Устройство для лова кальмаров
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЛОВА КАЛЬМАРОВ, содержащее смонтированные на горизонтальном валу два барабана, закрепленные на них лесы ярусов и связанные с барабанами кронштейны, оснащенные направляющими роликами для лес, отличающееся тем, что, с целью повыщения эффективности лова, оно установлено на вертикальной оси с возможностью разворота относительно нее, лесы ярусов закреплены на барабанах с возможностью одновременной намотки их в противоположных направлениях , а кронщтейны выполнены разной длины.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„„1144670
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3520761/28-13 (22) 06.10.82 (46) 15.03.85. Бюл. № 10 (72) В. В. Проскуров. О. В. Воробей, С. В..Баранов и Г. Ф. Каган (71) Мурманское отделение Государственного проектно-конструкторского:института рыбопромыслового флота «Гипрорыбфлот» (53) 639.2.081.115 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 213451, кл. А 01 К 73/06; 1966.
Авторское свидетельство СССР ,М 341456, кл. А 01 К 73/06, 1970. (54) (57) 1. УСТРОЛСТВО ДЛЯ ЛОВА
КАЛЬМАРОВ, содержащее смонтированные на горизонтальном валу два барабана, закрепленные на них лесы ярусов и связанные с барабанами кронштейны, оснащенные направляющими роликами для лес, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности лова, оно установлено на вертикальной оси с возможностью разворота относительно нее, лесы ярусов закреплены на барабанах с возможностью одновременной намотки их в противоположных направлениях, а кронштейны выполнены разной длины.
1144670
2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что длина одного из кронштейнов превышает удвоенную длину другого.
3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что барабаны образованы укрепленными на двух боковинах съемными спицаИзобретение относится к технике промышленного рыболовства, а именно устройствам для лова кальмаров.
Цель изобретения — повышение эффективности.
Предлагаемое устройство обеспечит эффективный лов тяжелого баренцевоморского кальмара-стрелки, средняя масса которого составляет 1,2 кг. Использование на судах предлагаемого устройства для лова кальмаров по сравнению с применяемыми позволяет увеличить вылов кальмаров более, чем на 30О О, а также снизить себестоимость выловленного кальмара н а 15-18%.
Кроме того, использование предлагаемых устройств механизирует трудоемкий и тяжелый процесс лова.
Устройство имеет небольшую массу, легко и быстро монтируется на судах перед началом промысла, как только становится известно об основном подходе кальмаров, и демонтируется после окончания промысла для перехода судов на лов рыбы. Устройство простое по конструкции, поэтому его можно изготовить в местных мастерских при незначительных затратах.
Предлагаемое устройство обеспечивает эффективный лов кальмаров при бортовой качке до 50 и килевой качке 7, а также при длительном крене до 10 .
На фиг. 1 изображено устройство для лова кальмаров, вид спереди; на фиг. 2— то же, вид в плане; на фиг. 3 — разрез
А А на фиг. 2; на фиг. 4 — вид Б на фиг. 1 (крепление кронштейнов); на фиг. 5барабан вид спереди; на фиг. 6 — барабан (вид сбоку) и варианты его рабочего сечения; на фиг. 7 — ролик, разрез.
Устройство для лова кальмаров содержит укрепленные на шпонках на горизонтальном валу 1 два барабана 2 и 3 с намотанными на них лесами 4 и 5 ярусов (фиг. 1).
Лесы 4 и 5 оснащены джиггерами 6 (кальмароловными блеснами с венчиком крючков) в количестве 10-20 шт на расстоянии
1 м один от другого. На концах лес 4 и 5 укреплены грузила 7, которые служат для устойчивого положения ярусов в вертикаль5 !
О
40 ми для изменения профиля рабочего сечения.
4. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что направляющие ролики выполнены из упругого полимерного материала„преимущественно из капрона, и имеют седловатость в рабочей части. ном положении. При оптимальной глубине лова 10-15 м длина каждой лесы составляет 40 м.
Горизонтальный вал 1 барабанов 2 и 3 установлен в подшипниках (не показаны) опоры 8. Опора 8 коробчатой конструкции жестко соединена с вертикальной осью 9 опоры 10 (фиг. 3 и 4).
