Способ определения прочности сцепления покрытия с подложкой
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1.СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОЧНОСТИ СЦЕПЛЕНИЯ ПОКРЫТИЯ С ПОДЛОЖКОЙ , заключающийся в том, что на торцы дву:с подложек наносят покрытия, соединяют их между собой с помощью адгезива и к подложкам прикладывают отрывающую нагрузку, по величине которой судят о прочности сцепления. отличающийся тем, что, с целью расширения номенклатуры адгезивов путем использования адгезивов, удельная прочность сцепления которых с покрытием меньше, чем удельная прочность сцепления последнего с подложкой , перед нанесением покрытий на торцах подложек в их центральных частях размещают плоские прокладки, площадь F, которых выбирают из соотношения . л-., г где Fj - площадь торца подложки; - - удельная прочность сцепления покрытия с подложкой; . 2 удельная прочность сцепления покрытия с адгезивом. 2.Способ по П.1, отличающийся тем, что, с целью испытания тонких покрытий, на торцйх подложек выполняют углубления, а прокладки размещают в них заподлицо с торцами.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„80,„, 1142779 А
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕ
К ABTOPCHOMY. СВИДЕТЕЛЬСТВУ
7
Фиг.1
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3663390/25-28. (22) 18.11.83 (46) 28.02.85. Бюл. 9 8 (72) A.Ä.Ìèíãàæåâ, A.H.Ïîëåñêîâ, В.M ° Линников, В.Г.Абрамов И A.Õ.Ìèíгажева (71) Уфимский ордега Ленина авиационный институт им.Серго Орджоникидзе (53) 620.179.4(088.8) (56) 1.Братенев С.С., Федько Ю.П., Григоров A.È. Детонационные покрытия в машиностроении. Л, Машиностроение, 1982, с.145.
2.Авторское свидетельство СССР
9 945760, кл. G 01 N 19/04, 1982 (прототип). (54) (57) 1. СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОЧНОСТИ СЦЕПЛЕНИЯ ПОКРЫТИЯ С ПОДЛОЖКОй, заключающийся в том, что на торцы двух подложек наносят покрытия, соединяют их между собой с помощью адгезива и к подложкам прикладывают отрывающую нагрузку, по величине которой судят о прочности сцепления, отличающийся тем, что, с целью расширения номенклатуры адгезивов путем использования адгезивов, удельная прочность сцепления которых с покрытием меньше, чем удельная .прочность сцепления последнего с подложкой, перед нанесением покрытий на торцах подложек в их центральных частях размещают плоские прокладки, площадь Fq которых выбирают Hs соотношения . р аР <Р
2 1 2
1 где F — площадь торца подложки
b„ - удельная прочность сцепления покрытия с подложкой
6 - удельная прочность сцепления покрытия с адгезивом.
2.Способ по п.l, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью испытания тонких покрытий, на торцах подложек выполняют углубления, а прокладки размещают в них заподлицо с торцами.
1142779
F — — c.F сГ
Fgbz г „1 г . где Р— площадь торца подложки;
6„ — удельная прочность сцепления покрытия с подложкой;
6 - удельная прочность сцепг ления покрытия с адгезивом.
Кроме того, на торцах подложек выполняют углубления, а прокладки бО
Изобретение относится к испытательной технике, а именно к способам определения прочности сцеплений покрытий с подложками.
Известен способ определения прочности сцепления покрытия с подложкой, заключающийся в том, что на поверхность подложкH наносят испытуемое покрытие, на покрытии с помощью адгезива закрепляют отрывной элемент и прикладывают к последнему отрывающую нагрузку, по величине которой судят о прочности сцепления покрытия с подложкой Г13.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является способ определения прочности сцепления покрытия с подложкой, заключающийся в том, что на торцы двух подложек наносят покрытия, соединяют их между собой с помощью адгеэива и к под- 20 ложкам прикладывают отрывающую нагрузку, по величине которой судят о прочности сцепления покрытия с. подложкой. При этом выбирают адгеэив, обеспечивающий прочность сцеп- 25 ления с покрытием выше, чем прочность сцепления покрытия с подложкой. 523, Общий недостаток известных способов состоит в том, что ограниченность использования адгезивов из-эа необ- ЗО ходимости подбора адгезивов, у которых удельная прочность сцепления с испытуемым покрытием была бы выше, чем удельная прочность сцепления испытуемого покрытия с подложкой.
