Устройство для дистанционного управления многодвигательной судовой гребной установкой

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ МНОГОДВИГАТЕЛЬНОЙ СУДОВОЙ ГРЕБНОЙ УСТАНОВКОЙ, содержащее центральную и соседние с ней рукоятки, свободно насаженные своими втулками на общую ось, кинематически связанные с системой топливоподачи , а также с системой реверса ,5 { ,n Kv:;;C. г.:.;: . каяздого двигателя в отдельности и снабженные гребенками с пружинными защелками, удерживакнцими рукоятки от самопроизвольного смещения, о.т личающееся тем, что, с целью упрощения ручного управления двигателями при необходимости аварийного торможения судна, в нем втулка центральной рукоятки выполнена с расположенными на ее торцах пазами , а втулки соседних с ней рукояток снабжены расположенными на одном из их торцов выступами, взаимодействующими с пазами втулки центральной рукоятки , гребенка которой снабжена несимметричными зубьями для перемещения центральной рукоятки в сторону (Л сброса оборотов без воздействия на пружиннз защелку этой рукоятки.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (!9) О 1) 4 (5 () В 63 Н 21 /22

OflHCAkHE HSOEPETEkHR

Н ABTOPGHOlVIV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ HOMHTET СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3648886/27-11 (22) 05.10.83 (46) 07.03.85. Бюл. М 9 (72) Б.З. Леви и В.В. Горобец (53) 621.431.74(088.8) (56) 1. Горин А.Ф., Чаплыгин И.В.

Конструкция систем дистанционного управления главными .двигателями речных теплоходов. М., "Транспорт", 1968, с. 11, рис. 5 (прототип). (54)(57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ МНОГОДВИГАТЕЛЬНОЙ

СУДОВОЙ ГРЕБНОЙ УСТАНОВКОЙ, содержащее центральную и соседние с ней рукоятки, свободно насаженные своими втулками на общую ось, кинематически связанные с системой топливоподачи, а также с системой реверса каждого двигателя в отдельности и снабженные гребенками с пружинными защелками, удерживающими рукоятки от самопроизвольного смещения, о.т— л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью упрощения ручного управления двигателями при необходимости аварийного торможения судна, в нем втулка центральной рукоятки выполнена с расположенными на ее торцах пазами, а втулки соседних с ней рукояток снабжены расположенными на одном из их торцов выступами, взаимодействующими с пазами втулки центральной рукоятки, гребенка которой снабжена несимметричными зубьями для перемещения центральной рукоятки в сторону сброса оборотов без воздействия на пружинную защелку этой рукоятки..

1143647 . 2

Изобретение относится к судостроению, в часгности к устройствам для дистанционного управления многодвигательной судовой гребной установкой.

Известно устройство для дистан- % ционного управления многодвигательной судовой гребной установкой, содержащее центральную и соседние с ней рукоятки, свободно насаженные своими втулками на общую ось, кинематически связанные с системой топливоподачи, а также с системой реверса каждого двигателя в отдельности и снабженные гребенками с пружинными защелками, удерживающими рукоятки от 15 самопроизвольного смещения Ц .

Недостатком известного устройства является сложность ручного управления двигателями при необходимости аварийного торможения судна из-за 20 того, что перестановку рукояток в нужное положение можно осуществить только последовательно, что ведет к соответствующей потере времени и удлинению тормозного пути судна.

Цель изобретения — упрощение ручного управления двигателями при необходимости аварийного торможения судна.

Для достижения указанной цели в 36 устройстве для дистанционного управления многодвигательной судовой гребной установкой, содержащем центральную и соседние с ней рукоятки, свободно насаженные своими втулками на общую ось, кинематически связанные с системой топливоподачи, а также с системой реверса каждого двигателя в отдельности и снабженные гребенками с пружинными защелками, удер-1О живающими рукоятки от самопроизвольного смещения, втулка центральной рукоятки выполнена с расположенными на ее торцах пазами, а втулки соседних с ней рукояток снабжены расположенными на одном из торцов выступами, взаимодействующими с пазами втулки центральной рукоятки, гребенка которой снабжена несимметричными зубьями для перемещения центральной у1 рукоятки в сторону сброса оборотов без воздействия на пружинную защелку этой рукоятки.

