Способ восстановления дисков трения со шлицами на боковой поверхности
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОО3 СОвс ГСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
„„Я0„„11435 ауцВ 23 P 6/00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1 .А ™КЕ !ЕЖАМИ (21) 3565936/25-27 (22) 21.03.83 (46) 07.03.85. Бюл. ¹ 9 (72) Г.П.Шаронов, Н.A.Ðàáoâåöêèé
М К.Г.Осипов (71) Саратовский ордена "Знак Поче.— та" институт механизации сельского хозяйства им. М.И.Калинина .(53) 621.839.1(068.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 597737, кл. С 23 С 9/00, 1976 .(прототип). (54)(57) 1. СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ
ДИСКОВ ТРЕНИЯ СО ШЛИЦАМИ НА БОКОВОЙ
ПОВЕРХНОСТИ, включающий операции шли-. фования поверхностей трения, термофиксации и насыщения поверхностей трения легирующими элементами, о т— л и ч а ю шийся тем, что, с целью обеспечения восстановления дисков, изношенных до размеров, превышающих установленные ремонтные, используют два изношенных диска трения, операцию шлифования поверхностей трения ведут в два этапа: пред4 варительное шлифование одной из поЪФ верхностей трения каждого диска до толщины, составляющей 0,55-0,6 от номинальной толщины диска, после чего диски совмещают по прошлифованным поверхностям со смещением один относительно другого в угловом направлении, перекрывая изношенную сторону шлица одного диска неизношенной стороной шпица другого диска, и сваривают, и чьстовое шлифование поверхностей трения полученного диска до номинальных размеров, а в процессе термофиксации и насыщения поверхностей трения легирующими элементами осуществляют стабилизирующий отпуск.
2. Способ по п. 1, о т л и ч а юшийся тем, что сварку дисков осуществляют электроконтактным методоме
1143560
Изобретение относится к ремонтному производству, в частности к восстановлению фрикционных дисков трения со шлицами на боковой поверхности. 5
Известен способ восстановления дисков трения со шлицами на боковой поверхности, включающий операции шлифования поверхностей трения, Tt:pMo фиксации и насыщения поверхностей 1Р трения легирующими элементами (13.
Известный способ позволяет осуществлять многократное (3-4 раза)
l .восстановление изношенных дисков, еднако он не обеспечивает восста- — 15 новление дисков, изношенных до размеров, превышающих установленные ремонтные.
Целью изобретения является обеспечение восстановления дисков, изно- ур шенных до размеров, превышающих установленные ремонтные.
Поставленная цель достигается тем, что согласно способу восстановления дисков трения со шлицами на боковой 25 поверхчости, включающему операции шлифования поверхностей трения термофиксации и насыщения поверхностей тре ния легирующими элементами, используют два изношенных диска трения, операцию шлифования поверхностей трения ведут в два этапа: предварительное шлифование одной из поверхностей трения каждого диска до толщины, состав.— ляющей 0 55-0 6 от номинальной толЭ У
35 щины диска, после чего диски совмещают по прошлифованным поверхностям со смещением один относительного другого в угловом чаправлении, перекрывая изношенную сторону шлица одного 4р диска неизношенной стороной шлица другого диска, и сваривают, и чистовое шлифование поверхностей трения полученного диска до номинальных размеров, а в процессе термофиксации и насыщения поверхностей трения леги, рующими элементами осуществляют стабилизирующий отпуск.
Кроме того, сварку дисков осуществляют электроконтактным методом. 50
На чертеже изображены диски трения в момент их совмещения по прошлифованным поверхностям.
Способ заключается в следующем.
Подлежащее выбраковке по предель- 55 ной толщине и износу шлицевой части диски 1 и 2 подвергают предварительному шлифованию по сопрягаемым поверхностям. Это необходимо для устранения дефектов на изношенных рабочих поверхностях, создания плотного контакта соединяемых деталей, а также обеспечения их одинакозой толщины, Для сокращения времени и затрат на восстановление предварительное шлифование производйтся только с одной стороны до размера соответствующего
0,55-0,6 номинальной толщины диска.
Этот размер обеспечивае- оптимальный припуск на окончательное чистовое шлифование.
