Система регулирования температуры рабочей жидкости транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ РАБОЧЕЙ ЖИДКОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, включающая в себя насос с приводом от двигателя внутреннего сгорания с устройством управления частотой вращения, распределитель, включенный в напорную гидролинию насоса , масляный бак с теплообменником; свя15 л/и/ занным с насосом всасывающим трубопроводом и с распределителем и сообщенным с выхлопной трубой двигателя, снабженной регулируемой и нерегулируемой заслонками , и датчик температуры, установленный в масляном баке и связанный с указанной регулируемой заслонкой, отличающаяся тем что, с целью сокращения времени разогрева рабочей жидкости и обеспечения в период разогрева бескавитационной работы насоса, она снабжена датчиком давления, установленным во всасывающем .трубопроводе насоса и связанным с задатчиком давления через блок сравнения, который через последовательно включенные усилитель, преобразователь и исполнительное устройство связан с указанным устройством управления 9 частотой вращения двигателя внутреннего сгорания.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ соцИАлистических
РЕСПУБЛИК
„SU„„1144901
Я !
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А BTOPGHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3681654/27 — 11 (22) 22.12.83 (46) 15.03.85. Бюл. № 10 (72) В. А. Байкалов, С. В. Каверзин и В. И. Половинкин (71) Красноярский политехнический институт (53) 62-533.65 (088.8) (56) 1.. Авторское свидетельство СССР № 408904, кл. В 67 D 5/62, 1972. (54) (57) СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ
ТЕМПЕРАТУРЫ РАБОЧЕЙ ЖИДКОСТИ
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, включающая в себя насос с приводом от двигателя внутреннего сгорания с устройством управления частотой вращения, распределитель, включенный в напорную гидролинию насоса, масляный бак с теплообменником; свя4(5D В 60 К 1304 F 15 В 21 04 занным с насосом всасывающим трубопроводом и с распределителем и сообщенным с выхлопной трубой двигателя, снабженной регулируемой и нерегулируемой заслонками, и датчик температуры, установленный в масляном баке и связанный с указанной регулируемой заслонкой, отличающаяся тем что, с целью сокращения времени разогрева рабочей жидкости и обеспечения в период разогрева бескавитационной работы насоса, она снабжена датчиком давления, установленным во всасывающем, трубопроводе насоса и связанным с задатчиком давления через блок сравнения, который через последовательно включенные усилитель, преобразователь и исполнительное устройство связан с указанным устройством управления ф частотой вращения двигателя внутреннего сгорания.
1144901
Изобретение относится к гидравлическому приводу и может быть использовано в гидросистемах строительных, дорожных и других мобильных машин, эксплуатируемых в условиях низких температур окружающей среды.
Наиболее близкой по технической сущности к изобретению является система регулирования температуры рабочей жидкости транспортного средства, включающая в себя насос с приводом от двигателя внутреннего сгорания с устройством управления частотой вращения, распределитель, включенный в напорную гидролинию насоса, масляный бак с теплообменником, связанным с насосом всасывающим трубопроводом и с распределителем и сообщенным с выхлопной трубой двигателя, снабженной регулируемой и нерегулируемой заслонками, и датчик температуры, установленный в масляном баке и связанный с указанной регулируемой заслонкой (1).
Недостатком этого устройства является возможность возникновения кавитации жидкости во всасывающей гидролинии насоса при повышенной частоте вращения вала насоса в период разогрева жидкости. Причиной кавитации является повышенное сопротивление течению холодной жидкости и вследствие этого понижение давления во всасывающей гидролинии насоса ниже критического давления кавитации при повышении частоты вращения вала насоса выше определенного значения.
Снижение частоты вращения вала насоса в период разогрева рабочей жидкости установкой заведомо более низкого числа оборотов двигателя приводит к увеличению времени разогрева. гидросистемы.
Цель изобретения — сокращение времеЪ ни разогрева жидкости и обеспечение в период разогрева бескавитационной работы насоса.
