу управляющего инвертора, соединенного выходом с вторыми входами второго узла логического совпадения, входы узла инверторов соединены с выходами датчиков линейных перемещений по высоте и вторыми входами первого узла логического совпадения, выходы которого связаны с первыми входами узла логического сложения, соединенного вторыми входами с выходами третьего узла логического совпадения, причем выход элемента ИЛИ и выходы узла логического сложения связаны с соответствующими информационными входами вычислительного блока.
На фиг. 1 изображена блок-схема тренажера; на фиг. 2 — вид А на фиг. 1, на фиг. 3 — виб Б на фиг. 2; на фиг. 4 — схема блока управления, на фиг. 5 — рисунок зон макета местности.
Тренажер содержит кабину 1 с органами управления 2, установленную на стенде (не показан) и связанную с вычислительным блоком 3, а также со средствами перемещения 4 моделей
5 и 6. В кабине установлены также имитаторы 7 шумов и телеприемник
8, соединенный с передающей телекамерой 9, размещенной на первой модели 5 транспортного средства над макетом блок 10 имитации местности.
Вычислительный блок 3 соединен с экраном 11, со средством перемещения моделей 4, с элементами 12, моделирующими препятствия в зоне
"вода" и блоком 13 управления.
Макет блока 10"имитации местности с препятствиями 14 (фиг. 3) выполнен из эластичного материала, например поролона. Экран 11 выполнен из твердого материала с электропроводящим покрытием, например, из полирован1141442 4
3 ной металлической пластины (могут быть использованы также фольга, электропроводящие лаки и краски), закрепленной на подходящую изоляционную основу. На экране 11 установ- 5 лены элементы 15, моделирующие препятствие в зоне "берег". Элементы 12, моделирующие препятствие в зоне "вода", установлены на кронштейнах 16. Для перемещения элементов 12 в кронштейнах 16 выполнены пазы.
Границы элементов 12 и 15, моде- лирующих препятствия, и их положение приведены в соответствии с контурами и положением препятствий 14 на макете местности блока 10.
Элементы 15, моделирующие препятствия в зоне "берег", .выполнены из твердого электроизоляционного материала, а элементы 12 в зоне
"вода" — из твердого материала с . электропроводящим покрытием. Элементы 12 и экран 11.электрически связаны с вычислительным блоком 3 и друг с другом и находятся под нулевым потенциалом.
Для учета характеристик различных участков макета блока 10 экран
11 разбит на зоны, конфигурация и положение которых соответствуют зонам макета блока 10, и которые выполнены из покрытий с заданным соотношением проводимостей. Эти участки связаны с вычислительным бло ком 3.
Вторая модель транспортного средства 6 размещена над экраном 1 1 и выполнена в виде четырех щуповдатчиков линейных перемещений по высоте, расположенных по периметру .
40 модели 6. Держатель модели 6 имеет постоянный заданный уровень относительно нулевой плоскости 11.
При перемещении модели 6 по рельефу экрана 11 изменяется только положе45 ние щупов.
Макет блока 10, экран 11 и кронштейны 16 закреплены на вертикальном неподвижном каркасе 17. Они рас- 50 положены вертикально и параллельно друг другу во вне своими рельефными сторонами, причем экран 11 и кронштейны 16 повернуты на 1800 относи-. тельно макета блока,О. 55
С каркасом 17 жестко связано средство перемещения 4 моделей 5 и 6, содержащее неподвижные горизонтальные направляющие 18 для тележки 19, располо енные вдоль плоскости каркаса 17. Тележка 19 несет на себе вертикальные направляющие
20 и 21 для кареток 22 и 23 соответственно. Вертикальные направляющие
20 расположены со сторонами макета блока 10, а направляющие 21 — со стороны экрана 11.
Для синхронизации положений кареток 22 и 23 относительно макета блока 10 и экрана 11 они связаны друг с другом нерастяжимой гибкой нитью 24, например, стальным тросом через направляющие ролики 25.
