Способ диагностики нарушений головного мозга
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ НАРУШЕНИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА путем исследования неврологического статуса, о т л а ю щ и и с я тем, что, с целью, выявления последствий инфекционного поражения головного мозга, определяют корнеальньй и глоточный рефлексы и при их выпадении или резком снижении Диагностируют последствия нейр .оинфекции.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН (19) (11) 4(s1) А 61 В 10/00
ЮСУДАРСТНЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫГИЙ
ЙСЮОЮЗНЛЯ
OllHCAHHE ИЗОБРЕТЕНМ --,-,1
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
@ МИ07%Л
: (21) 3523391! 28-13 (22) 14. 12.82 (46) 07.03.85; Бюл. У 9 (72) В.Е. Гречко (71) Московский медицинский стомато-. логический институт им.Н.А.Семашко, (53) 615.475(088.8) (56) 1. Свядоц А.И. Неврозы и их ,лечение. М., 1982.
1. (54) (57) СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ НАРУШЕНИЙ
ГО. ОВНОГО МОЗГА путем исследования неврологического статуса, о т л и:ч а ю шийся т м, что, с целью, выявления последствий инфекционного поражения головного мозга, определяют корнеальный и глоточный рефлексы и при их выпадении или резком снижении диагностируют последствия нейроинфекции.
1143402
Изобретение относится к медицине, а точнее к неврологической диагностике.
Диагностика неврологических расстройств, развившихся непосредственно после острого воспалительного периода заболевания, и особенно если осложнение проявляется очаговой неврологической симптоматикой, обычно затруднений не вызывает и ее связь f0 с нейроинфекцией в этих случаях очевидна.
В тех случаях, когда инфекционное заболевание нервной системы протекает для больного малозаметно, и если f5 неврологические осложнения выявляются через какое-то время после острого периода (дни или недели) и, особенно, если осложнение нейроинфекции проявляется функциональными расстрой-2п ствами нервной системы типа цефальгического, астенического или невротического синдрома, решить вопрос о связи этих осложнений с инфекционным поражением нервной системы очень 2S трудно.
Обусловлено зто тем, что функциональные нарушения укаэанного типа возникают в результате действия различных этиологических факторов: трав gp ма, инфекция, сосудистые заболевания, интоксикация, психотравма и т.п.
И так как клиническая неврологическая картина заболевания при них оказывается сходной,то распознавание гнезда неврологических расстройств часто вызывает затруднения. Между тем выявление причины неврологических нарушений очень важно.для обоснования методов и выбора средств лечения.
Обычно для этой цели используют данные анамнеза и историю развития болезненного процесса. В тех случаях, когда функциональные нарушения нервной системы возникают после какогото температурного эпизода или "гриппозного состояния, неврологические нарушения считают следствием нейроинфекции (3) .
Однако. установить связь развития функциональных нарушений нервной системы с нейроинфекциеи по данным анамнеза удается не всегда. В тех случаях, когда больной не может указать на возможную связь между лихо- 55 радочным состоянием и имеющимися у него неврологическими осложнениями, врач называет больному возможные причины неврологических расстройств, и если в анамнезе у больного выявляется какая-либо из них, обычно функциональное нарушение связывают с ней.
А так как травма головы имеет место почти у каждого больного, то чаще всего неврологические осложнения расцениваются как последствие травмы головы (ностравматическая энцефалопатия и т.п.), нередко они диагностируются как результат сосудистого заболевания (вегетососудистая дистония и т.п.).
Целью изобретения является выявление последствий инфекционного поражения головного мозга.
Поставленная цель достигается путем определения корнеального и глоточного рефлексов и при выпадении или резком снижении диагностируют последствия нейроинфекции.
Изучение неврологического статуса больных с функциональными нарушениями нервной системы показало, что у лиц с последствиями нейроинфекции, если они проявляются функциональными нарушениями нервной системы, в 93Х наблюдений отмечается снижение или полное выпадение корнеального и глоточного рефлексов, как правило с двух сторон. При этом у некоторых больных отмечается ассиметричность выраженности-снижения этих рефлексов с одной стороны. У больных с функциональными расстройствами нервной системы, которые расценивались как последствия травмы нервной системы, частотa этого признака не превышает 8-107, а у больных сосудистыми заболеваниями он отмечен лишь в единичных наблюдениях. В настоящее время неизвестны какие-либо специальные клинические проявления, которые позволили бы установить связь неврологических нарушений с нейроинфекцией. Большая частота отсутствия корнеального и глоточного рефлексов позволяет рекомендовать этот показатель в качестве критерия установления связи развития неврологических расстройств с воспалительными поражениями нервной системы.