Указанная цель достигается тем, что система регулирования температуры рабочей жидкости транспортного средства, включающая в себя насос с приводом от двигателя внутреннего сгорания с устройством управления частотой вращения, распределитель, включенный в напорную гидролинию насоса, масляный бак с теплообменником, связанным с насосом всасывающим трубопроводом и с распределителем и сообщенным с выхлопной трубой двигателя, снабженной регулируемой и нерегулируемой заслонками, и датчик температуры, установленный в масляном баке и связанный с указанной регулируемой заслонкой, снабжена датчиком давления, установленным во всасывающем трубопроводе насоса и связанным с задатчиком давления через блок сравнения, который через последовательно включенные уси5
1О
25 зо
4О
50 литель, преобразователь и исполнительное устройство связан с указанным устройством управления частотой вращения двигател внутреннего сгорания.
На чертеже схематично изображена система регулирования рабочей жидкости.
Система регулирования температуры рабочей жидкости транспортного средства состоит из масляного бака 1 с теплообменником 2 и термодатчиком 3, насоса 4 с приводом от двигателя 5 внутреннего сгорания с устройствами управления, выхлопная труба
6 которого имеет подвижную 7 и неподвижную 8 заслонки и сообщена с теплообменником 2, датчика 9 давления, установленного во всасывающем трубопроводе насоса 4 и связанного с датчиком 10 давления через блок 11 сравнения, который через последовательно включаемые усилитель 12, преобразователь 13 и исполнительное устройство 14 связан с устройством управления двигателя 5 внутреннего сгорания, и гидрораспределителя 15.
Система регулирования температуры рабочей жидкости транспортного средства работает следующим образом.
При низкой температуре рабочей жидкости подвижная заслонка 7 с помощью термодатчика 3 закрыта, и выхлопные газы от двигателя 5 внутреннего сгорания поступают в теплообменник 2, разогревая рабочую жидкость в баке 1. Гидрораспределитель 15 установлен в нейтральное положение, обеспечивая циркуляцию рабочей жидкости от насоса 4 через канал гидрораспределителя
15 и теплообменник 2. При высоких оборотах вала насоса 4 давление во всасывающей магистрали насоса 4 вследствие высокой вязкости жидкости будет ниже критического давления кавитации. Сигнал рассогласования давления во всасывающей гидролинии насоса 4, измеряемого датчиком 9 давления, и критического давления кавитации, установленного задатчиком 10, через усилитель
12 и преобразователь 13 поступает на исполнительное устройство 14, которое, воздействуя на устройство управления двигателем 5 внутреннего сгорания, уменьшает частоту вращения вала двигателя и связанного с ним насоса 4 до тех пор, пока давление во всасывающей гидролинии насоса
4 не повысится до критического давления кавитации и не исчезнет сигнал рассогласо вания датчика 9 и задатчика 10.
По мере разогрева рабочей жидкости уменьшается ее вязкость и сопротивление движению. Давление во всасывающей гидролинии насоса повышается. Появляется сигнал рассогласования датчика 9 и задатчика 10, но уже противоположной полярности. Исполнительное устройство 14 воздействует на устройство управления дви1144901
Составитель А. Лепешкин
Редактор В. Ковтун Техред И. Верес Корректор А. Тяско
Заказ 1062/14 Тираж 650 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, 3(— 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 гателем 5 внутреннего сгорания, повышая частоту вращения вала двигателя и насоса 4.
Увеличение частоты вращения вала насоса 4 по мере повышения температуры рабочей жидкости увеличивает интенсивность циркуляции жидкости через теплообменник и гидрораспределитель и сокращает время ее разогрева за счет дросселирования жидкости в каналах гидрораспределителя и улучшения условий теплообмена, а ограничение частоты вращения вала насоса по величине давления во всасывающей гидролинии насоса исключает возникновение кавитации.
Подключение к всасывающей гидролинии насоса датчика давления, связанного через последовательно включенные усилитель, преобразователь и исполнительное устройство с устройством управления двигателем внутреннего сгорания, позволяет увеличивать по мере разогрева жидкости частоту вращения вала насоса, что обеспечивает повышение интенсивности разогрева рабочей жидкости, сокращает время разогрева жидкости и обеспечивает в период разогрева бескавитационную работу насоса.