Способ удаления нагара и смолистых отложений с металлических деталей
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СПОСОБ УДАЛЕНИЯ НАГАРА .И СМОЛИСТЫХ ОТЛОЖЕНИЙ С МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ путем механического воздействия веществами, образующимися при разложении, отличающийся тем, что, с целью повышения качества и скорости проведения процесса, механическое воздействие осуществляют при взрьше зарйда смеси взрывчатых веществ (ВВ), содержащих 24 мас.% тротила и 96-98 мас.% аммиачной селитры с размером частиц ВВ не более 140 мкм, причем заряд размещают на расстоянии 5-20 приведенных радиусов заряда от очищаемых деталей., . (Л
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
4(51) С 23 G 5/00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
4 (21) 3582173/22-02 (22) 18 ° 04.83 (46) 28.02.85. Бюл. Р 8 (72) В.В.Фролов, В.Д.Хазов, B.Н.Мишин, В.А.Миначенков, Л.К.Комиссарова, А.А.Набок, Л.Н.Морозов и В.В.Дубинин (71) МВТУ им. Н.Э.Баумана (53) 621.7.022(088.8) (56) 1. Патент США - 3645521, кл. 265-25, опублик. 1972.
2. Патент ФРГ N - 1817983, кл. С 23 С 1/00, опублик. 1982.
„„SU„„1 528 А (54) (57) СПОСОБ УДАЛЕНИЯ НАГАРА.И
СМОЛИСТЫХ ОТЛОЖЕНИЙ С МЕТАЛЛИЧЕСКИХ
ДЕТАЛЕЙ путем механического воздействия веществами, образующимися при разложении, отличающийся тем, что, с целью повышения качества и скорости проведения процесса, механическое воздействие осуществляют при взрыве заряда смеси взрывчатых веществ (ВВ), содержащих 24 мас.Х тротила и 96-98 мас.Ж аммиачной, селитры с размером частиц ВВ не более 140 мкм, причем заряд раз-. мещают на расстоянии 5-20 приведенных радиусов заряда от очищаемых деталей.
142528
20
50
1 1
Изобретение относится к способам очистки поверхностей деталей и различных частей машин (например, двигателей внутреннего сгорания) от стойких поверхностных покрытий и отложений с помощью газовых потоков.
Известен способ удаления заусенцев с деталей, при котором детали помещают в герметическую рабочую ка.меру, вводят в нее газовую смесь, поджигают смесь и воздействуют тепловой энергией на детали (1) .
Однако удалить этим способом нагар и смолистые отложения, например, с деталей двигателей внутреннего сгорания не представляется возможным. Увеличение начальных давлений газов приводит к изменению прочностных и герметических параметров очищаемых деталей.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является способ удаления остатков топлива, нагрева окалыванием за счет вьделения газа при термическом разложении веществ.
На холодную деталь с нагревом наносят водный раствор, содержащий, %:
Алкилбензолсульфонат 12
Бикарбонат аммония 15
Фосфат аммония 2
Нитрат аммония 6
Вода Ос тал ьное
После обработки нагара раствором
35 деталь подвергают нагреву. . При нагреве раствор, которым пропитан нагар, разлагается с вьделением газов, которые разрыхляют, скалывают нагар P2g .
Однако обработка детали этим способом очень продолжительна. Кроме того, таким способом может быть удален только пористый нагар. Плотный нагар, например тот, который образу- 4
45 ется на деталях двигателей внутреннего сгорания, этим способом не удаляется.
Удалить смолистые отложения этим способом невозможно.
Цель изобретения — повышение качества и скорости проведения процесса удаления нагара и смолистых отложений.
Поставленная цель достигается 55 тем, что согласно способу удаления нагара и смолистых отложений с металлических деталей путем механического воздействия веществами, образующимися при разложении, механическое воздействие осуществляют при взрыве заряда смеси взрывчатых веществ (ВВ), содержащих 2-4 мас.% тротила и 96-98 мас.% аммиачной селитры с размером частиц ВВ не более
140 мкм, причем заряд размещают на расстоянии 5-20 приведенных радиусов заряда от очищаемых деталей.
На чертеже приведено одно из возможных устройств, реализующих предлагаемый способ.
Устройство состоит из закрытой камеры 1, крышки 2, основания 3, решетки 4, очищаемых деталей 5 и заряда 6. Камера 1 имеет полости А и Б. В полости А размещен заряд 6 взрывчатого вещества (ВВ), в полости Б — очищаемые детали. Заряд 6
ВВ состоит из смеси тротила и аммонийной селитры (ИН1 NO q) . При содержании тротила менее 2Х и аммонийной селитры более 98% наблюдается неустойчивое срабатывание заряда 6.
