Устройство для подачи воздуха в салон транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДАЧИ ВОЗДУХА В САЛОН ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее воздухозаборник, включающий отверстия на наружной поверхности передней части транспортного средства , воздуховод, соединяющий каждое отверстие воздухозаборника с коллектором на входе в теплообменник отопителя, установленную Б передней части салона камеру, содержащую центробежный вентилятор, имеющий электродвигатель, рабочие колеса, установленные с каждой стороны электродвигателя, и спиральные корпуса, охватыающие рабочие колеса и имеющие входные отверстия, теплообменник отопителя, установленный на входе в вентилятор и подключенный к системе охлаждения двигателя автомобиля, и воздухораспределитель, установленный на выходе из спиральных корпусов вентилятора и связанный с патрубком к соплам для обдува ветрового стекла, патрубком к центральному дефлектору, установленному в щитке приборов, и откидную крышку воздухопритока к ногам водителя и переднего пассажира, ось которой расположена параллельно осям колес, отличающееся тем, что, с целью повышения производительности устройства в режиме вентиляции салона в теплый период года, снижения массы устройства и обеспечения рециркуляции воздуха в режиме обогрева салона в начальный период , оно снабжено патрубками для подачи воздуха к боковым дефлекторам обдува сте (Л кол передних дверей салона, соединенными с боковыми стенками корпусов в месте установки откидной крышки, которая выполнена с боковыми ребрами, отверстия воздухозаборника соединены воздуховодами с патрубками боковых дефлекторов, а в месте соединения этих патрубков установлены заслонки. 4 4 00 со со
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК. SU„„1144899
4(58 В 60 Н 300
Ъ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3574727/27-11 (22) 07.04.83 (46) 15.03.85. Бюл. № 10 (72) В. П. Мезин, В. П. Хохряков и Б. Н. Хохряков (71) Азово-Черноморский институт механизации сельского хозяйства и Производственное объединение «Ижмаш» (53) 629.113.06:628.81 (088.8) (56) 1. Патент Великобритании № 1255611, кл. В 60 Н 3/04, 1971. (54) (57) УСТРОЛСТВО ДЛЯ ПОДАЧИ
ВОЗДУХА В САЛОН ТРАНСПОРТНОГО
СРЕДСТВА, содержащее воздухозаборник, включающий отверстия на наружной поверхности передней части транспортного средства, воздуховод, соединяющий каждое отверстие воздухозаборника с коллектором на входе в теплообменник отопителя, установленную в передней части салона камеру, содержащую центробежный вентилятор, имеющий электродвигатель, рабочие колеса, установленные с каждой стороны электродвигателя, и спиральные корпуса, охватыающие рабочие колеса и имеющие входные отверстия, теплообменник отопителя, установленный на входе в вентилятор и подключенный к системе охлаждения двигателя автомобиля, и воздухораспределитель, установленный на выходе из спиральных корпусов вентилятора и связанный с патрубком к соплам для обдува ветрового стекла, патрубком к центральному дефлектору, установленному в щитке приборов, и откидную крышку воздухопритока к ногам водителя и переднего пассажира, ось которой расположена параллельно осям колес, отличающееся тем, что, с целью повышения производительности устройства в режиме вентиляции салона в теплый период года, снижения массы устройства и обеспечения рециркуляции воздуха в режиме обогрева салона в начальный период, оно снабжено патрубками для подачи воздуха к боковым дефлекторам обдува стекол передних дверей салона, соединенными с боковыми стенками корпусов в месте установки откидной крышки, которая выполнена с боковыми ребрами, отверстия воздухозаборника соединены воздуховодами с патрубками боковых дефлекторов, а в месте соединения этих патрубков установлены заслонки.
1144899
Изобретение относится к системам кондиционирования воздуха, в частности к устройствам для обработки и распредеЛейия воздуха в кабинах транспортных средств, например к системам отопления и подачи воздуха в салон и на ветровое стекло легковых и грузовых автомобилей.