Во втулке 11 и кронштейне 12 (фиг. 3) установлена ось 9, которая обеспечивает свободный поворот устройства вокруг своей оси.
Втулка 11 имеет фланец 13, по периметру которого она приварена к планширю 14 фальшборта судна, на котором установлено устройство. Кронштейн 12 своим основанием приварен к корпусу 15 судна. От осевого перемещения опоры 8 на вертикальной оси 9 предотвращает гайка 16 (фиг. 3).
На опоре 10 укреплены кронштейны 17 и 18 (фиг. 1). Они представляют собой рамы, выполненные из труб, связанных для жесткости связями (не показаны). На обоих концах рам приварены щеки 19 и 20 (фиг. 1). Щеки 19, приваренные к верхним концам кронштейнов 17 и 18, имеют отверстия. В них установлены оси 21 (фиг. 7), на которые свободно посажены направляющие ролики 22, закрепленные на осях
21 с обеих сторон гайками 23. Щеки 20, приваренные к нижним концам кронштейнов 17 и 18, имеют отверстия. Через них проходит общая для обоих кронштейнов 17 и 18 ось 24 (фиг. 4). Ось 24 закреплена с обеих сторон опоры 10 гайками 25.
Для фиксации угла наклона кронштейнов 17 и 18 в щеках 20 имеется по одному отверстию, а в боковых стенках 26 опоры
10 выполнены по три отверстия 27 (фиг. 1), кроме того, опора 10 снабжена фиксирующими пальцами 28. Расположение отверстий 27 (фиг. 1) обеспечивает фиксацию наклона кронштейнов 17 и 18 на углы, необходимые для установки устройства на судах различного типа и для регулирования натяжения лес 4 и 5, например на углы, равные 10, 25, 45 . Кронштейны 17 и 18 вы1144670 полнены разной длины: длина кронштейна 17 составляет около 800 мм, длина кронштейна 18 — свыше 1600 мм.
Установленные на верхних концах кронштейнов 17 и 18 направляющие ролики 22 содержат центральную втулку 29 (фиг. 7), обжатую с двух сторон ребордами 30 с помощью гаек 31, надетых на внутреннюю втулку 32, которая установлена на оси 21.
Втулка 29 выполнена с седловатостью в рабочей части. Центральная втулка 29, реборды 30, внутренняя втулка 32 выполнены из капрона. Кронштейны 17 и 18 снабжены лотками 33 (фиг. 2) для приема и транспортировки пойманных кальмаров. Лотки
33 выполнены из тонкой оцинкованной стали и своими загнутыми краями охватывают рамы кронштейнов 17 и 18 и закреплены на кронштейнах болтами (не показа но). Лотки 33 расположены по всей длине кронштейнов.
Для предотвращения потерь улова концы лотков 33 повторяют форму рабочей поверхности роликов 22 и примыкают к ней (зазор между роликами 22 и лотками 33 не более 5 мм).
Барабаны 2 и 3, укрепленные на шпонках на горизонтальном валу 1, состоят из двух боковин 34 и нескольких съемных спиц
35 (фиг. 5), которые образуют рабочий профиль барабанов. Боковины 34 выполнены из листового алюминия (для снижения веса барабанов) и связаны между собой жестко посредством втулки 36 и двух металлических конусов 37. Конусы 37 своим меньшим диаметром приварены ко втулке 36, а большим — к боковинам 34.
Съемные спицы 35 представляют собой алюминиевые трубки, надетые на стальные оси 38, заканчивающиеся с одного конца головкой 39, с другого конца — резьбой для крепления спиц 35 на боковинах 34 барабанов 2 и 3 гайками 40. Алюминиевые трубки облицованы капроном 41.
На обоих концах трубок установлены конусные капроновые втулки 42 (фиг. 5) для предотвращения западания лес 4 и 5 ярусов в зазор между боковинами 34 и втулками 42. В боковинах 34 барабанов 2 и Ъ выполнено двенадцать отверстий 43 (фиг. 6) для установки спиц 35. Эти отверстия распо. ложены так, что, изменяя положения спиц
35, можно получить разные формы рабочего сечения барабанов 2 и 3: ромбовидную, яйцеобразную и круглую. Лесы 4 и 5 намотаны на барабаны 2 и 3 в противоположных направлениях. Концы лес закреплены на барабанах (они простым узлом привязаны к одной из спиц обоих барабанов). К наружным боковинам 34,каждого барабана крепится рукоятка 44.