При содержании тротила боле" 4% и аммонийной селитры менее 96% на очи— щаемых деталях 5 осаждаются продукты реакции в виде копоти, что требует дополнительной очистки деталей
5 в моющих растворах. Оптимальный заряд 6 состоит из 3% тротила и 97% аммиачной селитры.
Тротил и аммиачную селитру измельчают до порошкообразного состояния с размером частиц 140 мкм и менее. При дисперсности частиц крупнее указанных наступает неустойчивое срабатывание заряда 6 ВВ.
Тротил и аммиачную селитру тщательно перемешивают до получения однородного состава. Заряд 6 ВВ помещают в полость А камеры 1. В полость
Б камеры 1 помещают очищаемые детали 5 на основание 3.
Расстояние от заряда до деталей составляет от 5 до 20 приведенных радиусов заряда.
При расстоянии менее 5 приведенных радиусов происходит повреждение очищаемых деталей 5 в форме ос таточных деформаций, обгоревших кромок и др ° При расстоянии более 20 приведенных радиусов неполностью удаляется с деталей 5 нагар. Оптимальное расстояние равно 10-15 при-. веденным радиусам заряда 6 и может
11425 варьироваться в зависимости от толщины нагара.
Полость А отделена от полости Б камеры 1 решеткой 4, которая служит для ослабления воздействия ударных волн на очищаемые детали 5.
При срабатывании заряда 6 ВВ, например 3XTHT+9XNH)NO) с размером частиц 140 мкм и мейее, во взрывной полости А камеры 1 образуется поток высокотемпературных газов с высоким динамическим давлением. Эти газообразные продукты через отверстия решетки 4 поступают в полость камеры
1, где кратковременно взаимодействуя с нагаром и смолистыми отложениями на поверхчостях деталей 5, обеспечивают их очистку частично за счет сжигания в высокотемпературной среде, а частично за счет механического действия взрыва.
Процесс очистки поверхностей деталей от нагара и смолистых отложений с помощью предлагаемого способа осуществляют за период, определяемый 25 временем взрывной реакции заряда
ВВ и поступлением газообразных высокотемпературных продуктов в полость Б камеры, что позволяет производить очистку деталей беэ нарушения их прочностных и конструктивных параметров. При этом значительно повышается качество очистки по сравнению с известным способом.
Предлагаемый способ очистки де35 талей от нагара и смолистых отложений бып опробован в лабораторных условиях. В качестве очищаемых деталей использовали клапаны со слоем нагара толщиной около 5 мм, пружи40 ны и толкатели с толщиной 1-2 мм смолистых отложений от двигателей 3M3-53 и ЗИЛ-130.
Обработка указанных деталей проводилась зарядом 3% тротила, плюс
97 . аммонийной селитры с размером частиц 140 мкм и менее. Расстояние от заряда ВВ до деталей составило
10 приведенных радиусов заряда.
В результате с деталей полностью
50 снимались нагар и смолистые отложе,ния.
Обмером установлено, что сами детали после очистки не изменили своих: параметров. Химический анализ и меха55 нические испытания деталей показали от.
28 4 сутствие структурных изменений и изменений механических свойств.
Сравнительные результаты по удалению нагара и смолистых отложений по известному способу и предлагаемому с деталей двигателей внутреннего сгорания.
В качестве очищаемых деталей взяты клапаны со слоем нагара толщиной 5 мм, пружины и толкателя с толщиной слоя смолистых отложений t—
2 мм.
Известный способ: проведена пропитка нагара в растворе,X:
Алкилбензолсульфонат 12
Бикарбонат аммония 15
Фосфат аммония 2
Нитрат аммония 6
Вода Остальное
Затем нагрев в герметичной камере. После одного цикла удалить нагар толщиной 5 мм не удается. После трех циклов в течение 4 ч клапан был частично очищен от нагара. Дальнейшее увеличение циклов не дает положительных результатов.
Нагар толщиной 1-1,5 мм был удален после трех циклов. Смолистые отложения толщиной 1-2 мм с толкателей после 12-часовой пропитки раствором удалить невозможно.
По предлагаемому способу нагар с клапана толщиной 5 мм удаляют в течение 15 мин.
Заряд камеры деталями и ВВ и подрыв.
Состав ВВ, мас.X:
Тротил (тринитротолуол ТНТ) 3
Аммиачная селитра (NH )
97
В .качестве детонатора использовали ЭР У 8. После удаления нагара на клапане оставались продукты взрыва в виде копоти. Снятие смолистьЫ . отложений толщиной 1-2 мм с толкателей осуществлено за 15 мин. Причем для предлагаемого способа плотность нагара не имеет значения.
Предлагаемый способ в несколько раз производительнее известного и позволяет удалять с деталей не только нагар любой плотности беэ предварительной обработки, но и смолистые отложения .. ИНИИПИ Заказ 661/26 Тираж 900 Поугнсное
Финнал ШШ Патент, r.Óàroðîä, ул.Проектная, 4