Устройство для торможения трехфазного асинхронного электродвигателя

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТОРМОЖЕНИЯ ТРЕХФАЗНОГО АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ , содержащее основной тиристор, основной диод, анод которого соединен с одной из -фаз статорной обмотки электродвигателя, конденсатор, регулируемый резистор, дополнительный диод , нерегулируемый резистор, тормозной контактор с замыкающим контактом , отл-и чающееся тем, что, с целью повышения надежности и эффективности торможения, в него введены дополнительный тиристор, динистор второй и третий нерегулируемые резисторы, промежуточное реле с замыкающим контактом,- а тормозной контактор .снабжен вторьм и третьим замыкающими контактами, причем один вывод второго контакта тормозного контактора предназначен для подключения к источнику питания одной из фаз статорной обмотки, электродвигателя,, а другой его вывод соединен с катодом основного тиристора, анод которого соединен с анодом основного диода , катод которого через.первый замыкающий контакт тормозного кодтакто ра соединен с другой фазой.статорной обмотки электродвигателя и через замыкающий контакт промежуточного реле соединен с одним из выводов первого нерегулируемого резистора, друтой вьшод которого через последовательно соединенные дополнительный диод и регулируемый.резистор соединен с анодом динистора, катод которого через второй нерегулируемый резистор подсоединен к управляющемуэлектроду (Л основного тиристора и через третий нерегулируемый резистор - к управляющему электроду дополнительного тиристора , анод которого соединен с другим выводом первого нерегулируемого резистора, а катод дополнительного тиристора соединен скатодом основно ГХ1 тиристора и с одной из обкладок конденсатора,другая ббкладка которого соединена с анодом динистора, один ел вьшод третьего .замыкающего контакта 4 тормозногоконтактора предназначен ;о для подключения -к другой фазе статорной обмотки асинхронного электродвигателя , другой вьшод третьего замыкающего контактач тормозного кон тактора снабжен выводом для подключения к нулю источника питания.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

4(51) Н 02 р 3/24

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТБУ

1 ,;,1

1 (2 1) 3618666/24-07

<22) 11.07.83 (46) 23.02.85. Бюл. N - 7 (72) В.М.Анкундинов, А.А.Никитин и Н.Н.Смирнов (71) Головное конструкторское бюро деревообрабатывающего оборудования

Всесоюзного промышленного объединения "Союздревстанкопром" (53) 621.316.717(088.8) (56) 1. "Станки и инструменты", 1976, М - 9, с. 9.

2. Авторское свидетельство СССР

У 902184, кл. Н 02 P 3/24, 1982. (54) (57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТОРМОЖЕНИЯ

ТРЕХФАЗНОГО АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИ

ГАТЕЛЯ, содержащее основной тиристор, основной диод, анод которого соединен с одной из .фаз статорной обмотки электродвигателя, конденсатор, регулируемый резистор, дополнительный диод, нерегулируемый резистор, тормозной контактор с замыкающим контактом, о т л .и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности и эффективности торможения,. в него введены дополнительный тиристор, динистор второй и третий нерегулируемые резисторы, промежуточное реле с замыкающим контактом; а тормозной контактор,снабжен. вторым и третьим замыкающими контактами, причем один вывод второго контакта тормозного контактора предназначен для подключения к источнику питания одной из фаз статорной обмотки. электродвигателя а другой его вывод соединен с катодом основного тиристора, анод которого соединен с анодом основного диода, катод которого через. первый замыкающий контакт тормозного контактора соединен с другой фазой.статорной обмотки электродвигателя и через замыкающий контакт промежуточного реле соединен с одним из выводов первого нерегулируемого резистора, другой вывод которого через последовательно соединенные дополнительный диод и регулируемый. резистор соединен с анодом динистора, катод которого через второй нерегулируемый резистор подсоединен к управляющему электроду основного тиристора и через третий нерегулируемый. резистор . — к управляющему электроду дополнительного тиристора, анод которого соединен с другим выводом первого нерегулируемого

I резистора, а катод дополнительного тиристора соединен с катодом основно го тиристора и с одной из обкладок . ! конденсатора, другая Ьбкладка которого соединена с анодомдинистора,один

I вывод третьего замыкающего.контакта тормозного контактора предназначен

I для подключения.к другой фазе стаt торной обмотки асинхронного электродвигателя, другой- вывод третьего замыкающего контакта. тормозного кон тактора.снабжен выводом для подключения к нулю источника питания. 1141S49

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в асинхронных. электроприводах, деревообрабатывающих машин и линий.

