Включаемая муфта

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ВКЛЮЧАЕМАЯ МУФТА, содержащая смонтированные на ведущем валу центральную шестерню и водило, связанные собой сателлитом, ось которого установлена в водиле. i C €Of05 fA3 iiAjU-JTJjO- fA ТЕЬЧИ1Р€КЙЯ « мйляйтад .гпп-ч.и механизм включения, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения возможности безударного включения и ограничения величины передавае-. мого момента, она снабжена шатуном с упругими втулками в головках, смонтированным на вьтолненд1ых на ведущем валу и оси сателлита кривошипах, и паразитной шестерней, установленной между сателлитом и центральной шестерней , а механизм включения выполнен в виде втулки, расположенной между валом и центральной шестерней и связанной с ними винтовыми шлицами разного направления. (Л

СОЮЗ СОВЕтСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

4р F 16 D 11/00 .

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ д „ е ДфЯЯц,Я

С0, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3668431/25-27 (22) 05.12.83 (46) 07.03.85. Бюл. Р 9 (72) Ю.С. Базельцев (53) 621.825.6(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

Ф 765524, кл. В. 60 К 17/10, 1980.

2. Авторское свидетельство СССР

У 929905, кл. F 16 D 11/00, 1977 (прототип). (54)(57) ВКЛЮЧАЕМФЯ МУФТА, содержащая смонтированные на ведущем валу центральную шестерню и водило, связанные между собой сателлитом, ось которого установлена в водиле, „„SU„„ 14 902 А и механизм включения, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью обеспечения возможности безударного включения и ограничения величины передавае-, мого момента, она снабжена шатуном с упругими втулками в головках, смонтированным на выполненных иа ведущем валу и оси сателлита кривошипах, и паразитной шестерней, установленной между сателлитом и центральной шестерней, а механизм включения выполнен в виде втулки, расположенной между валом и центральной шестерней и связанной с ними винтовыми шпицами разного направления.

11439

Изобретение относится к области машиностроения и может быть исполь- < зовано в устройствах для передачи " вращения.

Известна включаемая муфта, содер" жащая ведущую и ведомую полумуфты, связанные между собой через звенья планетарного ряда, и гидравлический механизм включения 11.

Недостатком данной муфты является 10 низкая надежность из-за наличия герметичных стыков в механизме включения.

Наиболее близкой к изобретению ,по технической сущности и достигаемому результату является включаемая муфта, содержащая смонтированную на ведущем валу центральную шестерню и водило, связанные между собой сателлитом, установленным на оси в водиле, и механизм включения $21. 2О

Недостатками известной муфты являются наличие удара при включении и отсутствие предохранительных свойств.

Целью изобретения является обеспе-yg чение воэможности безударного включения и ограничения величины передаваемого момента. .Поставленная цель досчигается тем, что включаемая муфта, содержащая смонтированную на ведущем валу центральную шестерню и водило, связан- ные между собой сателлитом, ось которого установлена в водиле, и механизм включения, снабжена шатуном с упругими втулками в головках, смон- 35 тированным на выполненных на ведущем валу и оси сателлита кривошипах, и паразитной шестерней, установленной между сателлитом и центральной шестерней, а механизм включения вы- 4О полнен в виде втулки, расположенной между валом и центральной шестерней и связанной с ними винтовыми шлицами разного направления.

На фиг. 1 изображена муфта, общий вид; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1; на фиг.. 3 и 4 — кинематическая схема муфты.

На водиле 1 смонтированы с вращением и осевой фиксацией вал 2 с кри- 50 вошипом 3, центральная шестерня 4, паразитная шестерня 5 и сателлит 6 с кривошипом 7 и шестерней 8. По шлицам вала 2 перемещается втулка 9, наружные шпицы которой перемещают- И ся по шпицам центральной шестерни 4, причем оба шлнцевых соединения выполнены винтовыми: одно - с правым, 02 другое — с левым направлениями винтовых шпиц. Кривошипы 3 н 7 соединены шатуном 10. Подшипники головок шатуна 10 смонтированы на втулках 11 из эластичного упругого материала, что обеспечивает расчетную упругость четырехзвенного механизма.

Расстояние между осями головок шатуна 10 равно расстоянию между осями вала 2 и сателлита б, а радиусы вращения кривошипов 3 и 7 одинаковы.

В положении частей, показанном на фиг. 1 — 3, вал 2, втулка 9 и шестерня 4 вместе вращаются в водиле 1 и через паразитную шестеню 5 вращают сателлит 6 с передаточным . отношением единица. Кривошипы 3 и 7 и шатун 10, образуя параллелограммный механизм с постоянным передаточным отношением единица, не препятствуют вращению сателлита 6, т.е. осуществляют пассивную кинематическую связь между валом 2 и сателлитом б. Усилия между валом 2 и вадилом 1 не передаются, муфта выключена . При некотором дозированном осевом сдвиге втулки 9 происходит поворот кривошина 3 относительно шестерни 4 и деформация втулок 1I.

Синхронное вращение вала 2 и сателлита 6 происходит с периодическим увеличением и уменьшением деформации втулок 11, что вызывает реактивный момент на водиле 1, Если момен1. сопротивления на водиле 1 не превышает этого момента,то водило I вращается вместе с валом 2, муфта включена. Если момент сопротивления на водиле превысит этот момент, то произойдет проворот водила 1 относительно вала 2, т.е. муфта сработает как предохранительная. Доэи" ровкой осевого сдвига втулки 9 можно регулировать момент срабатывания муфты. При некотором максимальном осевом сдвиге втулки 9 кривошипы 3 и

7 и шатун 10 образуют антипараллелограммный механизм (фиг. 4, сплошные линии) с отрицательным передаточным отношением между кривошипами 3 н 7.

Для синхронного вращения последних требуются деформации втулок 11, превышающие их конструктивно возможные упругие деформации, поэтому замкнутая кинематическая цепь вал 2— втулка 9 — шестерня 4 — шестерня 5— кривошип 7 - шатун 10 — кривошип 3— вал 2 неподвижна относительно водила

1143902 ние ведущей и ведомой частей. Консте- рукцня предложенной муфты проще конструкции известных муфт с тормозными гидравлическими насосами. Пред0 ложенная муфта имеет более широкие эксплуатационные возможности, прие чем с регулируемым порогом срабатыь вания.

1, т.е. заблокирована. Муфта включе на, причем без срабатывания при пер грузке. Выключение муфты осуществля ется смещением втулки 9 в первоначальное положение. При этом шатун 1 и кривошипы 3 и 7 снова образуют параллелограммный механизм (сплошны линии на фиг. 3), кинематическая цеп разблокирована,.муфта выключена.

Использование предложенной муфты 1О для соединения и разъединения валов под нагрузкой и без остановки вращения имеет преимущество, поскольку в .ней нет фрикционно или ударно изнашиваиящихся частей. Во включенном 15 состоянии отсутствует проскальзываИспользование предлсикенной муфтыв трансмиссиях машин позволит полу читв экономический эффект в виде снижения стоимости изготовления и эксплуатации машин благодаря просто те конструкции муфты и ее широким эксплуатационным качествам.

Фиг. 2

1143902

Фиа У

Составитель И. Яцунов

Редактор Л. Гратилло Техред M. Надь

Корректор С. Черни

Подписное

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 879/30 Тираж 898 .

ЗНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5