На каретке 23 установлен привод
26, вал которого связан с нерастяжимой вертикальной нитью 27, закрепленной своими концами на тележке 19.
С помощью привода 26 каретки 22 и 23 перемещаются по вертикальным направляющим 20, 21 относительно макета блока 10 и экрана 1 1 и элементов 12, соответственно. Для перемещения тележки 19 по горизонтальным направляющим 18 на каркасе 17 установлен привод 28, выходной вал которого нерастяжимой гибкой нитью
29 через направляющие ролики 30 связан с тележкой 19.
На каретке 22 установлена передающая камера 9 и привод 31 следящеи системы удержания заданного уровня камеры 9 относительно макета блока 10. Телекамера 9 снабжена приводом 32 для перемещения входного зеркала 33 по углам крена, дифферента и по курсу по сигналам вычислительного блока 3.
На каретке 23 закреплена модель
6 и привод 34 для перемещения ее по курсу по сигналам вычислительного блока 3 синхронно и синфазно с соответствующими перемещениями входного зеркала 33. На приводе 28 установлен датчик перемещения 35 вдоль макета местностй блока 10, связанный с приводом 28 через редуктор.
Блок t3 управления содержит первый 36 и второй 37 задатчики опорного напряжения, первый компаратор
38, неинвертирующий вход которого подключен к первому задатчику 36 опорного напряжения, а инвертирующий .вход к датчику 35 перемещений первой модели вдоль макета местнос- ти 10 второй компаратор 39, неинвертирующий вход которого подключен к датчику 35 перемещений первой модели макета местности блока 10, 1141442
10 l5
3 на инвертирующий вход — к второму эадатчику 37 опорного напряжения, первый узел схем И 40, первые входы которых подключены к соответствующим щупам датчиков модели 6, а вто- . рые входы — к выходу первого компаратора 38, узел схем ИЛИ 41, первые входы которых подключены к соответствующим выходам первого узла схем -
И 40, а выходы — к вычислительному блоку 3, узел инверторов 42, входы которых подключены к соответствующим датчикам модели 6, узел схем
И 43, первые входы которых подключены к соответствующим выходам узла инверторов 42, вторые входы — к выходу второго компаратора 39, а выходы — к соответствующим вторым .входам узла схем ИЛИ 41 инвертор 44, вход которого подключен к выходу второго компаратора 39, третий узел схем И 45, первые входы которых подключены к соответствующим выходам узла инверторов 42, а вторые входы— к выходу инвертора 44, элемент
ИЛИ 46, входы которого подключены к соответствующим выходам третьего узла схем И 45, дополнительный вход — к выходу первого компаратора
38, а выход — к вычислительному блоку 3.
Количество щупов-датчиков 6 и количество схем И, ИЛИ 40, 41, 43, 45 и инверторов .42 зависит от конструктивных особенностей конкретного транспортного средства и от тактико-технических требований, предъявляемых к конкретному тренажеру. Увеличение количества щуповдатчиков б повышает точность моделирования удара, так как позволяет учесть большее количество точек контура моделируемого объекта, которые могут войти в соприкосновение с препятствием.
В качестве щупов-датчиков 6 могут быть применены подпружиненные металлические щупы, установленные в изоляционной втулке и механически связанные с потенциометрическим дат-, чиком или с сердечником индукционного датчика. В качестве передаю- . щей телекамеры 9 и телеприемника 8 могут быть использованы стандартные телекамеры КТП-4 1 и индикатор телевизионной системы "Полоса-2-М". В качестве вычислительного блока 3 может быть использована аналоговая вычислительная машина.
Первый 36 и второй 37 задатчики напряжения являются имитаторами
II lt II 11 берег и вода соответственно.
Узлы логических схем И 40, 43 и 45 являются узлами логического совпадения . Узел логических схем
ИЛИ 4 1 является узлом логического
Сложения.