Известно устройство для торможения трехфазного асинхронного электродвигателя, содержащее тиристор, основйой и дополнительный диоды, конденсатор, регулируемый и постоянный резисторы, причем анод тпристора под 19 ключен к первой фазе сети и через постоянный резистор — к бдному из выводов регулируемого резистора, а другой вывод регулируемого резистора через конденсатор, шунтируемый 15 замыкающим контактом силового контак тора, соединен с анодом дополнительного диода, катод которого соединен с управляющим элеКтродом тиристора, две фазы статорной обмотки элект-20 родвигателя через коммутационные элементы подключены к сети, а третья фаза подключена непосредственно. Анод основного диода подсоединен к второй фазе обмотки статора электродви- 25 гателя, а катод — к первой фазе обмотки статора и катоду тиристора j 1), Недостатком данного устройства является его низкая надежность, так как одна из обмоток электродвигателя под-ЗО ключена непосредственно к сети. Таким образом, даже при отключенном двигателе после окончания процесса торможения его обмотки находятся под напряжением

Наиболее близким к изобретенйю по технической сущности к достигаемому результату является устройство для торможения трехфазного, асинхронного электродвигателя, содержащее ос- 40 новной тиристор, основной диод, анод которого соединен с одной из фаз ста торной обмотки электродвигателя, конденсатор, регулируемый резистор, дополнительный диод нерегулируемый ре 45 зистор, тормозной контактор с замыкающим контактом (2).

Однако известное устройство имеет низкую надежность вследствие глухого подсоединения анода основного тиристора к одной из фаз сети, в результате чего в случае выхода из строя тиристора при отключенном электродвигателе будет наблюдаться аварийный режим короткого замыкания 55 двух фаз питающей сети, а также низ кую эффективность торможения из-за.. отсутствия возможности регулирования начального угла открытия тиристора, t

Цель изобретения - повышение над ежнос ти и эффе ктив нос ти . торможения.

Поставленная цель достигается тем, что в устройство для торможения трехфазного асинхронного электродвигателя, содержащее основной тиристор, основной диод, анод которого соединен с одной из фаз статорной обмотки электродвигателя, конденсатор, регулируемый резистор. дополнительный диод, нерегулируемый резистор, тормозной контактор с замыкающим контактом, введены дополнительный тиристор, динистор, второй и третий нерегулируемые резисторы, промежуточное реле, с замыкающим контактом, а тормозной контактор снабжен вторым и третьим замыкающими -контактами, причем один вывод второго контакта тормозного контактора предназначен для подключения к источнику питания одной из фаз статорной обмотки электродвигателя, а другой его вывод соединен с катодом основного тивистора, анод которого соединен с анодом основного диода, катод которого через первый замыкающий контакт тормозного контактора соединен с другой фазой статорной обмотки -электродвигателя и через замыкающий контакт промежуточного реле соединен с одним из выводов первого нерегулируемого резистора, другой вывод которого через последовательно соединенные дополнительный диод и регулируемый резистор соединен с анодом динистора, катод которого через второй нерегулируемый резистор. подсоединен к управляющему электроду основного тиристора и через третий нерегулируемый резистор — к управляющему электроду дополнительного тиристора, анод которого соединен с другим выводом первого нерегулируемого резистора, а катод дополнительного. тиристора соединен с катодом основного тиристора и с.одной из обкладок конденсатора, другая обкладка которого соединена с анодом .Дйнистора, один вывод третьего- замыкающего контакта тормозного контактора предназначен для подключения к другой фазе статорной обмотки-асинхронного электродвигателя, другой вывод третьего замыкающего. контакта тормозного контак3 тора снабжен выводом для подключения к нулю источника питания.

На чертеже изображена принципиальная схема устройства.

