Лыжное шасси снегоходного транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ЛЫЖНОЕ ШАССИ СНЕГОХОДНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее раму, связанную передним и задним шарнирами с лыжами, имеющими носовую и пяточную части, изогнутые в вертикальной плоскости, и центральную часть, причем боковые кромки лыж выполнены расходящимися в плане к концам лыжи, отличающееся тем, что, с целью расошрения эксплуатационных возможностей путем повышения плавности хода и устойчивости при движении по криволинейной траектории , передний шарнир расположен в носовой части льши, а задний шарнир связан с пяточной частью лыжи упругим С-образным элементом, которьш нижней частью закреплен на лыже. (Л Ю СО ел

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

А (! )) (> >) 4(5i) В 62 И 27/00, В 62 В 13/12;

В 60 G 25/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЬП ИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ ";,, Н ABTOPCHOMV CBNQETEJlbCTBY

II (21) 3700457/27-11 (22) 13.02.84 (46) 28;02,85. Бюл. Р 8 (72) В.Г, Анопченко и И.П. Аверкин (71) Красноярский политехнический институт (53) 629. 113. 03. ()11 . 4 (088. 8) (56) 1.Авторское свидетельство СССР по заявке 9 3700457, кл. В 62 И 27/00, 15.02.83. (54)(57) ЛЫЖНОЕ ШАССИ СНЕГОХОДНОГО

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее раму, связанную передним и задним шарнирами с лыжами, имеющими носовую и пяточную части, изогнутые в вертикальной плоскости, и центральную часть, причем боковые кромки лыж выполнены расходящимися в плане к концам лыжи, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей путом повышения пл;.вности хода и устойчивости при движении по криволинейной траектории, передний шарнир расположен в носовой части лыжи, а задний шарнир связан с пяточной частью лыжи упругим С-образным элементом, который нижней частью закреплен на лыже.

11423

Изобретение относится к снегоходным транспоpTHbì средствам и может быть ис.пользовано при создании грузовых и пассажирских моторных снегоходов, а также в качестве управляемого прицепа и устройства для спуска с гор.

Известно лыжное шасси снегоходного транспортного средства, содержащее раму, связанную передним и задним 10 шарнирами с лыжами, имеющими носовую и пяточную части, изогнутые в вертикальной плоскости, и центральную часть, причем боковые кромки лыж выполнены расходящимися в плане к концам лыжи

Существенным недостатком данного устройства является значительная жесткость хода, обусловленная отсутствием упругих элементов в подвеске лыж, и склонность к опрокидыванию, связанная со смещением центра масс при наклоне лыж в сторону внешней, относительно центра поворота, лыжи.

Цель изобретения — расширение 25 эксплуатационных возможностей путем повьш|ения плавности хода и устойчивости при движении по криволинейной траектории.

Для достижения поставленной цели н лыжном шасси снегоходного транспортного средства,. содержащем раму, связанную передним и задним шарнирами с лыжами, имеющими носовую и пяточную части, изогнутые н вертикаль35 ной плоскости, и центральную часть, причем боковые кромки лыж выполнены расходяшимися в плане к концам лыжи, передний шарнир расположен в носовой части, пыжи, а задний шарнир связан

40 с пяточной частью лыжи упругим С-образным элементом, который нижней частью закреплен на лыже.

На фиг.1 изображена принципиальная схема лыжного шасси, общий вид; на

45 фиг.2 — то же, вид сбоку; на фиг.3 и 4 — варианты исполнения упругого элемента; на фиг.5 — упругая характе ристика подвески; на фиг.б — кинематическая схема лыжного шасси в поло50 женин криволинейного движения, вид сзади.

54 2 ны (фиг.2> расходящимися к концам лыжи дугообрязно с кривизной постоянного радиуса К (фиг.1), при этом носовая 4.часть JlbIKH посредством ша.рового шарнира б связана с передней частью рамы 1, а центральные части лыж связаны рулевыми тягами с ручкой

7 управления. Упругие элементы 2 выполнены С-образной формы и снабжены полками 8 с направляющим пальцем 9 и эластичной прокладкой 10.

Лыжное шасси работает следующим образом.

При движении по поверхности с незначительными неровностями упругие элементы 2 деформируются в пределах расстояния между полками 8, реализуя характеристику упругого элемента малой жесткости (отрезок î-а на фиг.5), что обеспечивает эффективное сглаживание слабых толчков (возмущений) со cTopoHbl дороги, I!DH сильных воз мущениях упругие элементы 2 деформируются до полного контакта полок 8, образуя IlpII IDII yl pyroе кольцо повышенной жесткости (отре".îê а-о на фиг. 5) что обеспечивает эффективное сглажива ние cIIIII,ных толчков и беспробойную работу подвески. Для обеспечения поворота лыжного шасси, например, влево, ручку 7 управления (фиг.1) наклоняют также влено, при этом рама 1 перемещается относительно лыж 3 к центру поворота, а сами лыжи 3 устанавливаются под углом Р . к oIIopllol поверхности (фиг.б) и со снегом начинают взаимодейстнонать их криволинейные кромки. Следовательно, благодаря тому, что вместе с лыжами наклоняются и упругие элементы 2, выполняющие функцию поворотных стоек, смещение центра масс (!1Г1! относительно середи-, ны колеи ф значительно уменьшается, причем увеличив нысоту упругих элементов 2 или угол с, можно обеспечить услоние ЬБ = О и даже сместить центр масс -ближе к вектору нормальной реакции 7.д, т.е. существенно снизить вероятнос .ть опрокидывания устройства под действием центробежной

СИЛЫ Р llII,.

Лыжное шасси транспортного средства (фиг.1) содержит плоскую раму 1 и упругие элементы 2, закрепленные на лыжах 3, носовая 4 и пяточная 5 части которых изогнуты в вертикальной ,плоскости, а боковые кромки выполнеТаким образом, н предлагаемом устройстве С-образный упругий элемент, иэготонлевный из листовой рессорной стали, обладает достаточной жесткостью н боковом направлении, т.е. выполняет функцию направляющего

1142354

10 устройства подвески лыж и в то же время реализует прогрессивную упругую характеристику при вертикальных нагрузках, т.е. выполняет функцию упругого устройства подвески лыж. Иными словами положительный эффект (повышение плавности хода) получают без увеличения числа элементов в подвеске лыж, причем подвижное соединение упругого элемента с рамой повышает и 10 устойчивость криволинейного движения ввиду смещения рамы к центру поворота. Использование носка лыжи в качестве опорного элемента рамы позволяет устранить дополнительные опорные стойки. Важно и то, что шарнирные узлы, обеспечивающие подвижность лыжи относительно рамы, размещены на последней, т.е. в меньшей степени подвержены обледенению по сравнению с прототипом.

Упругий элемент может реализовать перечисленные функции и без дополнительных устройств в виде пальца 9 (фиг.З) или рычага 11 (фиг.4), однако использование этих элементов предотвращает относительное смещение полок 8 при боковых нагрузках на лыжи, т.е. способствует более равномерному распределению усилия на полки

8 при их касании.

1142354

Составитель Т. Попова

Редактор M. Петрова Техред Т.Маточка

Корректор М. Максимишинец

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 631/18 Тираж 601 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5