Исследование проводят следующим образом.
Для вызывания корнеального рефлекса осторожно кусочком чистой бумаги, оторванным таким образом, чтобы ее заостренный конец был мягким, 1143402 прикасаются к роговице глаза над радужной оболочкой. Как известно в норме возникает двигательная реакция, выражающаяся в том, что обследуемый непроизвольно смыкает веки на стороне раздражения или же с двух сторон. У больных с последствиями поражения нервной системы инфекционного генеза эта реакция либо отсутствует полностью, либо резко снижена. 10
Для вызывания корнеального рефлекса можно использовать ватный или марлевый тампон. Во всех случаях необходимо следить, чтобы конец предмета, которым прикасаются к роговице, f5 был мягким и чистым. Стерильность здесь необязательна, так как слеза обладает бактерицидными свойствами., Для того, чтобы обследуемый адаптиро. вался к действиям, вызывающим корнеальный рефлекс, и не закрывал глаз рефлекторно уже на одну попытку вызвать рефлекс, необходимо сначала . обязательно дотронуться до коньюктивы глаза и лишь после того, когда 25 таким образом завоевано доверие больного, можно дотрагиваться до роговицы над радужной оболочкой,. но не над зрачком. В последнем случае также возможна реакция больного как результат страха.
Исследование глоточного рефлекса проводится путем прикосновения шпателя к задней стенке глотки с одной и другой стороны. Для вызывания реф35 лекса можно использовать лист чистой бумаги или плоскую полоску. В норме возникает глотательное. движение, иногда даже рвотное или кашлевое.
У больных с последствием нейроинфекции глоточный рефлекс обычно исчезает с двух сторон.
Очаговой неврологической симптоматики, с помощью которой можно. было бы объяснить выпадение и снижение этих рефлексов, у больных не выявляется °
Для выяснения механизмов нарушения корнеального и глоточного рефрексов больным были проведены эхоэнцефа-50 лографическое и электроэнцефалографи1 ческое исследования. На эхоэнцефалограммах смещение срединных структур мозга не выявлялось. Не было выявлено и грубых изменений при электро- 5S энцефалографических исследованиях.
Все жу у больных этой группы на фоно вых электроэнцефалограммах отмечалось умеренное снижение биоэлектрической активности. При гипервентиляции появлялись признаки, указывающие на раздражение коры и подкорковых образований, а также явления повышенной чувствительности к нагрузкам переднего отдела ствола и диэнцефальной области.
Пример 1. Больная П., 21 год, служащая, обратилась к врачу-невропатологу с жалобами на частые головные боли диффузного характера, усиливающиеся к концу дня, повышенную утомляемость, плохой сон. Больна около года. Причину заболевания указать не может. Травмы и профессиональные вредности отрицает. В неврологическом статусе врач отметил равномерное оживление сухожильных и периостальных рефлексов. Некоторое усиление кожного дермографизма.
Анализ крови и мочи в пределах нормы. Глазное дно — норма. На эхоэнцефалограмме отклонений от нормы нет. Врач диагностировал у больной функциональное нарушение нервной системы. Назначение седативного курса лечения эффекта не дало.
При исследовании у больной кроме описанных изменений нервной системы установлено отсутствие корнеального и глоточного рефлексов. На ЭЭГ отме. чены диффузные изменения с явлениями повышенной чувствительности переднего отдела ствола и диэнцефальной области к нагрузке. При тщательном опросе больной оказалось, что за две недели до появления головных болей у нее был "грипп" с высокой температурой, который она перенесла на ногах. K врачу не обращалась. В связи с уточнением анамнеза, чему способствовало выявление выпадения корнеального и глоточного рефлексов, данных электрофизиологического обследования больной поставили диагноз: последствие перенесенной нейроинфекции (вероятно вирусной) с астеническим синдромом, назначен курс лечения с учетом этиологических факторов.