Наиболее близким к предлагаемому является устройство для подачи воздуха в салон транспортного средства, содержащее воздухозаборник, включающий отверстия на наружной поверхности передней части транспортного средства, воздуховод, соединяющий каждое отверстие воздухозаборника с коллектором на входе в теплообменник отопителя, установленную в передней части салона камеру, содержащую центробежный вентилятор, имеющий электродвигатель, рабочие колеса, установленные с каждой стороны электродвигателя, и спиральные корпуса, охватывающие рабочие колеса и имеющие входные отверстия, теплообменник отопителя, установленный на входе в вентилятор и подключенный к системе охлаждения двигателя автомобиля, и возрухораспределитель, установленный на выходе из спиральных корпусов вентилятора и связанный с патрубком к соплам для обдува ветрового стекла, патрубком к центральному дефлектору, установленному в щитке приборов, и откидную крышку воздухопритока к ногам водителя и переднего пассажира, ось которой расположена параллельно осям колес (1).
Недостатками известного устройства являются малая производительность в режиме вентиляции салона в теплый период года, отсутствие рециркуляции воздуха в режиме обогрева салона в холодный период года и большая масса Снижение производительности обусловлено высоким аэродинамическим сопротивлением блока отопителя, поскольку он имеет камеру сложной конфигурации, встроенный теплообменник и различные заслонки. Отсутствие рециркуляции воздуха в режиме обогрева салона увеличивает время прогрева воздуха в салоне в начальный период, так как значительная часть тепла, подаваемого в салон из отопителя, удаляется через вытяжку с выходящим воздухом. Воздухозаборник в известном устройстве является несущей конструкцией кузова автомобиля и поэтому выполнен из металла, что увеличивает массу устройства.
Поскольку воздухозаборник расположен в силовом отделении, где температура воздуха имеет значительные величины, применение пластмасс для его изготовления снижает надежность устройства.
Цель изобретения — повышение производительности устройства в режиме вентиляции салона в теплый период года, снижение массы устройства и обеспечение рецирку5
t5
55 ляции воздуха в режиме обогрева салона в начальный период.
Поставленная цель достигается тем, чт: устройство для подачи воздуха в салон транспортного средства, содержащее воздухозаборник, включающий отверстия на наружной поверхности передней части транспортного средства, воздуховод, соединяющий каждое отверстие воздухозаборника с коллектором на входе в теплообменник отопителя, установленную в передней части салона камеру, содержащую центробежный вентилятор, имеющий электродвигатель, рабочие колеса, установленные с каждой стороны электродвигателя, и спиральные корпуса, охватывающие рабочие колеса и имеющие входные отверстия, теплообменник отопителя, установленный на входе в вентилятор и подключенный к системе охлаждения двигателя автомобиля, и воздухораспределитель, установленный на выходе из спиральных корпусов вентилятора и связанный с патрубком к соплам для обдува ветрового стекла, патрубком к центральному дефлектору, установленному в щитке приборов, и откидную крышку воздухопритока к ногам водителя и переднего пассажира, ось которой расположена параллельно осям колес, снабжена патрубками для подачи воздуха к боковыми дефлекторам обдува стекол передних дверей салона, соединенными с боковыми стенками корпусов в месте установки откидной крышки, которая выполнена с боковыми ребрами, отверстия воздухозаборника соединены воздуховодами с патрубками боковых дефлекторов, а в месте соединения этих патрубков установлены заслонки.
На фиг. 1 показана принципиальная схема устройства; на фиг. 2 — сечение А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — схема установки устройства в салоне автомобиля.
Устройство содержит отверстие 1 воздухозаборника, воздуховод 2, соединяющий отверстие с боковым дефлектором 3, с патрубком 4 к боковому дефлектору и с воздуховодом 5. В воздуховоде 2 в месте соединения с патрубком 4 установлена заслонка 6.
В данном положении заслонка 6 перекрывает вход в дефлектор 3 и в патрубок 4. В положении 7 залонка 6 перекрывает вход воздуха из отверстия 1 в воздуховод 5, в патрубок 4 и в дефлектор 3. В положении
8 заслонка 6 открывает вход в патрубок 4 и в воздуховод 5 как. из отверстия 1, так и из дефлектора 3.
Воздуховод 5 соединен с коллектором 9 на входе в теплообменник 10 отопителя и с входным отверстием 11 спирального корпуса вентилятора 12, содержащего электродвигатель и рабочие колеса, установленные с каждой стороны электродвигателя. В воздуховоде 5 установлена заслонка 13. В данном положении залонка перекрывает вход в
1144899 отверстие 11 вентилятора. В положении 14 заслонка 13 перекрывает вход в коллектор 9 теплообменника.