Устройство работает следующим образом.
К моменту основного подхода кальмара
-. (путины) универсальные суда, преимущественно небольшие типа СРТ, оборудываются предлагаемыми устройствами для лова кальмаров. Для установки устройства на борту судна в планшире 14 фальшборта прорезают отверстия для прохождения оси
9 опоры 10 с укрепленными на ней кронштейнами 17 и 18, снабженными лотками 33 для приема и транспортировки пойманных кальмаров и роликами 22.
Втулка 11, в которой устанавливается ось 9, приваривается своим фланцем 13 к планширю 14 фальшборта. На ось 9 надевается опора 8 и фиксируется от вертикального перемещения гайкой 16 (фиг. 3). Положение нижнего конца оси 9 фиксируется кронштейном 12, который своим основанием приваривается к корпусу 15 судна. Ось 9 устанавливается во втулке 11 и кронштейне 12 с возможностью обеспечения свободного поворота устройства вокруг оси 9.
Кронштейны 17 и 18 перед началом процесса лова устанавливают на необходимый угол в зависимости от типа судна и условий лова.
Перед началом лова с учетом погодных и прочих условий лова путем перестановки спиц 35 в отверстия 43, имеющиеся в боковинах 34 барабанов 2 и 3, устанавливают одну из трех форм рабочего сечения барабанов: ромбовидную, яйцеобразную или круглую.
После установки спиц 35 в определенные отверстия 43 они закрепляются на боковинах 34 гайками 40.
После установки необходимой формы рабочего сечения барабанов к одной из спиц
35 каждого из барабанов 2 и 3 привязывают лесы 4 и 5 ярусов с грузилами 7 на конце. Лесу 4 наматывают на барабан 2 по часовой стрелке, лесу 5 на барабан 3 не наматывают, а спускают на палубу судна.
При подходе судна к месту лова кальмаров лесу 5 отпускают в море. С помощью одной из рукояток 44, которыми снабжены наружные боковины обоих барабанов для удобства эксплуатации, горизонтальный вал
1 с укрепленными на нем барабанами 2 и 3 приводится во вращение.
При этом леса 5 с пойманными кальмарами выбирается и наматывается на барабан 3, а леса 4 сматывается с барабана 2.
Выборку лес ярусов производят таким образом, что концы ярусов с грузилами 7 находятся все время в воде.
Благодаря противоположной намотке лес 4 и 5 на барабаны 2 и 3 процесс поддева кальмаров на джиггер 6 непрерывен.
Процессу поддева кальмаров на джиггеры способствует неравномерная скорость движения яруса — подергивание, которое обес1144670
S печивается барабанами ромбовидной или яйцеобразной форм.
Поддетые на джиггеры 6 кальмары при выборке ярусов, пройдя через направляющие ролики 22, сосмальзывают с джиггеров и попадают в лотки 33 и по ним транспортируются в общий наклонный лоток (не показан), расположенный вдоль борта судна.
Там они концентрируются, а затем направляются на дальнейшую обработку. При сносе ветром лес 4 и 5 в кормовую часть судна устройство также разворачивают в сторону кормы.
Барабаны 2 и 3 при этом не вращают, отдают гайку 16 и поворачивают опору 10
6 с укрепленными на ней кронштейнами 17 и 18 вокруг оси 9 в кормовую часть на необходимый угол и завинчивают гайку 16.
Аналогичным образом поступают при сносе ветром лес в носовую часть судна.
По окончании всех работ для перевода устройства в положение «по-походном » сначала наматывают лесу 4 с грузилом 7 на конце на барабан 2 и закрепляют грузила, 10 затем обратным вращением наматывают лесу 5 на барабан 3 и закрепляют грузило.
Откидывают кронштейны 17 и 18 на барабаны 2 и 3 и закрепляют их с помощью проволоки.
1144670
Фиг. е
Составитель Г. Анисимова
Техред И. Верес Корректор М. Самборская
Тираж 743 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам «зобретений и открытий
1 I 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП <Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Редактор Н. Горват
Заказ 1002/2