Способ дуговой многопроходной сварки труб
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. СПОСОБ ДУГОВОЙ МНОГОПРОХОДНОЙ СВАРКИ ТРУБ неплавящимся . электродом без подачи присадочной проволоки, включанядий выполнение основного прохода в импульсном режиме с проплавлением стыка на всю глубину и опрессовочньк проходов с неполным проплавлением стыка, отличающийся тем, что, с целью повышения качества и коррозионной стойкости сварного соединения , сначала выполняют опрессовочные проходы, а патем основной про .ход, сварку которого ведут на токе в 1,5-2,0 раза превышающем ток опрессовочных проходов, со скоростью в 1,5-2,0 раза меньшей, чем скорость выполнения опрессовочньк проходов, и с погонной энергией, в 1,5-4 раза меньшей суммарной погонной энергии от опрессовочньк проходов, при этом диаметр сварной точки устанавливают равным 1,5-2,0 ширины шва опрессовочньк проходов. 2..Способ по п. 1, отличаюел с щийся тем, что, с целью повышения качества сварного соединения при сварке труб с разделкой кромок, опрессовочные проходы выполняют сериями, начиная с центра разделки по 3-8 проходов в каждую серию.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
„„SU„„1143554
4(51) В 23 К 31/06
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTHA
Г.
БР, Г ще ръ g q
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3664500/25-27 (22) 23. 11. 83 (46) 07.03.85. Бюл. F - 9 (72) В.В.Рощин, Н.А.Фролова и И.В.Бармина (53) 621.791 ° 75(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
Р 270153, кл. В 23 К 9/16, 1966.
2. Авторское .свидетельство СССР
9 394175, кл. В 23 К 9/16, 1970.
3. Авторское свидетельство СССР
9 212409, кл. В 23 К 9/16, 1964.
4. Кисель С.Н. Соединения труб из разнопородных металлов. M., "Машиностроение", 1981, с. 33-34 (прототнп) . (54)(57) 1. СПОСОБ ДУГОВОЙ МНОГОПРОХОДНОЙ СВАРКИ ТРУБ неплавящимся . электродом без подачи присадочной проволоки, включающий выполнение основного прохода в импульсном режиме с проплавлением стыка на всю глубину и опрессовочных проходов с неполным проплавлением стыка, о т— л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения качества и коррозионной стойкости сварного соединения, сначала выполняют опрессовоч- ные проходы, а затем основной про.ход, сварку которого ведут на токе в 1,5-2,0 раза превышающем ток опрессовочных проходов, со скоростью в 1,5-2,0 раза меньшей, чем скорость выполнения опрессовочных проходов, и с погонной энергией, в 1,5-4 раза меньшей суммарной погонной энергии от опрессовочных проходов, при этом диаметр сварной точки устанавливают равным 1,5-2,0 ширины шва опрессовочных проходов.
2..Способ по п. 1, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения качества сварного соединения при сварке труб с разделкой кромок, опрессовочные проходы выполняют сериями, начиная с центра разделки по 3-8 проходов в каждую серию. 11435
Изобретение относится к способам. дуговой сварки, преимущественно неплавящимся электродом в .среде защитных газов без присадочной проволоки стыковых соединений труб из
5 различных металлов, и может найти применение. в энергомашиностроении, судостроении, химическом машиностроении, в атомной промьшгленности и других отраслях народного хозяйства.
Известен способ дуговой сварки
А неплавящимся электродом в среде за щитных газов стыков труб без разделки кромок и присадочной проволоки
15 за несколько проходов, при котором первым проходом проплавляют часть толщины стенки трубы, а последующими проходами, выполняемыми на том же режиме что и первый обеспечиваФ У
20 .ют полный провар стенки трубы с созданием усиления шва 13.
Основным недостатком этого спосо-, ба является та, что при увеличении размеров труб возрастает нестабильность пропара и увеличивается количество проходов для получения необходимого усиления шва, что снижает коррозионную стойкость таких
;соединений.
