Статор электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ , содержащий сердечник со скошенными крайними пакетами, нажимные плнты, обмотку и установленные под скошенной частью крайних пакетов магнитные элементы, выступающие в аксиальном направлении за .торцы сердечника и имеющие радиальные выступы, направленные в сторону спинки сердечника , отличающийся тем, что, с целью уменьшения потерь, магнитные элементы снабжены дополнительными радиальными выступаьш, направленными в сторону расточки статора. W

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) () I)

4 (51) Н 02 К 1/16

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTGPCHGMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3662185/24-07 (22) 11.11.83 (46) 23.02.85. Бюл. № 7 (72) В.И. Яковлев

{71) Всесоюзный научно-исследовательский институт электромашиностро-. ения (53) ..2!.313.04(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 951557, кл. Н 02 К 1/16, 1980.

2. Авторское свидетельство СССР № 546997, кл. Н 02 К 1/12, .1974.

i. i ) (57) СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ИАШИЕЫ, содержащий сердечник со скошенным1 крайними пакетами, нажимные плиты, обмотку и установленные под скошенной частью крайних пакетов магнитные элементы, выступающие в аксиальном направлении за торцы сердечника и имеющие радиальные выступы, направленные в сторону спинки сердечника, отличающийся тем, что, с целью уменьшения потерь, магнитные элементы снабжены дополнительными радиальными выступами, направленными в сторону расточки статора.

1141512

Изобретение относится к электрическим машинам переменного тока, в частнбсти к конструкции статора турбогенераторов, имеющих значительные электромагнитные и тепловые нагрузки в торцовой зоне сердечника.

Известен статор электрической машины, содержащий сердечник со скошенными крайними пакетами, нажимные плиты, обмотку и установленные под ско- 10 шенной частью крайних пакетов магнитные элементы Г13.

Недостатками статора являются существенные потери и нагрев в нажим ных устройствах, прессующих сердечник статора, от магнитных потоков рассеяния обмотки статора.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является статор электри- щ ческой машины, содержащий сердечник со скошенными крайними пакетами, нажимные плиты, обмотку и установленные под скошенной частью крайних пакетов магнитные элементы, выступающие2 в аксиальном направлении за торцы сердечника и имеющие радиальный выступ, направленный в сторону спинки сердечника (2 ).

Недостатком известного статора являются значительные потери в крайних пакетах сердечника статора от магнитного потока, обусловленного выпучиванием основного магнитного потока из зазора в зону лобовых частей.

Цель изобретения — уменьшение потерь в сердечнике статора.

Поставленная цель достигается тем, что в статоре электрической машины, содержащем сердечник со скошенными крайними пакетами, нажимные плиты, обмотку и установленные под скошенной частью крайних пакетов магнитные элементы, выступающие в аксиальном направлении за торцы сердеч45 ника и имеющие радиальные выступы, направленные в сторону спинки сердечника, магнитные элементы снабжены дополнительными радиальными выступами, направленными в сторону расточки статора.

На фиг. 1 изображена торцовая зона статора, продольный разрез; на фиг. 2 — схематично показан путь магнитных потоков рассеяния в торцо- 5 вой зоне статора.

Статор электрической машины содержит сердечник, имеющий основные шихтовые пакеты 1, вентиляционные распорки 2, скошенные крайние пакеты 3, отделенные от стягивающих призм изоляцией 4, нажимные массивные плиты 5, к которым приварены пальцы 6, обмотку 7, магнитные элементы 8, набранные из пластин, имеющих радиальные выступы, направленные в сторону спинки сердечника 9 и в сторону расточки 10 статора.

Работа предлагаемого статора не отличается от работы известных статоров электрических машин. При работе статора в электрической машине в его торцовых зонах возникает магнитный поток рассеяния, создаваемый лобовыми частями обмоток статора и ротора, а также частью основного магнитного потока, выпучиваемого в торцовых частях из воздушного зазора в зону лобовых частей. При этом максимальные значения индукции результирующего аксиального магнитного потока рассеяния имеют место в зоне коронок зубцов статора. Предлагаемая конструкция магнитных элементов способствует более эффективному сбору, раздельному проведению магнитных потоков рассеяния от обмоток статора и ротора и уменьшению аксиальной составляющей магнитной индукции от части магнитного потока, выпучиваемого из зазора в область лобовых частей обмоток, что уменьшает аксиальные составляющие магнитной индукции результирующего поля рассеяния на торцовых поверхностях нажимных плит и крайних листов сердечника статора. Уменьшение аксиальных составляющих индукции магнитного по. ля рассеяния на торцовых поверхностях сердечника статора приводит к уменьшению потерь в нажимных плитах и крайних листах сердечника статора.

В пластинах магнитных элементов, установленных плоскостью вдоль оси машин, могут быть выполнены разрезы, а на стороне, обращенной к лобовым частям обмотки, клиновидное углубление. Клиновидное углубление может быть заполнено немагнитным материалом, например эпоксидным компаундом, скрепляющим пластины между собой. Разрезы в разных частях пластины магнитного элемента могут иметь различное направление, что не только способствует уменьшению потерь от вихревых токов в самих пластинах, но

1!4

Составитель А. Дронов

Редактор В.Петраш Техред М.Надь Корректор И. Эрдейи

Заказ 509/42 Тираж 646 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113034, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 и создает определенные пути для различных составляющих магнитного потока рассеяния.

Таким образом, снабжение магнитных элементов, установленных под скошенной частью крайних пакетов сердечника статора, радиальным выступом, направленным в сторону расточки статора, уменьшает аксиальную составляющую индукции результирующего маг1512 4 нитного потока рассеяния в торцовых частях статора, за счет ослабления магнитных потоков рассеяния от обмотки ротора и части магнитного потока, выпучиваемого из воздушного зазора в зону лобовых частей, в указанных областях статора, а следовательно, уменьшает местные потери и перегревы в элементах торцовой зоны статора.