Блок управления перемещением моделей транспортных средств включает в себя средство 4 перемещения моделей 5 и 6, при этом выходы имитаторов "берег" и "вода" соединены с первыми входами компараторов 38 и 39, вторые входы которых объединены, выход компаратора 38 подключен к первым входам узла 40 логического совпадения и первому входу элемента
ИЛИ 46, связанного вторыми входами с выходами узла 45 логического совпадения, который первыми входами соединен с выходами узла 42 инверторов и первыми входами узла 43 логического совпадения, который вторыми входами подключен к выходу компаратора 39 и входу управляющего инвертора 44, соединенного выходом с вторыми входами узла 45 логического совпадения, выходы которого связаны с первыми входами узла
4 1 логического сложения, причем выход элемента ИЛИ 46 и выходы узла
41 логического сложения связаны с соответствующими информационными входами вычислительного блока 3.
После включения устройство работает следующим образом.
Перед обработкой очередной учебной задачи в вычислительный блок 3 вводят параметры внешних условий (скорость и направление ветра температура наружного воздуха, балльность моря, загрузка, ког чества топлива и т.д) .
Выбранные обучаемым текущие параметры движения транспортного средства на воздушной подушке также вводят в вычислительный блок 3 с органов 2 управления движением.
По введенным параметрам внешних условий и текущим параметрам движения вычислительный блок 3 отрабатывает параметры движения транспортного средства в заданной обстановке и выдает управляю1цие сигналы в различные блоки и узлы тренажера, в том числе на приводы 26 и 28 для соответствующего перемещения каре7 11 ток 22 и 23, несущих модели 5 и 6 по координатам плоскости, и на приводы 31 и 34 для разворота модели 6 и зеркала 33 по курсу. Любое измене- ние водителем параметров движения найдет свое отражение в характере перемещения модели 6 и зеркала 33.
При перемещении модели 6 по рельефу экрана 11 щупы-датчики независимо друг от друг изменяют свое положение, и следовательно, изменяются сигналы, поступающие на входы вычислительного блока 3, от связанных с ним датчиков линейных .перемещений.. Вег.ичины сигналов от датчиков характеризуют значения уровня и углов наклонов модели 5 по дифференту и крену.
Исходное положение датчиков отрегулировано таким образом, что, когда модель 6 находится на некотором контрольном уровне. (уровень водной поверхности), датчики выдают сигналы, равные нулю. Благодаря этому вычислительный блок 3 определяет по сигналам от датчиков как среднюю высоту участка местности, над которым в данный момент времени находится модель 5, так и углы наклонов модели по крену и дифференту. При этом угол наклона по дифференту определяют по сигналам от датчиков, связанных с левыми носовым и кормовым щупами, а угол наклона по крену— левым и правым насовыми щупами.
Полученная в вычислительном блоке 3 средняя высота местности суммируется с высотой висения транспортного средства над экраном, которая вычисляется в зависимости от динамических характеристик транспортного средства. Сигнал, пропорциональный суммарной высоте, поступает на привод 31 для изменения уровня модели 5 относительно плоскости макета блока 10. Аналогично вычислительный блок 3 суммирует текущие углы продольных и поперечных уклоно рельефа экрана 11 с текущими углами по дифференту и крену транспортного средства и выдает соответствующие сигналы на привод 32 для угловых перемещений по дифференту и крену входного зеркала 33.
Для рассмотрения работы блока 13 управления необходимо обратиться к рисунку эон макета (фиг. 5).
41442
Согласно фиг. 5 макет местности условно разделен на следующие зоны: зона "берег", зона "берсг-вода", зона "вода". Каждой из указанных зон соответствует особый режим работы устройства управления.
Разделение макета местности блока 10 на вышеперечисленные эоны осуществляется с помощью компарато10 ров 38 и 39 и задатчиков 36 и 37.
Первая зона расположена в береговой части и простирается от начала макета до условной линии Х1. В этой зоне препятствиям 14, расположенным I5 на макете местности,- соответствуют модели 15 в виде изолированных участков экрана 11. При нахождении моделей 5 и 6 в этой зоне на выходе компаратора 38 присутствует сигнал
20 логической "1", а на выходе компа" ратора 39 — сигнал логического "0".