Известен способ дуговой сварки неплавящимся электродом в среде защитных газов, при котором предвари1 тельно выполняют 9 --образную раздел:ку кромок, проваривают корень шва, а затем последующими проходами обес- З5 печивают закрытие разделки и получение монолитного сварного шва (2 ).
Недостатки способа заключаются в том, что для заполнения разделки металлов нужно выполнить большее ко- 40
,.личество сварочных проходов, корро зионная. стойкостг сварного соединения по причинам, указанным выше, остается недостаточной.
Известен способ дуговой сварки неплавящимся электродом в среде защитных газов стыков труб без раз делки кромок и присадочной проволоки, по которому основным проходом ,обеспечивают полное проплавление сваркваемого стыка, - а последующими основными и дополнительными опрессо-г вочными проходами обеспечивают усиление шва (33.
Поскольку данный способ, кроме основных опрессовочных проходов требует выполнения еще и дополнительных опрессовочных проходов, то общий
54 2 нагрев стыка увеличивается, снижая его коррозионные свойства.
Наиболее близким к предлагаемому является способ многопроходной сварки стыков труб неплавящимся электродом без подачи присадочной проволоки, по которому вначале стык сваривают основным швом в импульсном режиме, которым получают его полное проплавление, а затем производят сварку опрессовочными проходами, обеспечивая усиление данного сварного шва Г43
Известный способ обладает теми же недостатками, что и описанные выше способы. Кроме того, прп выполнении стыков на производстве по обе стороны или с одной стороны от полу- ченного от опрессовочных проходов усиления шва, ширина которого, как правило, меньше ширины основного шва, имеет место некоторое ослабление сварного соединения относительно основного металла, для перекрытия которого и для заполнения этих зон ослабления соединения требуется выполнение дополнительных опрессовочных проходов. Это в конечном счете приводит к перегреву соединения и еще большему снижению его кор-, розионных свойств.
В случае образования деАектов в первом проходе, а именно пористости, происходит ее сплющивание в резуль- . тате пластической усадочной деформа-, ции шва при выполнении опрессовочных проходов. Такая сплющенная пористость является скрытым деАектогг и не выявляется рентгенопросвечиванием и другими методами неразрушающего контроля, поэтому в ряде отраслей, например, в судостроении, этот способ не разрешен для применения.
Вследствие пластических усадочных дегггормаций сварного шва при этом способе сварные соединения обладают. механической структурной неоднородностью. Твердость ива, основного металла и околошовной зоны отличают ся друг от друга на 10-15, что снижает работоспособность такого соединения.
Цель изобретения — повышение качества и коррозионной стойкости сварного соединения.
Для достижения поставленной цели согласно способу дуговой многопроходной сварки стыков труб неплавящимся электродом без подачи приса114
3554
> дочяой проволоки, включающему выполнение основного прохода в импульсном режиме с проплавлением стыка на всю глубину и опрессовочных проходов с неполным проплавлением стыка, сначала выполняют опрессовочные проходы, а затем основной проход, сварку которого ведут на токе, в 1,5
2;О раза превышающем ток опрессовочных проходов, со скоростью в 1,5- 10
2,0 раза меньшей, чем скорость выполнения опрессовочных проходов, н" с погонной энергией, в 1,5-4 раза меньшей суммарной погонной энергии от опрессовочных проходов, при этом 15 диаметр сварной точки устанавливают равным 1,5-2,0 ширины шва опрессовочных проходов.
Кроме того, с целью повышения качества сварного соединения при свар- 20 ке труб с разделкой кромок, опрессовочные проходы выполняют сериями,,начиная с центра разделки, по 3-8 проходов в каждую серию.
Ток сварки основного прохода увели- 5 чивают в 1,5-2,0 раза, а скорость сварки на столько же уменьшают от: носительно режима, на котором выполняют каждый опрессовочный проход, так как если ток сварки основного ЗО прохода будет меньше, чем в 1,5 раза больше тока, на котором выполняют каждый опрессовочный проход, то он не обеспечит требуемого переплава данного объема металла, т.е. коррозионная стойкость его будет недостаточна. Если этот ток будет больше, чем в 2 раза больше тока, на котором выполняют каждый опрессовочный проход, то основным проходом будет 40 черезмерно переплавлен не только требуемый объем и прилежащая к нему зона, но и основной металл изделия, в результате чего сварной шов будет ослаблен. 45
То же следует сказать и о скорости сварки, если она будет меньше, чем в 2,0 раза меньше скорости выполнения каждого опрессовочного прохода, то будет черезмерный переплав 50 соединения, а сварной шов ослаблен.
