Способ трубопроводного транспорта маловязкой нефти и попутного газа
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТ ИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (l 9) (11) 4(51) F 17 D 1/16
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
Ф
1
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ ц
Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ВЙИЕОТ :;.".< (21) 3606973/25-08 (22) 17.06.83 (46) 28.02.85. Бюл. И - 8 (72) E.À.Àðìåíñêèé, В.В.Пелевин, М.Н.Пиядин, В.П.Свиридов и Ю.А.Сковородников (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт по сбору, подготовке и транспорту нефти и нефтепродуктов (53) 621.643 (088.8) (56) 1.Авторское свидетельство СССР
У 584604, кл. Р 17 П 1/16, 1976.
2.Патент США Ф 3670752, кл. F 17 В 137-13, опублик. 1972 (прототип). (54)(57)СПОСОБ ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА МАЛОВЯЗКОЙ НЕФТИ И ПОПУТНОГО
ГАЗА, включающий их транспортирование в виде грубодисперсионной системы, отличающийся тем, что, с целью повышения степени утилизации газа и уменьшения коррозии внутренней полости трубопровода, попутный газ переводят в гидраты газа, которые вводят в нефть,,и образовавшуюся систему транспортируют по трубопроводу.
1142696
ВНИИПИ Заказ 695/35 Тираж 465 Подписное
Филиал ППП "Патент", г.Ужгород, ул.Проектная, 4
Изобретение относится к трубопроводному транспорту углеводородов, а именно, к транспортировке по трубопроводу совместно нефти и попутного нефтяного газа. 5
Известен способ трубопроводного транспорта высокозастывающего и низкозастывающего взаиморастворимых компонентов в виде грубодисперсной системы, состоящей из несущей среды — 10 маловязкого компонента и дисперсной фазы — высокозастывающего компонента. Концентрация дисперсной фазы может изменяться от единицы до нескольких процентов с размерами частиц или 15 блоков от 0,2-0,4 мм дб величин, соизмеримых с диаметром трубопровода.
Транспортировка приготовленной смеси по трубопроводу осуществляется обычным способом (1j.
Недостатком этого способа является то, что попутный нефтяной газ в перекачку не вовлекается..
Известен также способ совместного транспорта по трубопроводу нефти и 25 попутного газа, заключающийся в том, что газ растворяют в нефтесолевой эмульсии и транспортируют по трубопроводу совместно с нефтью. Нефтесолевую эмульсию получают путем 30 смешения в эмульсификаторе при определенных условиях нефти с водным раствором соли. Количество растворенного газа зависит от концентрации нефти в эмульсии, компонентных сос-тавов нефти и газа, минимального давления в трубопроводе, температуры эмульсии (2).
Недостатками указанного способа являются возможность йерекачки толь- 40 ко части попутного нефтяного газа, поскольку для сохранения газа в растворенном состоянии требуется противодавление в конце трубопровода. С увеличением количества растворенного 45 газа увеличивается величина противодавления .и уменьшается производительность нефтепровода по товарной нефти.
Кроме того, перекачка нефтесолевой эмульсии способствует усиленной кор- 5р розин внутренних стенок трубопровода .
Цель изобретения — увеличение количества утилизированного газа и устранение коррозии внутренней полости трубопровода.
Эта цель достигается тем, что согласно способу транспорта маловязкой нефти и попутного газа, включающему их транспортирование в виде грубодисперсной системы, попутный газ переводят в гидраты газа, которые вводят в нефть, и образовавшуюся систему транспортируют по трубопроводу.
Перевод попутного нефтяного газа в гидратное состояние осуществляют в резурвуаре, например, путем барботирования газа через слой воды при давлениях и температурах, соответствующих гидратообразованию попутного газа. Встроенные в резервуар мешалки интенсивно перемешивают воду в резервуаре и поступающий в нее газ, что улучшает условия процесса гидратообразования.
Контакт газа с водой при интенсивном перемешивании ведет к росту кристаллогидратов газа как на свободной поверхности контакта газ-вода (поверхностно-пленочный гидрат), так и в объеме воды при барботировании газа (объемно-диффузионный гидрат) .
После образования гидратов свободная вода из резервуара дренируется и в г него закачивают нефть, которая поступает в размывающие головки, смонтированные по периметру резервуара.
При этом формируется грубодисперсная система, состоящая из нефти и гидратов газа, которая откачивается на головные сооружения магистрального нефтепровода и далее на конечный пункт. На конечном пункте гидраты газа разлагают на газ и воду.
Использование предлагаемого способа трубопроводного транспорта нефти и попутного газа обеспечивает увеличение количества утилизированного газа1 кроме того, практически исклю.чается внутренняя коррозия трубопровода.