Вторая зона расположена между условными линиями Х1 и Х2. В этой зоне препятствия не располагаются.
25 При нахождении моделей 5 и 6 в этой зоне на выходе компараторов 38 и 39 присутствует сигнал логическо"0", Третья зона расположена в "вод3Q ной части и простирается вправо от условной линии Х2 до конца макета блока имитации местности 10. В этой зоне препятствиям 14, расположенным на макете местности блока 10, сооветствуют проводящие модели препятст" вий 12. При нахождении моделей 5 и 6 и этой зоне на выходе компаратора 38 присутствует сигнал логического "0", а на выходе компаратора 39сигнал логической "1".
Работу блока 13 управления рассмотрим отдельно для каждой из трех зон.
При нахождении моделей 5 и 6 в зоне "берег" (фиг. 57 сигнал задатчика 36, соответствующий координате
Х1 и определяющий границу между указанной зоной и зоной "берег-вода", И превышает сигнал датчика 35, соответствующий текущей координате центра маСс моделируемого транспортного средства. Поэтому на выходе компаратора 38 имеет место сигнал логи55 ческой "1". Этот сигнал подается, с одной стороны, на вторые входы схем первого узла срем И 40, разрешая их работу, а с другой стороны; на вход схемы KIH 46, обуславливая
1141442
10 появление на ее выходе сигнала
"берег", поступающего. в вычислитель,ный блок 3. Наличие сигнала "берег" говорит о том, что модели 5 и 6 находятся над береговой частью макета местности блока 10. По этому сигналу в соответствии с известными алгоритмами происходит перестройка модели пространственного движения транспортного средства. Эта пере- 10 стройка обуславливается изменением характера подстилающей поверхности и сводится к отключению составляющих сил и моментов, описывающих влияние водной подстилающей поверх- 15 ности, и подключению составляющих, учитывающих условия движения над твердым экраном, Поскольку при этом сигнал задатI чика 37, соответствующий координате 20
Х2 и определяющий границу между зоной "берег-вода" и зоной "вода", также больше сигнала датчика 35, то на выходе компаратора 39 имеет кесто сигнал логического "0", кото- 25 рый блокирует работу второго узла схем И 43. При этом имеющийся на вы- ходе инвертора 44 сигнал логической
"1" разрешает работу третьего узла схем И 45. ЗО
Если щупы датчиков модели 6 находятся в электрическом контакте с проводящей поверхностью экрана 11, то на каждом из щупов имеется сигнал логического "0", который через узел инверторов 42 и третий узел схем
И 45 подверждает уже имеющийся на. выходе схемы ИЛИ 46 сигнал "берег".
С другой стороны, сигналы логического "0", поступающие с выхода щупов датчиков модели 6 на соответствующие первые входы схем первого узла схем И 40, запрещают работу упомянутого узла, что (с учетом имеющегося на выходе второго узла схем
И 43 сигнала логического "0") предотвращает появление на выходе узла схем ИЛИ 41 сигнала "удар".
При наезде одним из щупов датчиков модели 6 на изолированную пло50 щадку 15, соответствующую препятствию 14, расположенную на макете местности блока 10 электрическая цепь между этим щупом и проводящей поверхностью экрана 11 рвется. При этом на щупе появляется сигнал логической "1". Этот сигнал поступает на первый вход соответствующей схемы первого узла схем И 40, вызывая в конечном итоге появление на выходе узла схем ИЛИ 41 г. гнала
"удар". Наличие сигнала "удар" говорит о том, что моделируемое транспортное средство совершило наезд на препятствие. По сигналу
"удар" в соответствии с известнымн алгоритмами происходит перестройка модели пространственного движения транспортного средства. Вычислительный блок 3 производит вычисление величины и направления удара и устанавливает на соответствующих интеграторах начальные условия, соответствующие послеударному состоянию транспортного средства.
