Способ управления рабочим процессом землеройно-транспортной машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
UW
РЕСПУБЛИК
4(51) F. 02 F 9/20
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОЬГФ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ. (21) 3645497/29-03 (22) 21.09.83 (46) 07.03.85. Бюл. В 9 (72) В.Я. Слободин и В.Ф. Амельченко (71) Сибирский ордена Трудового
Красного Знамени автомобильно-дорожный институт им.В.В.Куйбышева (53) 621.878(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
8 569683, кл. E 02 F 9/20, 1974 .
2. Авторское свидетельство СССР
У 455188, кл. Е 02 F 9/22, 1968 .(прототип). .(54)(57) СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ .РАБОЧИМ
Щ ОЦЕССОМ ЗЕМЛЕРОЙНО-ТРАНСПОРТНОЙ
МАШИНЫ, включающий измерение рабочей скорости машины и шормирование
ÄÄSUÄÄ 1143812 А сигнала управления, о т л и ч а ющ н и с я тем, что, с целью повышения эффективности управления, дополнительно измеряют скорость вер:тикального перемещения рабочего органа, задают оптимальные величины отношения скоростей для подъема и опускания рабочего органа, определяют частотное от деления скорос.ти вертикального перемещения рабочего органа при подъеме и опускании на соответствующую величину отношения скоростей, сравнивают разность между рабочей скоростью машины и ,полученным частным и формируют сигнал управления по величине рассог- » ласования.
1143812
Изобретение относится к области автоматизации и управления строительными и дорожными машинами, например бульдозерами.
Известен способ регулирования рабочих процессов копания грунта, заключающийся в измерении тяговой . ,мощности и силы тяги, преобразова- нии их в одноименные величины и сравнении между собой и с заданным 10 значением (1).
Однако данный способ не связы" вает скорость вертикального переме" щения рабочего органа с рабочей ско" ростью машины, отношение которых 15 должно иметь постоянное оптимальное значение, так как от отношения скоростей зависит траектория.заглубления рабочего органа и связанные с нею силы копания грунта. Кроме это"20 го, от отношения скоростей зависит качество работы человека-оператора, который при значительном отклонении отношения от оптимального значения не будет справляться с управлением 25 машиной.
Известен также способ управления рабочим процессом землеройно-транспортной машины, включающий измерение абочей скорости машины, измерение,З0 частоты вращения вала двигателя и формирование сигнала управления )2).
Однако скорость перемещения рабочего органа остается постоянной, независимой от рабочей скорости машины, что снижает эффективность рабочего процесса и производительность машины.
Цель изобретения — повьппение 40 эффективности управления.
Поставленная цель достигается тем, что согласно способу управления рабочим процессом землеройно-транспортной машины, включающему измерение 45 рабочей скорости машины и формирование.сигнала управления, дополнительно измеряют скорость вертикального перемещения рабочего органа, задают оптимальные величины отношения 50 скоростей для подъема и опускания рабочего органа, определяют частное от деления скорости вертикального перемещения рабочего органа при подъеме и опускании на соответст- 55 вующую величину отношения скоростей, сравнивают разность между рабочей скоростью машины и полученным частным и формируют сигнал управления по величине рассогласования.
Управление скоростью перемещения рабочего органа в зависимости от рабочей скорости машины, с целью стабилизации их оптимального отношения, приводит к уменьшению колебаний силы тяги и тяговой мощности машины, уменьшает энергозатраты и приводит, тем самым, к увеличению производительности труда и эффективности управления.
На чертеже приведена функциональ" ная схема системы управления рабочим процессом бульдозера.
Система управления содержит датчик
1 рабочей скорости машины, датчик 2 скорости перемещения рабочего органа, задатчик 3, блок 4 деления скорости вертикального перемещения рабочего органа на величину отношения скоростей. Эти отношения определяют путем моделирования рабочего процесса землеройно-транспортной машины. ,на ЭВИ. Система содержит также переключатель: 5, связанный с ручкой распределителя 6 и учитывающий направление движения рабочего органа на подъем ("п") или опускание ("о"), элемент 7 сравнения, блок 8 управления подачей жидкости от гидронасоса 9 к распределителю 6 и далее к гидроцилиндрам 10.
Способ управления заключается в том, что датчиком 2 измеряют скорость вертикального перемещения ,рабочего органа, задают задатчиком 3 оптимальные величины отношения ско1 ростей для подъема и опускания рабочего органа. Вычисление разности между рабочей скоростью машины и частным от деления скорости вертикального перемещения рабочего органа при подъеме или опускании на соответствующую величину отношения скоростей производится блоком 4, переключателем 5 и распределителем 6.
По сигналу рассогласования, полученному с элемента ? сравнения, формируют сигнал управления (блок 8) подачей жидкости от гидронасоса 9 к распределителю 6.
Способ основан на использовании формулы: м
Vp.o
-=c где Vp, — скорость перемещения рабочего органа;
11438
Vp.o
С
Ю
10 или
Vp.o
Va- — — -=О, C,È
Составитель P. Гладун
Редактор Н. Яцола Техред И.Асталош Корректор А. Тяско
Заказ 864/25 Тираж 649 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Va — рабочая скорость машины;
С, — постоянная величина, имею- щая оптимальные значения для подъема и опускания рабочего органа.
Из формулы (1) получаем
Уравнение (2). является основой работы функциональной схемы системы 15 управления (фиг. 1). Например, для бульдозера ДЗ-130 оптимальные значения отношения скоростей, полученные на ЭВМ, равны: С» = 0,38, С = 0,24; оптимальная скорость бульдозера 20
Ча = 0,83 м/с, оптимальные скорости перемещения гидроцилиндра на опускание равна 0,21 м/с, на подъем—
0.34 м/с.
Рабочую скорость машины (V ) заме-25 ряют датчиком 1 и подают на элемент
7 сравнения. Скорость перемещения ра" бочего органа (Vpe ) замеряют датчиком 2 и подают на блок 4 деления куда от задатчика 3 поступают опти- 30 мальные значения отношения скоростей
С > для подъема и С для опускания
12 4 рабочего органа. После деления на элемент 7 сравнения поступает величина Vp.AC<, если происходит подъем рабочего .органа, и величина Vp е/Се, если происходит опускание.
Элемент 7 сравнения вырабатывает знакопеременный сигнал рассогласования Ы1, поступающий на блок 8 управления подачей жидкости, которое изменяет подачу Ян жидкости гидронасосом 9 на величину + ьО, соответствующую величине и знаку сигнала
hU. Итоговая подача ж щкости (С}я +
+ 50) проходит через распределитель 6 и поступает в гидроцилиндр 10, вызывая изменение скорости вертикального перемещения рабочего органа и ликвидируя сигнал рассогласования Ы3.
Использование предлагаемого способа управления рабочим процессом позволяет повысить производительность рабочего процесса земперойнотранспортной машины за счет поддер жания постоянного оптимального отношения скоростей вертикального перемещения рабочего органа и рабочей скорости машины, что позволяет оператору избегать перегрузку машины при копании грунта, и, как следствие, уменьшить энергозатраты на рабочий процесс.