Монорельсовый тягач

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

МОНОРЕЛЬСОВЫЙ ТЯГАЧ, содержащий тележку, составленную из двух продольных балок, жестко соединенных между собой огибающими монорельс снизу хомутами, и имеющую опорные колеса, ведущие колеса, смонтированные на при ,/Г . .- L/yAc жимном продольном рычаге, концы которого шарнирно соединены с тележкой стержнями , сдвоенные коленчатые рычаги М-образной формы, щарнирно соединенные длинными плечами с прижимным продольным рычагом посредством расположенных параллельно монорельсу стержней, привод и приспособления начального затяга, отличающийся тем, что, с целью повыщения КПД тягача за счет повыщения эффективности использования крутящего момента привода при одновременном снижении его энергоемкости, он снабжен дополнительными рычагами, одни концы которых щарнирно соединены с прижимным продольным рычагом , а на других концах жестко закреплены оси ведущих колес, и приводным роликом, установленным между этими колесами. (Л 4;: to со со оо

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК,.SU„„1142338

4(5D

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСН0МУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

20 . п191720

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3451441/27-11 (22) 14.06.82 (46) 28.02.85. Бюл. № 8 (72) С. Б. Альтшулер, В. С. Берсенев и Н. И. Вохмянин (71) Кировский политехнический институт и Ордена Трудового Красного Знамени комбинат тонких и технических сукон им. Э. Тельмана (53) 621.335.2:625.283 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 952669, кл. В 61 В 13/04, 1980 (прототип) . (54) (57) МОНОРЕЛЬСОВЫЙ ТЯГАЧ, содержащий тележку, составленную из двух продольных балок, жестко соединенных между собой огибающими монорельс снизу хомутами, и имеющую опорные колеса, ведущие колеса, смонтированные на прижимном продольном рычаге, концы которого шарнирно соединены с тележкой стержнями, сдвоенные коленчатые рычаги M-образной формы, шарнирно соединенные длинными плечами с прижимным продольным рычагом посредством расположенных параллельно монорельсу стержней, привод и приспособления начального затяга, отличаюи ийся тем, что, с целью повышения

КПД тягача за счет повышения эффективности использования крутящего момента привода при одновременном снижении его энергоемкости, он снабжен дополнительными рычагами, одни концы которых шарнирно соединены с прижимным продольным рычагом, а на других концах жестко закреплены оси ведущих колес, и приводным роликом, установленным между этими колесами. S!

142338

Изобретение относится к транспортным средствам, применяемым на монорельсовых путях с наклонными участками.

Известен монорельсовый тягач, содержащий тележку, составленную из двух продольных балок, жестко соединенных между собой огибающими монорельс снизу хомутами, и имеющую опорные колеса, ведущие колеса, смонтированные на прижимном продольном рычаге, концы которого шарнирно соединены с тележкой стержнями, сдвоенные коленчатые рычаги М-образной формы, шарнирно соединенные длинными плечами с прижимным продольным рычагом посредством расположенных параллельно монорельсу стержней, привод и приспособления начального затяга 11) .

Однако данный тягач характеризуется недостаточно высоким КПД, так как крутящий момент передается от привода на два ведущих колеса или привод для каждого колеса должен выполняться индивидуальным. В обоих случаях привод сложен и громоздок конструктивно и имеет завышенную энергоемкость.

Цель изобретения — повышение КПД тягача за счет повышения эффективности использования крутящего момента привода при одновременном снижении его энергоемкости.

Указанная цель достигается тем, что монорельсовый тягач, содержащий тележку, составленную из двух продольных балок, жестко соединенных между собой огибающими монорельс снизу хомутами, и имеющую опорные колеса, ведущие колеса, смонтированные на прижимном продольном рычаге„концы которого шарнирно соединены с тележкой стержнями, сдвоенные коленчатые рычаги М-образной формы, шарнирно соединенные длинными плечами с прижимным продольным рычагом посредством расположенных параллельно монорельсу стержней, привод и приспособления начального затяга, снабжен дополнительными рычагами, одни концы которых шарнирно соединены с прижимным продольным рычагом, а на других концах жестко закреплены оси ведущих колес, и приводным роликом, установленным между этими колесами.

На чертеже показана кинематическая схема монорельсового тягача.

Монорельсовый тягач содержит ведущие колеса 1, смонтированные на осях посредством подшипников 2. Оси колес связаны с прижимным продольным рычагом 3 поворотными рычагами 4, соединенными с рычагом 3 с помощью шарниров 5. На рычаге 3 жестко установлены рамки 6, на которых посредством подшипников 7 смонтирован приводной ролик 8, установленный между колесами 1 и взаимодействующий с ними.

f0

Ведущие колеса 1 находятся в контакте с нижней полкои оельса 9, выполняющего функции рельса.

