Ваерный блок

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. ВАЕРНЫЙ БЛОК по авт. св. № 955884, отличающийс я тем, что, с целью повышения надежности работы блока в условиях повышенных динамических нагрузок, он снабжен съемным амортизатором, вьтолненным в виде соединенных один с другим концентрично расположенных и чередующихся кольцевых слоев из твердого упругого материала и эластичного упругого материала. 2. Блок по п. 1, отличающийся тем, что количество слоев эластичного упругого материала m определяют по формуле п 1п -расчетная деформация аморгде п тизаторов, мм; -допустимая деформация эласЛП тичного сдоя, мм. 5 3. Блок по п. 1, о т л и ч а ющ и и с я тем, что в качестве твердого упругого материала используют капролон, а в качестве эластичного упругого материала - полиуретан.

СООЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК а(я) А 01 К 73/06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ЛВтОЕСНОММ CBMQETHlbCTB Y

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (61) 955884 (21) 3690686/28-13 (22) 09.01.84 (46) 07.03,85., Бюл. У 9 (72) В.Н.Чалов, Ю.М. Куэовлев и Л.П.Неделько (71) Мурманское отделение Государственного проектно-конструкторского института рыбопромыслового флота

"Гипрорыбфлот" (53) 639.2.081.115(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

N- 955884, кл. А 01 К 73/06, 1982. (54)(57) 1. BAEPHbIA БЛОК по авт. св. Р 955884, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения надежности работы блока в условиях повышенных динамических нагрузок, он

„,SU, 11ЯЩ7 А снабжен съемным амортизатором, выполненным в виде соединенных один с другим концентрично расположенных и чередующихся кольцевых слоев из твердого упругого материала и эластичного упругого материала.

2. Блок по п. 1, о т л и ч а юшийся тем, что количество слоев эластичного упругого материала т определяют по формуле и.

%=в

ЬИ где и, — расчетная деформация амортизаторов, мм

hп — допустимая деформация эластичного слоя, мм.

3. Блок по п. 1 отличаюшийся тем, что в качестве твердого упругого материала используют капролон, а в качестве эластичного упругого материала — полиуретан.

3 114

Изобретение относится к промышленному рыболовству, а именно к ваерным блокам, используемым на судах рыбопромыслового флота для спуска, буксировки и подъема тралов. 5

По основному авт. св. У 955884 известен ваерный блок, используемый преимущественно на судах рыбопромыслового флота для спуска, буксировки и подъема тралов и выполненный в ви- 10 де обода с фланцами, один из которых съемный, В рабочей зоне между фланцами смонтирована сменная капролоновая футеровка. Крепление ее осуществляется с помощью резиновой прокладки и стопорного элемента, для установки которого на ободе и съемном фланце выполнены совмещаемые углубления.

Ваерный блок обеспечивает надежную работу с нагрузкой, близкой к стацио-щ бинарной (1) .

Однако опыт эксплуатции ваерных блоков на больших автономных траулерах (БАТ), ведущих лов крупногабаритными тралами на больших глубинах с 25 резко пульсирующими динамическими нагрузками на блок, показал интенсивный износ сменных футеровок.

Цель изобретения — повышение надежности работы блока в условиях повышенных динамических нагрузок.

Поставленная цель достигается тем, что ваерный блок снабжен съемным амортизатором, выполненным в виде соединенных один с другим концентрично расположенных и чередующихся кольцевых

35 слоев из твердого упругого материала и эластичного упругого материала.

Причем количество слоев эластичного упругого материала П определя-, 40 ют по формуле и

Ф= —, р где n - расчетная деформация амортизаторов, мм, о.n — допустимая деформация элас;45 тичного слоя, мм.

При этом, в качестве твердого упругого материала используют капролон, а в качестве эластичного упругого материала — полиуретан, 50

Такое конструктивное решение обеспечивает легкую разборку .устройства для быстрого ремонта- или замены амортизатора (либо изношенной футеровки) непосредственно во время рейса. S5

На фиг. 1 изображен ваерный блок, разрез, на фиг. 2 — узел I на фиг. 1 (футеровка с амортизатором).

3367 3

Ваерный блок содержит обод l с фланцами 2 и 3, один из которых (фланец 3) выполнен съемным. В рабочей зоне блока между фланцами 2 и 3 установлены сменная футеровка 4 и съемный амортизатор 5. Сменная футеровка 4 выполнена с профилем ручья 6 таким образом, что охватывающий блок ваерный канат соприкасается с поверхностью ручья 6 максимально возможным числом проволок с целью уменьшения удельных давлений, возникающих в зоне контакта. Материал футеровки 4— износостойкая сталь ГОХ. Поверхность ручья 6 подвергнута закалке HRC55-62.

Сменная футеровка 4 установлена на съемном амортизаторе 5, выполненном в виде соединенных один с другим концентрично расположенных и чередующихся кольцевых слоев 7 из твердого упругого материала, например капролона, и слоев 8 из эластичного упругого материала, например полиуретана.

Кольцевые слои 7 и 8 соединены между собой с помощью клея.

Из-за объемной несжимаемости полиуретана деформация сжатия осуществляется только за счет выпучивания полиуретана по боковым поверхностям.

Поэтому ширина твердых кольцевых слоев 7 выбрана больше ширины эластичных кольцевых слоев 8 на величину деформации полиуретана. Эти величины выбираются конструктивно, исходя из размеров ваерного блока. Для частного случая ширина капролонового кольца составит 70 мм, а полиуретанового 66 мм. Расчетная деформация и амортизатора 5 при мак-. симальном угле охвата и разрыве ваера при нагрузке на блок 80 тс составила 0,73 мм, допустимая деформация h h одного кольцевого эластичного слоя 8 составила .0,25 MM,тогда количество слоев эластичного упругого материала равно трем.

Ваерный блок работает следующим образом.

При глубинном тралении в момент возникновения максимальных усилий на блок в ваерах возникают, кроме статических, значительные динамические нагрузки, при этом запас прочности ваера уменьшается в 2-3 раза.

Эти нагрузки передаются на футеровку 4 блока, которая, в свою очередь, передает их на амортизатор 5.

3 1

Под действием нагрузки кольцевые слои 8 амортизатора 5 деформируются.

Деформация происходит за счет выпучивания полиуретана в боковые стороны. Деформируясь в радиальном направлении, кольцевые слои 8 лолиуретана сглаживают динамическую составляющую нагрузки, гасят вибрации. Характер нагрузки на блок приближается к статическому> коэффициент запаса . прочности ваера остается близким к постоянному значению.

Надежность работы обеспечена за счет способности демпфирования

143367 4 элементов конструкции блока при пиковых динамических нагрузках, при этом контактные напряжения между ваером и футеровкой снижены.

Использование изобретения позволит применять ваер без большого запаса прочности, увеличить срок службы

\ сменной футеровки. Изобретен.юе способствует внедрению прогрессивных методов лова рыбы — глубоководного, пелагического, а также скоростного траления и направлено на улучшение экономических показателей работы судов.

1143367

Составитель А.Петров

Редактор А.Шишкина Техред А.Бабинец Корректор H.Çðäåéè

Заказ 76S/3 Тираж 743 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

ФИлиал ППП "Патент", г.Ужгород, .ул.Проектная, 4