Если же эта скорость будет больше, чем в 1,5 раза меньше скорости выполнения каждого опрессовочного прохода, то все недостатки известных способов, указанных вьппе, будут иметь место. При этом следует отметить, что погонная энергия должна быть в 1,5-4 раза меньше суммарной погонной энергии от выполнения опрессовочных проходов, так как при данном режиме она должна. обеспечить максимально возможную корроэионную стойкость шва, которая с уменьшением погонной энергии возрастает, потому что время пребывания металла шва и основного металла соединения в зоне опасных температур уменьшается.
Однако, если погонная энергия основного прохода будет меньше, чем в
1,5 раза меньше суммарной погонной энергии от опрессовочных проходов, то шов будет без усиления или ослаб.лен, возможен также.прожог, а коррозионная стойкость его снизится.
Если же погонная энергия основного прохода будет больше, чем в 4 раза м.-ныне суммарного погонной энергии от опрессовочных проходов, то хотя коррозионная стойк, сть сварного соединения будет вьппе,не будет дбс" тигнуто полное проплавление соединения.
Другим необходимым условием достижения повышенной коррозионной . стойкости сварного соединения и неулучшения качества его является диа4 1 метр расплавляемой точки, при выполнении основного прохода, которая должна быть в пределах,,d = (1,5— 2,0)В, где В ширина опрессовочного шва (мм) . Если е будет меньше, чем 1,5 В, то при выполнений основного прохода зона термического влияния, где в основном после охлаждения шва низкие показатели корроэионной стойкости, не будет переплавлена и будет непровар, а если будет больше, чем в 2 В, то соединение будет черезмерно переплав лено, а шов ослаблен. При этом сле- дует отметить, если при сварке труб с разделкой кромок, когда опрессовочные проходы выполняют сериями из, 3-8 опрессовочных проходов, чередую. щимися с основными проходами, то целесообразно усиление каждой серии, полученной от опрессовочных прохо- дов, использовать как присадочный материал при выполнении следующей серии, так как это позволяет значительно улучшить качество шва и быстрее заполнить разделку, т.е..повысить производительность процесса при сварке труб с толщиной стенок более 4 мм.
1143554
Поскольку одной операцией — выполнением основого прохода одновременно получают сквозной проплав стыка и переплав всего шва, то процесс сам по себе значительно упро- щается, что способствует повышению производительности процесса.
Также следует отметить, если в каждой серии опрессовочных проходов будет меньше, чем 3, то усиление этой серии будет мало, и тогда нужно большее количество переплавляющих основных проходов, что понизит коррозионную стойкость соединения, а если их будет больше, чем 8, то полученный объем металла будет велик для переплава основным проходом.
На фиг. 1 показан стык трубы, подлежащий сварке по предлагаемому способу; на Аиг. 2 — схема выполнения опрессовочных проходов, в результате которого с внешней стороны стыка получают усиление сварного шва, а с внутренней выпучивание сдеформированного при этом металла; на Аиг. 3 — схема выполнения основного прохода -в импульсном режиме, в результате которого получают полное проплавление стыка трубы; на фиг. 4 — схема подготовки кромок ЗО стыка трубы, подлежащих сварке, когда с обратной стороны стыка выполняют проточку, объем и форма которой идентичны объему и Аорме ме,телла, выпучиваемого с обратной сто- у роны соединения в результате выполнения опрессовочных проходов; на фиг. 5 — схема выполнения опрессовочных проходов по стыку, с обратной стороны которого предварительно вы- 4о полнена проточка и заполнение ее металлом в результате выполнения опрессовочных проходов; на фиг. 6 — схема и внешний вид соединения после выполнения основного прохода; на 4> фиг. 7 и 8 — схема выполнения способа дуговой многопроходной сварки труб с разделкой кромок стыка -образной и ступенчатой, когда объем металла, полученный каждой серией из 3-8 опрессовочных проходов, про.плавляют полностью основным проходом, а усиление, полученное каждой серией опрессовочиьтх проходов, используют в качестве присалочного мате- 5> риала при заполнении разделки.