Обмотки асинхронного электродвига- 5 теля. 1 подключены к источнику питания посредством контактов 2-4 линейного контактора. Один вывод замыкающего контакта 5 тормбзного контактора подсоединен к одной из фаз источника 10 питания, а другой вывод соединен с катодом основного тиристора 6, анод которого соединен с одной из фаз статорной обмотки. электродвигателя 1 и анодом основного диода 7. Катод ос- 15 новного диода 7 через замыкающий контакт 8 тормозного контактора соединен с другой фазой статорной обмот- ки электродвигателя 1 и через замыкающий контакт 9 промежуточного реле 20 соединен с одним из выводов нерегулируемого резистора 10, другой вывод которого через последовательно соединенные дополнительный диод 11 и регулируемый резистор 12 соединен с - 25 анодом динистора 13, катод которого через нерегулируемый резистор 14 подсоединен к управляющему электроду основного тиристора 6 и через нерегулируемый резистор 15 — к управляюще- 30 му электроду дополнительного тиристора 16. Анод дополнительного тиристора 16 соединен с другим выводом нерегулируемого резистора 10, а катодс катодом основного тиристора 6 и с

35 одной из обкладок .конденсатора 17, другая обкладка. которого соединена с анодом динистора 1З . Другая фаза статорной обмотки. электродвигателя. соединена с одним .из выводов эамыкаю- 40 щего контакта 18 тормозного контактора, другой вывод которого подключен к нулю источника питания.

1141549

Устройство работает следующим образом.

45 Включением контактов 2-.4 линейного контактора электродвигатель подключается к питающей -сети в рабочем режиме. В режиме торможения после отключения линейного контактора включается промежуточное реле, замыкающий контакт 9 которого подключает схему импульсно-. фазового управления основным тиристором 6, другой замы- 55 кающий контакт промежуточного реле должен быть включен в цепь катушки тормозного контактора, в результате срабатывания которого замыкаются его контакты 5, 8 и 18.

В проводящий для дополнительного диода 11 полупериод напряжения сети конденсатор 17 заряжается по цепи: нулевой вывод сети — контакт 18 контакт 9 — резистор 10 — дополнительный диод 11 — переменный резистор

12 — конденсатор 17 — контаь.т 5 фаза сети.

При достижении на конденсаторе

17 напряжения, равного пробою динистора 13, последний открывается и конденсатор 17 разряжается через резисторы 14 и 15 и управляющие электроды тиристоров 6 и 16, тем самым открывая их.

Через тиристор 6 течет ток динамического торможения электродвигателя, а тиристор 16 шунтирует цепь: диод 11 переменный резистор 12 конден" сатор 17, обеспечивая в исходном состоянии нулевое напряжение на конденсаторе 17 и стабилизируя, тем самым, работу схемы импульсно-фазового управления основным тиристором 6.. Угол регулирования тиристора 6 изменяется в пределах 0-180 эл. град. регулировкой переменного резистора 12.

В непроводящий для дополнительного,диода 11 полупериод напряжения сети тиристор 6 закрывается, но ток в одной и другой фазах статорной обмотки электродвигателя, обусловленный

ЭДС самоиндукции этих обмоток, протекает в том же направлении через диод 7 и контакт 8 ° В результате прохождения тока через обмотки,статора в одном и том же -направлении создается постоянное магнитное поле и тормозной момент, снижающий скорость вращения ротора с эффективностью, определяемой выбранным значением угларегулирования тиристора 6- . В момент начала торможения через диор

7 и контакт 8 кратковременно -замыкается ток от ЗДС вращения электродвигателя, происходит дополнительно так называемое магнитное торможение двигателя.

Необходимая выдержка времени для протекания. тормозного процесса.электродвигателя может. быть получена с помощью реле времени или реле, контроля скорости, контакт которого необходимо установить в цепь катушки промежуточного реле. При размыкании контакта 9 после окончания тормозного про1141549 дФ -380

4 В С,0

ЩЩКЩ Заказ 511/43 Тираж 646 Подписное филиал ППП ейатажт", г.Ужгород, ул.Проектная, 4 цесса за время не более 10 мс. закрывается тиристор 6. время выключения магнитного пускателя (например, серии

ПИЛ) не менее 11 мс. Таким образом, обеспечивается.бестоковое размыкание контактов 5, 8 и 18 тормозного контактора.

Подбором параметров резисторов

10 и 12 возможен выбор оптимального тока динамического торможения. Вели,чина, сопротивления резистора 10 оп1 ределяет минимальный угол регулирования тиристоров 6 и 16 и соответственно максимально возможный ток динамического торможения в устройстве.

Таким образом, возможностью регулирования тока торможения в предла5 гаемом устройстве достигается высокая эффективность торможения при минимуме электрических потерь, а с применением двух дополнительных контактов тормозного контактора ликви10. дируется глухое подсоединение основного тиристора к одной из фаз сети и, тем самым, повышается надежность работы устройства.