На фиг. 1 изображено устройство для дистанционного управления судо у вой гребной установкой с тремя главными двигателями, общий вид; на

Фиг. 2 — сечение А-А на фиг. 1.

Устройство содержит полые рукоятки 1-3, свободно насаженные своими втулками на общую ось 4, закрепленную в корпусе 5. Рукоятки имеют кинематическую связь 6 с органами управления системой топливоподачи и системой реверса двигателей. В стержне каждой рукоятки предусмотрена прорезь, через которую заведена соответственно гребенка 7 или 8, а на торце установлена кнопка пружинной защелки 9 пропущенной через полость рукоятки и взаимодействующей с зубьями гребенки.

Зубья гребенок рукояток двигателей, которые чаще других используются цля маневрирования либо прежде всего необходимы для отработки заднего хода в аварийной ситуации, имеют обычную симметричную форму. В рассматриваемом конкретном примере это гребенки 7 рукояток 1 и 3 управления двумя бортовыми двигателями.

Гребенки остальных рукояток, в данном случае гребенка 8 рукоятки 2 управления двигателем форсированного хода, имеют зубья несимметричной формы (типа храповое колесо), что позволяет этим рукояткам перемещаться в сторону сброса оборотов двигателя (фиг. 2) без воздействия на кнопку защелки.

Втулки рукояток 1 и 3, гребенки которых имеют симметричные зубья, снабжены торцевыми выступами 10, а втулка рукоятки 2, находящаяся между ними, имеет пЬ торцам взаимодействующий с выступами элемент, например впадину с передней и задней границами.

Взаимное расположение выступов и впадин выполнено таким образом, что при нахожденйи осей всех взаимодействующих рукояток в одной плоскости каждый выступ 10 упирается в границу своей впадины, причем эта граница находится со стороны перемещения рукояток 1 и 3 в направлении сброса оборотов переднего хода (фиг. 2).

Протяженность впадины, т.е. другая ее граница должна быть удалена от первой на угол /3, превышающий угол перекладки рукояток К . Этим определяется возможность работы двигателей, обеспечивающих маневрирование, во всем диапазоне подачи топлива и их реверсирование, когда остальные

3 !436 рукоятки, в данном случае рукоятка 2 форсажного реверсивного агрегата, . занимает крайнее исходное положение, соответствующее режиму "Стой".

Исходным положением рукояток и 3 управления двигателями с ревер- сивными устройствами в пультах кулачкового типа, как известно, является среднее. Перемещение этих рукояток вперед либо назад последователь- 30 но включает в нужном направлении реверс-редуктор, а затем уже воздействует на подачу топлива для повышения частоты вращения от холостых оборотов до номинальных. При этом f5 пуск таких двигателей и их прогрев на холостых оборотах осуществляется в среднем положении рукояток отдель.ным стоп-рычагом (не показан).

Для пуска и прогрева двигателя, управляемого рукояткой 2, при работающих на холостых оборотах бортовых двигателях указанная рукоятка перемещается .в пределах угла $, который on- 25 ределяется сектором возможного перемещения рукояток и 3 до границы постоянных холостых оборотов, т.е. до риски "Вперед".

При наборе оборотов в ходовом режиме сначала перемещаются рукоятки ! и 3, а затем рукоятка 2.

Уменьшение оборотов и остановка двигателей в нормальной эксплуатации производится в обратной последовательности.

В случае необходимости экстренного торможения судна рукоятки и 3 отводятся в положение заднего хода и одновременно с собой перемещают рукоятку.2, что достигается благодаря описанным особенностям гребенки и взаимосвязи рукояток через выступы и впадины.

Наличие указанной взаимосвязи н несимметричная форма зубьев гребенки позволяют в общем случае одной рукояткой осуществлять аварийную остановку и реверсирование трех двигателей, поскольку втулка указанной ру- . коятки, снабженная с обеих сторон выступами, способна с их помощью перемещать две соседние рукоятки.

Таким образом, одним человеком возможно достаточно быстрое дистанционное воздействие на шестидвигательную гребную установку в аварийной ситуациие

1143647 ,4- А

Составитель Ю. Серов редактор О. Юрковецкая Техред О.Ващишина Корректор И. Муска

Заказ 834/17 Тираж 435 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб ., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4