Схема выполнения предлагаемого способа содержи. элементы 1 и 2 стыка трубы, подлежащих соединению многопроходнои сваркой неплавящимся электродом без присадочной проволоки, опрессовочные проходы 3-10 с помощью которых получают усиления будущего сварочного шва, объем 9 металла, выпучиваемого с обратной стороны стыка, в результате выполнения опрессовочных проходов, основной проход 11, с помощью которого получают полное проплавление свариваемого стыка трубы, проточку 12, выполненную с обратной стороны стыка трубы, объем и Аорма которой идентичны объему и форме массы металла, L выпучиваемых с обратной стороны стыка, в результате выполнения опрессовочных проходов, обратную сторону 13 стыка трубы после выполнения опрессовочных проходов (c предварительным выполнением с обратной стороны стыка проточки 12).
Кроме того на схеме обозначены ширина В шва после выполнения опрессовочных проходов (мм) и диаметр
Рт расплавляемой точки (мм).
Способ осуществляют следующим образом.
Элементы 1 и 2, подлежащие сварке в трубу, собирают в стыковое соединение без разделки кромок и зазора (фиг. 1). Затем на одном и том же режиме в направлении от внешней стороны стыка к его .обратной стороне выполняют неплавящимся электродом без подачи присадочной проволоки опрессовочные проходы 3-6, которыми проплавляют толщину стыка на
1/4-3/4 до получения требуемого усиления сварного шва снаружи и положительной кривизны 9 изнутри из ме1талла, выпученного из стыка при вы-, полнении опрессовочных проходов
3-6 (фиг. 2). При этом после опрессовочных проходов стык охлаждают до 50-100 С.
Затем после охлаждения последнего опрессовочного прохода б ток сварки увеличивают в 1,5-2,0 раза, а скорость сварки на столько же уменьшают относительно режима, на котором выполняли каждый из олрессовочных проходов 3-6 и выполняют в импульсном режиме основной проход
11 (Аиг. 3), которым обеспечивают полное проплавление свариваемого стыка с усилением, зоной термического влияния и металлом 9, я ну <енньпч
1143554 при выполнении опрессовочных проходов 3-6. При этом следует отметить, что диаметр расплавляемой точки основного прохода выбирают из условия: с = (1,5 — 2,0) В, 5 а погонную энергию уменьшают в 1,54 раза относительно суммы погонной энергии, полученной при выполнении опрессовочных проходов 3-6 (фиг. 3).
При сварке труб с толщиной стенки более 4 мм с образиной стороны стыка изнутри трубы 1 и 2 предварительно перед выполнением опрессовочных проходов 3-6 можно выполнить проточку 12 (Аиг. 4), объем и Аорма которой идентичны объему и Аорме металла 9, выпучиваемому из стыка в результате выполнения опрессовочных проходов 3-6. Для этого предварительно выполняют сварку образцов этими проходами и определяют объем и форму проточки 12. После выполнения опрессовочных проходов 3-6 объем выпучиваемого жидкого металла 9 заполняет проточку 12 заподлицо и обратная сторона стыка приобретает вид 13 (Аиг. 5). Выполнение такой проточки 12 позволяет уменьшить величину объема жидкого металла, который будет образовываться в1 30 процессе сварки по всей толщине свариваемого стыка, в результате чего для проплавления и переплава, т.е. для выполнения основого прохода 11 (фиг. 6) потребуется меньше тепловой энергии и, следовательно, корроэионные свойства сварного соединения будут выше.