При нахождении моделей 5 и 6 над береговой частью зоны "берегвода", в которой препятствия не рас-.. полагаются, на всех щупах датчиков модели 6 присутствуют сигналы логического "0". При этом сигналы логического "0" блока щупов-датчиков 6 совместно с сигналом логического
"0" компаратора 39 обеспечивают наличие сигнала логической "1" на выходе третьего узла схем И 45 и, следовательно, сигнала "берег" на выходе схемы ИЛИ 46. Как и должно быть, в соответствии с условием отсутствия препятствий в рассматриваемой зоне, сигнал "удар" в данной ситуации не возникает. Этот сигнал не возникнет и в том случае, если, находясь в зоне "берег-вода"., щупы выдадут сигнал логической
"1", что может произойти, во-первых, при сходе моделей 5 и 6 с береговой части макета местности блока 10 на водную и, во-вторых, при случайной потере контакта между одним из щупов и проводящей поверхностью экрана 11. Запретом на выдачу ложного сигнала об ударе о препятствие в этой зоне является наличие сигнала логического "0" на выходе компаратора 38. Если при нахождении моделей 5 и 6 в зоне "берег-вода" сигнал "удар отсутствует всегда, то сигнал берег" присутствует в береговой части зоны и отсутствует в ее водной части. Исчезновение этого сигнала связано с появлением сигнала логической "1" на всех щупах да чиках модели 6 и приводит к перестройке модели пространственного движения транспортного средПри нахождении моделей 5 и 6 в зоне "вода" и отсутствии электрического контакта между щупами и моделями препятствий 12, расположенными в этой зоне, на щупах-датчиках моделей 6 имеет место сигнал логической "1". Такой же сигнал выдает и компаратор 39, так как в зоне "вода" сигнал датчика 35 превышает сигнал задатчика 37. Сигналы логической "1" на выходах щупов-датчиков модели 6 и компаратора 39 обеспечат гарантированное отсутствие сигнала.
"берег" на выходе схемы ИЛИ 46 на все время пребывания в зоне "вода".
В то же время для данной ситуации сигналы. узла инверторов 42 исключают.появление сигнала "удар" на выходе узла схем ИЛИ 4 1. Такое положение будет иметь место до тех пор, пока хотя бы один щуп не придет в соприкосновение с моделью препятствия 12 и не выдаст сигнал логического "0", который через узел инверторов 42 и второй узел схем И 43 приведет к появлению сигнала "удар" на выходе ства в соответствии с изменившимися внешними условиями. Сигнал "берег" вновь появится, если при перемещении моделей 5 и 6 в сторону берсговой части эоны "берег-вода" хотя бы один щуп прикоснется к проводящей поверхности экрана 11. Появление сигнала "берег" вновь вызовет необходимые изменения в динамике. моделируемого транспортного средства.
41442 12 узла схем ИЛИ 41. По сигналу "удар" вычислительным блоком 3 будут выполнены соответствующие вычисления и внесены изменения в динамику с учетом условий движения транспортного средства над водной поверхностью.
Предлагаемое техническое решение позволяет повысить эффективность и качество обучения персонала sa счет
10 разделения экрана на две части и выпоЛнение одной из них (в зоне "вода") в виде отдельных элементов, моделирующих препятствия с возможностью их соответствующей замены
1S и ограниченного перемещения, что дает возможность усложнять обстановку при отработке учебных задач и уменьшить возможность быстрой адаптации обучаемого к обстановке..
20 Предложенный блок 13 управления. позволяет реализовать удары и столкновения с препятствиями,как на "берегу", так и на "воде".
В
25 Кроме того, предложенное разделение устройства на две части позво"
; ляет упростить конструкцию устройства отображения условий движения (уменьшить его размеры на 60-70Х р за счет отказа от конструктивйого воспроизведения зоны "вода"), значительно упростить процесс установки элементов, моделирующих препятствия, так как установка каждого элемента может осуществляться автономно и независимо от других частей устрой. ства.
11! 141442
1141442
Bud Б
1141442
Сиг а ч/ уй а играл
gjgEE щ(Заказ HAPP/gg иРааж 452 По писное
Фвлиал ППП Яатеай г Ужгород ул Проектная,4
6 В