Вентилятор 12 и теплообменник 10 установлены в камере 15. Теплообменник 10 трубопроводами 16 соединен с системой охлаждения двигателя для подвода и отвода воды. Рабочее колесо 17 вентилятора 12 установлено в спиральном корпусе 18, в котором выполнено отверстие 19 для подвода воздуха в патрубок 4. В корпусе выполнено также отверстие 20, на начальной кромке которого закреплена ось 21. На оси 21 установлена крышка 22 с ребрами жесткости 23. При закрытой крышке 22 ребра жесткости перекрывают отверстия 19. К крайней кромке отверстия 20 прикреплен консольный патрубок 24 для подачи воздуха к задним пассажирам. Спиральный корпус 18 заканчивается патрубком 25, соединенным с патрубком 26 для подвода воздуха к ветровому стеклу и с патрубком 27 для подвода воздуха к центральному дефлектору 28.
В месте соединения патрубка 25 с патрубками 26 и 27 установлена заслонка 29. В поло жении 30 заслонка перекрывает выход воздуха к соплам, в положении 29 — к центральному дефлектору.
Устройство работает следующим образом.
В режиме обогрева салона в начальный период заслонка 6 ставится в положение 7. а заслонка 13 — в положение, показанное на фиг. 2, а откидная крышка 22 закрывается и ребра жесткости 23 перекрывают отверстия 19. При включении вентилятора воздух всасывается через боковые дефлекторы 3 из области салона с наиболее низкой температурой у боковых дверей и поступает через воздуховод 5 и коллектор 9 к теплообменнику 10. Воздух нагревается в теплообменнике 10 и вентилятором 12 нагнетается в патрубок 26 к соплам. При этом происходит интенсивная оттайка ветрового. стекла, воздух охлаждается и поступает в дефлекторы 3. Такое выполнение рециркуляции воз- духа позволяет поддерживать максимальную нагрузку на теплообменник 10 отопителя и сократить время прогрева салона в начальный период.
После прогрева салона и оттайки ветрового стекла открывается откидная крышка
22 и открываются отверстия 19. Заслонка 6 ставится в положение, показанное на фиг. 1.
При этом воздух забирается снаружи транспортчого средства через отверстие 1 и поступает по воздуховодам 2 и 5 в коллектор
9 и далее на теплообменник 10. Нагретый воздух вентилятором 12 подается в патрубок 26 к соплам для оттайки ветрового стекла, в отверстие 19 и далее через патрубок
4 и боковой дефлектор 3 для отттайки стекла в передней части салона, а также через отверстие 20 к ногам водителя и переднего пассажира, и в консольный патрубок 24 к ногам задних пассажиров. Такое распределение нагретого воздуха в салоне позволяет поддерживать комфортные условия в холодный период года.
В режиме вентиляции в теплый период года, когда в салон необходимо подать большое количество наружного воздуха с максимальной скоростью, заслонка 6 ставится в положение 8, заслонка 13 — в положение 14, откидная крышка 22 закрывается, а заслонка 29 ставится в положение
30. Воздух под давлением поступает в отверстие 1. Давление создается на наружной поверхности кузова в области отверстия 1 при движении автомобиля. Далее воздух поступает в боковой дефлектор 3 и в воздуховод 5, оттуда вентилятором 12 нагнетается в центральный дефлектор 28. Поскольку боковой дефлектор 3 представляет собой канал со сложными поворотами и изменением сечения, то он имеет значительное аэродинамическое сопротивление. Поскольку давле35 ние на входе в отверстие 1 небольшое, то основная масса воздуха будет поступать через вентилятор 12 в центральный дефлектор.
Воздуховод 5, установленный в салоне
4п транспортного средства, выполняется из тонколистовой пластмассы и .имеет незначительную массу. Воздуховод 2 также выполняется из пластмассы.
Таким образом, устройство позволяет повысить производительность в режиме вентиляции салона в теплый период года.
1144899
21 22 20 2D
Ри .г
1144899
Составитель E. Сердюк
Техред И. ВеРес Корректор А. Тяско
Редактор В. Ковтун
650 Подписное
Заказ 1062/14 Тираж
ВНИИПИ Государственного комитета СССР п о делам изобретений и открытий
113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. / — 45 филиал ППП <Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4