Восстановление номинальной толщины диска производится путем попарного соединения (сваривания) двух изношенных дисков по прошлифованным поверхностям. При этом восстановление износа шлицевой части происходит путем смещения дисков один относительно другого таким образом, что изношенная сторона А шлица одного перекрыL вается неизноыенной стороной Б шлица другого диска.
В таком положении диски фиксируются, например, электроконтактной сваркой в двух-трех точках по рабочей поверхности.
Для обеспечения необходимой прочности и однородности основного материала диски сваривают шовным электроконтактным методом по рабочей поверхности.
Сваренные диски подвергают чистовому шлифованию, при этом диски шлифуют с одной стороны до выведения следов износа и дефектов поверхности. Затем диски шлифуют с другой стороны под заданный номинальный размер.
Для снятия внутренних сварочных напряжений получения необходимой структуры и твердости материала проводится стабилизирующий отпуск, за которым должны следовать операция термофиксации для устранения дефектов коробления и операция насыщения поверхностей трения легирующими элементами для восстановления физикомеханических свойств. Они проводятся в специальных оправках одновременно.
Поскольку проведение стабилизирующего отпуска, как самостоятельной операции .требует дополнительного нагрева, связанного с расходом энергоресурсов, а нагрег дисков в свободном состоянии вызывает их коробление, целесообразно операцию стабилизирующий отпуск.. совместить с операциями
5Х хлористого аммония равномерным слоем по всей рабочей поверхности.
Затем диски с нанесенньп . составом укладывают на оправку для термофиксации, сжимают под прессом и фиксируют в сжатом состоянии. Оправку с дисками устанавливают в контейнер, который засыпается чугунной дробью, закрывается крышкой и герметиэируется огнеупорной обмозкой. Для проведения стабилизирующего отпуска с одновременной термофиксацией и насыщением контейнер с дисками помещают в печь, где он выдерживался в течение
3 ч по достижению температуры 690 +
+10 С. Контейнеры извлекают иэ печи
1 охлаждают на воздухе до комнатной температуры и разбирают. Диски очищают от остатков прореагировавшего состава в моечной машине барабанного типа, просушивают, а затем контролируют по всем параметрам. Данные контроля представлены в таблице.
Таким образом, параметры восстановленного диска соответствуют параметрам новой детали, кроме того, рабочие поверхности восстановленного диска сульфидированы, что улучшает их приработочные и антиэадирные свойства.
Предлагаемый способ обе печивает восстановление фрикционных дисков трения со шлицами, изношенных до размеров, превышающих установленные ремонтные, прост в осуществлении, в связи с чем может быть использован в условиях серийного ремонтного производства. термофиксации и насыщения поверхности трения легирующими элементами и проводить их одновременно при температуре 69(- 10 С в течение 3-4 ч.
Пример . Проводится ремонт выбракованных ведомых дисков из стали 40ХЗМ2ФА с дефектами поверхности и износом шлицевой части. Толщина дисков составляет 1,8 мм, износ шлицевой части 0,3 мм. Диски пред- 1(} варительно шлифуют на плоско-шлифо- . вальном станке модели 38756 с одной стороны до размера 1,7 мм. Затем диски укладывают в приспособление для сварки прошнифованными поверхностями таким образом, чтобы износ шлицевой части А одного диска перекрывался неизношенной стороной Б шлица другого диска.. Диски прихватывают в двух диаметрально противопо- 20 ложных местах точечной электроконтактной сваркой на установке МТ-1618, а затем проваривают по рабочей поверхности шовной электроконтактной сваркой на установке Nll-3201. 2S
Сваренные диски шлифуют на плоскошлифовальном станке 38756 с двух сторон. При этом диски укладывают на магнитный стол станка и шлифуют до размера 3,2 мм с одной стороны, за- З0 тем переустанавливают и шлифуют под .
Мминальный размер 3,0 мм с дру
-a,ai гой стороны. Промытые и просушенные диски размагничивают. Для восстановления физико-механических свойств по3$ верхностей трения на диски с помощью дозатора наносят порошкообразный состав, состоящий из 957. серы и
Диски
1 (Параметры дисков новые
1,8
Толщина, мм
О, 15-0,20
0,5-0,6
О,!5
Коробление, мм
00 оо
-a,oa
99,6
99,0-99,2
310-320
350
321-388
Твердость, НВ
Химико-термическая обработка
Сульфидирование
Длина общей нормали шлицевой части, мм изношенные восстановленные