В случае сварки труб 1 и 2 с разделкой Ч-образной или ступенчатой, 40 процесс выполняют сериями (Аиг. 7 и 8), кажцая из которых состоит из
3-8 опрессовочных проходов 3-10, каждую из которых заканчивают выполнением основного прохода 11 в им- 4s пульсном режиме. При этом следует от1метить, что усиление каждого полученного таким образом шва используют в качестве присадки при заполнении разделки, для чего, например, 50 электрод смещают относительно этого усиления в ту или иную сторону на кромку элементов 1 или 2 свариваемого стыка трубы.
После сварки стыка предлагаемым 55 способом его подвергают внешнему осI мотру, измерениям, рентгенопросвечиванию, металлограАическим исследованиям и испытаниям на коррозионную стойкость в 657. растворе азотной кислоты при температуре кипения, которые показали положительные результаты.
Пример. При проведении испытаний сваривают трубы из стали
12Х18Н10Т диаметром 38 мм с толщиной стенки 3 мм и диаметром 108 мм с толщиной стенки 9 мм. Стыки под сварку изготавливают с разделкой кромок при толщине более 4 мм и без разделки кромок, без фаски и с внутренней стороны для осуществления контроля провара просвечиванием, так как при выполнении опрессовочных проходов стык с внутренней стороны раскрывается и получается зазор, который выполняет в процессе контроля роль эчой Ааски. Зазор между кромками составляет менее 0,3 мм, а смещение обеспечивается в т х же пределах, не более 107 толщины стенки стыка.
Стыки собирают с помощью стягивающего приспособления и прихваток, а сваривают в неповоротном положении труб автоматом ОДА-2М и ОКА-1 с источником сварочного тока ТИР-ЗООДИ, который позволяет производить сварку в непрерывном и импульсном режиме.
Примеры выполнения и результаты испытаний сведены в таблицу.
Предлагаемый способ по сравнению с известным позволяет повысить качество сварного соединения и его эксплуатационные характеристики, а именно: коррозионную стойкость и работоспособность на 20-307, за счет того, что вначале выполняют несколько опрессовочных проходов с неполным проплавлением толщины свариваемого стыка, а затем в импульсном режиме основной проход, который обеспечивает не только полное проплавление соединения, но и переплав опрессовочного шва и прилегающей зоны термического влияния в сторону основного металла трубы на 1-1,5 мм от линии сплавления и ограниченного температурой 1150 С, где обычно происходит максимальное разрушение. При этом обеспечивается равномерное усиление ,.сварного шва по всему периметру тру бы с усилением не менее 0,3 мм, полное отсутствие скрытых деАектов, структурной и механической неоднородности.
1143554 а ф\ аФ о О м л о
МЪ
° М
* ь иО м л о
МЪ
Ф
М л о м м л о
\Р1 м
М1
Ф л ь
М
МЪ о
Ch м л о
М\
Ф л о м л
Ch м л о
МЪ м л
C) 1
Ch л
МЪ
° ф
DI
М1 » м
В л(л и м1
С0 л IÔ
М1
00(Л н о с» о м Д н а о п н ь
»Т! и О ни Фи. оооо ж х )оR м т
I ! л
I а
6Ч л м и.
«н о
g С 4
Ф С а сч и
I@4
М1
II и л
a! 0
gA (4
CQ °
lI II э рР
Ю
CD
II и
ГВ
< ю иа
CV 00
lI Il
Ф л
З> и
U О Со а
00 ли и и и
Ф .ф3
Зебр о й
< о
tO и а и гъ о аа
С4 С0 и и
Ф л
М !
ITl
Ф о мЪ
Ф
D г
СЧ
Ф о
IO со ("\
Ю о
IPJ
В о.Ь
С4 л
Ю и
Ф
О 1,! и х и а л
1 % Ct
I йв O
Ю
1. Х
Q Ф) У о о аа, о ах
Х 0 х о а
IC Э CC >
I х 1.к
Ю 1 а ХХ I ХХ
В и Rj el-5Р
c:v о> в хи айхк оео оо
XIr CI
1о л
Ю м о и и
Р
ЧЭ
Ю о и с
4 !
1
tV 1
ФМ 1 .о
1 и.
