Емкостный электродвигатель
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ЕМКОСТНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ, , содЁрж ий диэлектрический, статор с цилиндрическими электродами, соединёнными в две группи и подключенными к разноименным полюсам источника постоянного высокого напряжения, и диэлектрический-ротор с проводящими цилиндрическими электродами на поверхности , отлич ающийся тем, что, с целью повышения удельной мощности, электроды статора и ротора установлены радиально, а каждый из электродов выполнен иэ нескольких час-тей , последовательно соединенных резистивными элементами, при этом концы разноименных электродов статора, находящиеся ближе к оси двигателя, попарно соединены резистивным .элементом . о . 41 СЛ 4
СОНИ СОВЕТСКИХ
WUNVMIIN
РЕСПУБЛИК (19) О!) 4рц Н 02 N 1/08
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР л а.) с, ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
+ y e (21) 3666755/24-25 (22) 11.10.83 (46) 23.02 ° 85. Бюл. )) 7 (72) В.А.Челухин (53) 621.3 19.37(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство. СССР
В 152905,. кл. Н 02 N 1/08, 1961.
2. Авторское свидетельство СССР
Ф 905966, кл. Н 02 N 1/08, 1980. (54) (5 7) ЕИКОСТНЫИ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ, ; содержащий .диэлектрический статор с цилиндрическими электродами, соединенными в две группы и подключенными к разноименным полюсам источника постоянного высокого напряжения, и диэлектрический. ротор с проводящими цилиндрическими электродами на поверхности, отличающийся тем, что, с целью повыеения удельной мощности, электроды статора и ротора установлены .радиально, а каждый из электродов выполнен из нескольких час-тей, последовательно соединенных резистивными элементами, при этом концы разноименных электродов статора, находящиеся ближе к оси двигателя, попарно соединены резистивньи .элементом.. 1141547 2
Изобретение относится к электротехнике,. более конкретно к емкостным (электростатическим )двигателям постоянного тока высокого напряжения с проводящими зарядоносителями и может быть использовано в приборостроении, автоматике и т.д.
Известны емкостные машины (генераторы и двигатели), содержащие статор и ротор, выполненные в виде на- 10 бора изолированных один от другого проводящих секторов.. В таких машинах хорошо используется объем (1).
Недостатком данных машин является необходимость в коммутационном 1 аппарате для зарядки и перезарядки электродов ротора, который обычно выполнен в виде скользящих контактов.
Наиболее близким к изобретению яв ляется электродвигатель, содержащий 20 диэлектрический статор с цилиндрическими электродами, соединенными в две группы и подключенными к разноименным полюсам источника постоянного высокого напряжения, и диэлект- 25 рический ротор с проводящими цилиндрическими электродами на поверхности.
Причем электроды статора и ротора в двигателе расположены по образующей цилиндрической поверхности парал-З0 лельно, оси двигателя..Коммутация в двигателе осуществляется путем-пробоя воздушного промежутка между элект. родами статора и ротора в момент их максимального сближения f.2)
Недостатком известного двигателя является плохое использование его объема, так как внутренняя его часть не участвует в работе, что снижает удельную мощность двигателя.
Цель изобретения — повышение удель.
40 .ной мощности.
Указанная цель достигается тем, что в емкостном электродвигателе, содержащем диэлектрический статор с цилиндрическими электродами, соединенными в две группы и подключенными,к, разноименным полюсам источника постоянного высокого напряжения, и диэлектрический ротор с проводящими цилиндрическими электродами на поверх- 50 ности, электроды статора и ротора установлены радиально, а каждый из электродов выполнен из нескольких частей, последовательно соединенных резистивными элементами, при этом концы раз- 55 ноименных электродов статора, находя щиеся ближе к оси двигателя, попарно соединены резистивным элементом;
На фиг. 1 показана схема элемента статора; на фиг. 2 — двигатель, поперечный разрез.
Двигатель содержит статор 1, в котором жестко закреплены цилиндрические электроды. Электроды расположены радиально от оси к внешней поверхности статора и каждый из электродов состоит из нескольких,(например трех) частей 2-4 и 5-7, соединенных последовательно резистивными элементами
8 и 9. Наружные концы электродов соединены через один в две группы и подключены к разноименным полюсам источника постоянного высокого напряжения, а их концы, находящиеся ближе к оси, попарно соединены между собой резистивным элементом 10, так, что каждая пара электродов статора образует замкнутую цепь, включенную на источник питания. Электроды ротора 11 выполнены аналогично, однако соединение их резистивным элементом 10 не обязательно.
При подаче высокого напряжения каждая пара частей электродов статора находится под разным напряжением.
Наружные части 2 и 5 — под полным напряжением источника, средние части 3 и 6 — под напряжением, меньшим на величину падения напряжения на резистивных элементах 8, внутренние части 4 и 7 — под напряжением, меньшим на величину падения напряжения на резистивных элементах 8 и 9. Резистивные элементы 8-10 подбираются в соответствии с электрической прочностью воздушного промежутка между соответствующими разноименно заряженными ,парами частеи электродов статора или ротора.
Двигатель работает за счет электростатического взаимодействия заряцов на электродах статора с зарядами на электродах ротора 1.1,причем при прохождении -электродов ротора (частей электродов) вблизи.соответствующих частей электродов.статора происходит. коммутация (смена знака заряда) на электродах ротора, благодаря чему ротор вращается.
Таким образом,. расположение электродов радиально и разделение их на части, соединение резистивными элементами,. позволяет использовать внутренний объем .двигателя и тем самым повысить удельную мощность электродвигателя.
1141547
Составитель Б.Баев
Редактор Н.Джуган Техред С.Легеза
Корректор В.Синицкая
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Заказ 51 1/43 Тираж 646 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5