С верхней поверхностью полок двута вр а с двух его сторон взаимодействуют четыре опорных колеса 10, каждая пара которых расположена относительно полок двутавра противоположно ведущим колесам 1.

Колеса 10 посредством подшипников 11 смонтированы на тележке 12, состоящей из двух продольных, балок, расположенных с двух сторон стойки двутавра и жестко соединенных между собой хомутами 13, огибающими рельс 9 снизу. На каждом хомуте 13 имеется сцепка 14 для присоединения к тягачу тележки с грузом.

На каждой из продольных балок тележки симметрично относительно ее середины укреплены седла 15 М-образных рычагов 16, расположенных также с двух сторон тягача. Каждый рычаг 16 состоит из жестко соединенньгх между собой коротких плеч 17 и длинных плеч 18. Концы коротких плеч 17 имеют общий шарнир 19 и шарниры 20, а вершина каждого М-образного рычага расположена в седлах 15. Общий шарнир 19 соединен стержнем 21 с шарниром 22, расположенным посередине прижимного продольного рычага 3. Концы длинных плеч 18 рычагов 16 шарнирами 23 соединены со стержнями 24 одностороннего действия, концы которых взаимодействуют с опорами 25, жестко закрепленными на прижимном продольном рычаге 3.

Рычаг 3 и тележка 12 шарнирно соединены четырьмя (по два с каждой стороны тягача) приспособлениями 26 начального затяга и двумя парами шарнирных стержней 27, последовательно соединенных между собой и расположенных под углом друг к другу. Стержни 27 имеют свободу поворота только в плоскости вращения колес l.

Монорельсовый тягач работает следующим образом.

Если на тягач не действуют, продольные силы и двигатель выключен, колеса 1 удерживаются в контакте с рельсом 9 приспособлениями 26 начального затяга. При этом их пружины преодолевают вес прижимного продольного рычага 3 и всех установленных на нем узлов. Нормальные реакции рельса 9 на колеса 1 поворачивают их " "рычагами 4 относительно шарниров 5 к приводному ролику 8, зажимая его с двух сторон.

Если на ролик 8 от привода передан крутящий момент, заставляющий его вращаться против часовой стрелки, то колеса 1 начнут вращаться по часовой стрелке и в зоне контакта колес 1 с рельсом 9 на колеса будет действовать направленная справа налево касательная реакция рельса, которая через колеса 1, подшипники 2, правые опоры 25 (с двух сторон тягача), правые

1142338

Составитель М. Фрадкнн

Редактор М. Петрова Техред И. Верес Корректор М. Самборская

Заказ 635/17 Тираж 493 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений н открытий

113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 стержни 24 будет передана на шарнир 23 правых плеч 18 рычагов 16. При этом рычаги 16 повернутся относительно правых седел 15 и передаваемое через них усилие будет увели чено пропорционально соотношению плеч 18 и 17 и приложено через стержень 21 и прижимному продольному рычагу 3.

Колеса 1 прижаты к рельсу 9 и ролику 8 нормальными усилия ли, пропорциональными касательной реакции рельса. Коэффи циенты пропорциональности принимаются в зависимости от величин минимальных коэффициентов сцепления колес с рельсом и с приводным роликом, реализуемых в условиях расчетной работы тягача.

Одновременно с передачей поперечных усилий через правые седла 15 на тележку 12 передается продольное усилие, равное касательной реакции рельса 9, приложенное к колесам 1. Это усилие представляет собой силу тяги, реализуемую при преодолении всех видов сопротивлений прицепных вагонеток и тележек 12.

При передаче на колеса 1 или ролик 8 тормозного момента в работу включаются левые стержни 24 и левые из рычагов 16, так как приложенное тормозное усилие направлено слева направо.

При вращении колес 1 против часовой стрелки в тяговом режиме продольные усилия передают левые рычаги 16, а в тормозном режиме тормозные усилия — правые рыч а ги 16.

Таким образом, тягач имеет реверсивное исполнение и одинаково работает в тя10 говом и тормозном режиме.

Приводной ролик 8 зажат между колесами 1 с усилиями, которые равны по величине, противоположны по направлению и лежат на одной линии действия, т. е. взаимно уравновешены. Радиальные нагрузки на ролик 8, возникающие при работе привода, равны силе тяги или силе торможения, которые обычно в пять раз меньше усилий прижатия колес 1 к рельсу 9 и усилий зажатия ролика 8 между колесами 1.

20 Следовательно, потери в приводе и нагрузки на его подшипники также снижаются, привод может быть выполнен в виде одного мотор-редуктора, что снижает общую энергоемкость тягача.