Цель изобретения — расширение номенклатуры адгеэивов путем использования адгеэивов, удельная прочность сцепления которых с покрытием меньше, чем удельная прочность сцепления последнего .с подложкой.
Для достижения этой цели согласно способу определения прочности сцепления покрытия с подложкой, заключающемуся в том, что на торцы двух подложек наносят покрытия, соединя- 45 ют их между собой с помощью адгезива и к подложкам прикладывают отрывающую нагрузку, по величине которой судят о прочности сцепления, перед нанесением покрытий на торцах 50 подложек в их центральных частях размещают плоские прокладки, площадь F которых выбирают иэ соот1 ношения
Размещают в них заподлицо с торцами.
На фиг.1 изображен образец для реализации предлагаемого способа; на фиг.2 — то же, .в случае: испытания тонких покрытий.
Образец содержит подложки 1 и
2, на торцах которых в их центральных частях размещены плоские прокладки 3 и 4, покрытия 5 и 6, нанесенные на торцы подложек 1,2, и адгеэив 7, размещенный между покрытиями 5 и б.
Способ осуществляют следующим образом.
На плоские торцы двух подложек
1 и 2, площадь которых F, свободно устанавливают в их центральных частях соответственно плоские прокладки 3,4, а на поверхности прокладок 3,4 и оставшиеся свободными торцы подложек 1 и 2 наносят одним из известных способов испытуемые покрытия 5 и 6, удельная прочность сцепления которых с подложками 1 и 2 равна 6,. Подложки 1 и 2 с покрытиями 5 и 6 соединяют между собой адгеэивом 7, который размещают между покрытиями 5 и б. При этом адгезив
7 может иметь удельную прочность Б сцепления с покрытиями 5 и б меньшую, чем удельная прочность Ь„ сцепления, покрытий 5 и б с подложками 1 и 2.
Для обеспечения отрыва покрытий 5 и
6 от подложек 1 и 2 при испытании прокладки 3,4 должны иметь площадь
F удовлетворяющую соотношению
1 1
F — F Г .Прокладки 3 и 4
F6<. г,„ г предотвращают схватывание наносимых покрытий 5 и б с торцами подложек 1 и 2 в местах их установки, поэтому прочность сцепления покрытий 5 и б с подложками 1 и 2 уменьшается и становится меньше прочности сцепления покрытий 5 и б с адгезивом 7,что позволяет использовать адгезивы, удельная прочность сцепления которых с покрытием меньше, чем удельная проч. ность сцепления последнего с подложкой. Если же площадь F„ прокладок
Р 6
3 и 4 меньше значения F — - -, г сила сцепления покрытий 5 и 6 с подложками 1 и 2 больше силы сцепления покрытий 5 и б с адгезивом 7, и разрушение происходит в зоне между адгезивом 7 и покрытиями 5 и 6.Если площадь F прокладок 3 и 4 больше
1 или равна площади торца подложек 1 и 2, то невозможно нанести покрытия 5 и б на укаэанные торцы. В случае нанесения тонких покрытий 5 и 6, толщина которых равна или меньше толщины прокладок 3 и 4, в торцах подложек 1 и 2 выполняют углубления и в них Размещают прокладки 3 и 4
1142779
Составитель В.Свиридов
Редактор М.Келемеш Техред О.Неце Корректор С.Черни
Заказ 711/39 Тираж 897 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Филиал ППП Патент, г.ужгород, ул.Проектная; 4 заподлицо с торцами подложек 1 и 2, а покрытия 5 и 6 наносят на общие торцы подложек 1, 2 и прокладок 3, 4.
К подложкам 1 и 2 прикладывают отрывающую нагрузку до разрушения соединения, по величине которой и по площади сцепления покрытий 5 и 6 с торцами подложек 1 и 2 определяют. прочность сцепления.
Изобретение позволяет расширить номенклатуру адгезивов путем использования адгезивой, удельная прочность сцепления которых с испытуемым покрытием меньше, чем удельная проч5 ность сцепления последнего с подложкой, эа счет уменьшения площади сцепления покрытия с подложкой.