° и
Ю CO
CO и и о а
n =>
3 ф а х о о g, <
Ю
CO и г
М а
h о РР лГ
CO и л м и
CO О о е ио
РЪ
hl u и
3(и! л
IO
° ° а
j3.
1143554
О 1, а О.«
an а о О О а ь
1О
* ь 0
an а о
an ь м м а о О а о
СЧ а н
ОО к о а о
<Ч ф
al
an а
64
° Ф н о ь
О . СЧ
II. и
° н и С и
«(° Щ
an m
ы н
cI ан
О а
В
aI ь
О
ОЭ4
ИУО
РН О оай
t4
М фа, ю
<Ч л а о
In
Ф сО
O о к н о
Нц а а оо л о
Н II Н
3 ь
v О а
C)
II с
« л м л
an О
CQ а ь н О
° l м н
xl н
О а йЧ аа т м н о и
„, Rgb а «и (ч о
Ch СЧ п s ф 8
16
Ф х х
v О ь о о а а« о аX
ы o-vхх л!Ъ
Ю
5, A
an
CO аА г
an
РЪ
° 0
Ю о
1 х l
I O 1
1 I — 4
СЧ
ЮЪ л о л
Ф и о
1
1 В
1 <и
Щ
Ф
Ю О
СЧ
A ь и
Ю о
O Ca ah
«v cI v
2 Х ad cu
CC V.0
СЧ
5/Ъ
СЧ
1Ч
CO
Ф! в
0 6!
В
00 О х л е а0 а° В 4
I v
Х 1
С 0
Л. IC CI IC ) Ю окххы
C= Х В IЬ а
X (В а
1Ч(ф
aa I О
Ю
Ю (!
II Лю!
v Ф
<
О !О ао
В л, » 4
u ) Ч . с
СС
II а
P) В ааа
В
> х !л ! огх! 1
Х 1 1
ХИ О! IC
Ы.В КЙХ оео оо!
К х о х о g
Х О, Х В
В! IC еi v
3)5 ах о
1 д 1 и
Ж !
1: щ !
0I
Ж х
0! I
1 о
И 11
1
t
6
v 1- :
v u
Л О
ВЛ
c0 C o
В В В
В ч
1143554
В С
CO) °
В В
c co . cu
Xl 0 V
< О Л
О I0
<Ч СО 0
В . В В
Ч м..Р ) СЧ
O и Р .
an C0
В В В
° и Ф
Фв И ) 11 и f
18
Ca(Ф (Ф о а
Ф
С \
В
О
Ф
4Ч
O л а
@ à
an
Ф» (4
Я ° IXt
Ю ° Ф ((а
l143554
Х(((О a(3)l!s ха ю ю » в lQ
1„(в
4 < 1 Ф(X l (a
© «Ф о «
° м ф
В ((6
3 8
Й Р( o y5 g (K g (aa
g4 о.
1143554
1» о ах оо.
ЯЯ
ОЯХ и оu Ia. a
t х або
ОЪ хю
an CaI ов
О фь
В
С Ъ IA к о
tn ea
РЪ
iФ It д, < е1 ь Ф
C) Ct1 в
N C0 ф
Н 4 4 ф 8
«4
С>
1 з
1 х
X К х а ф aat
Caa Q
ОЪ х
Ф х
С» о х о к х я, х е
Cl В
1 о
И. 41
Цhоgo
1«Я CJ оояи
Ф
ЛВ
1:с
СЧ
Ф х
4 о
1 1
Ф 1
1 Ch !
О)
1 1 а4 1 1
g 1,о
> 1 .оь 1сь
О яaat
Я Х 61 < 3 саvх
Е
1 о х t
О Я (° IC ф CN 3 окхх.ы
1 1а
2@55oP5
I 1 и f 1
t:u .О1а оэît.оо
1 Ь КИХ еаь 51=5
ll43554
1143554
g4,ф6 7Ю 10
Составитель И.Мельцов
Техред С.Мигунова Корректор О.Луговая
Редактор Е.Лушникова .
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Заказ 815/12 Тираж 1086 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, W-35, Раушская наб., д. 4/5