После проведенного лечения состояние больной значительно улучшилось °
В неврологическом статусе отмечена неврологическая динамика. Почти прекратились головные боли, резко снизилась общая повышенная утомляемость.
В данном случае использованные в качестве диагностического критерия
1143402
ВНИИПИ Заказ 795/5 Тираж 722 Подписное
Филиал ППП "Патент", г.Ужгород, ул.Проектная, 4 прйЬйаки отсутствия корнеального и глоточного рефлексов позволили уточнить причину заболевания и обосновать патогенетическую терапию.
Пример 2. В больницу была 5 госпитализирована больная С., 34 лет, которая жаловалась на нерезко выраженные головные боли в лобио-теменной области, появляющиеся к концу дня, резкое снижение памяти.
В неврологическом статусе отмечалось отсутствие корнеальных и глоточного рефлексов с двух сторон, ассиметрия носо-губных складок за счет рубца на лице. Сухожильные и перио- 15 стальные рефлексы были оживлены без заметной разницы сторон, снижены брюшные рефлексы, чуть больше справа, выявлены нерезко выраженный хоботковый рефлекс, а также ладонно-подбо- 20 рочный. Больная не помнила адреса места жительства, истории своего заболевания. Память снижена настолько, что не может назвать дату начала и окончания общеизвестных событий, например Великой Отечественной войны, дней праздников и т.д., не в состоянии повторить по просьбе врача несколько простых фраз. Вместе с тем очень хорошо ведет счетные операции. g{)
Анализ крови и мочи, ЭКГ, состояние артериального давления оказались без отклонения от нормы. Глазное дно в норме. Срединное эхо не смещено.
На ЭЭГ общемозговые изменения диффуз- ного характера.
Исследование спинно-мозговой жидкости отклонений от нормы не выявило.
Год тому назад больная находилась в неврологическом отделении областной больницы, куда была доставлена в тяжелом сопорозном состоянии с температурой 39о . У нее имелись выражен ные манингиальные симптомы и воспалительные изменения в ликворе (реакция 45
Панди+++; белок 1,6 мг/7.; лейкоциты 442; сахар 61 мг/%; ВК не найдены; сетка не выпала.; жидкость вытекала под большим давлением). Диагностирован менингэнцефалит вирусной эпиоло- go гии. После лечения, включающего назначение противовоспалительных препаратов и дегидратирующих средств, состояние больной улучшилось. Она пришла в сознание, но у нее развились явления амнезии..
Спустя две недели она смогла ходить, обслуживала себя, самостоятельно, но в ликворе еще имелись воспалительные изменения (реакция Панди+; белок О 33; лейкоциты 22 (все лимфоциты).
Лечение было продолжено и спустя
35 дн. она выписана в больницу по ! месту жительства в удовлетворительном состоянии., В связи с усилением головных болей через 5 мес вновь в течение трех недель находилась на стационарном лечении в кеврологическом отделении городской больницы. Отмечалось резкое снижение памяти и явления астении.
Отклонений от нормы в ликворе не выявлялось. На пневмоэнцефалограмме желудочковая система умеренно диффуз— но гидрофацелена, топографически не изменена. Конвекситальное субарахноидальное пространство хорошо выполнилось воздухом, щели его местами неравномерно расширены.
Был поставлен диагноз: последствия перенесенного менингоэнцефалита с гидроцефальным и астеническим синдромом.
После проведенного лечения с помощью дегидратирующих средств головные боли прекратились, но память оставалась резко сниженной.
В обоих наблюдениях у больных .не было признаков, получаемых с помощью . клинического обследования и применения электрофизиологических методик, на основании которых можно было бы предположить инфекционный генез неврологических расстройств. Исключение составляли отсутствие корнеальных и глоточных рефлексов.
Таким образом, признак отсутствия корнеальных и глоточного рефлексов имеет важное значение в диагностике неврологических расстройств.
Изобретение относится к способам, позволяющим уточнить этиологический фактор неврологических расстройств с целью повышения точности неврологического диагноза и обоснования патогенетического лечения.