Экскаватор конструкции жукова в.л.

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Экскаватор, включающий базовую машину, стрелу, рукоять, ковш с газовым коллектором, имеющим выпускные отверстия, расположенные в днище ковша , и соббщенньш с газовым коллектором через впускной клапан и воздуховод источник сжатого газа, о т л и26 W лу у/у /у/ v/ чающийся тем, что, с целью повышения производительности за счет сокращения времени цикла работы экскаватора, последний снабжен встроенными в воздуховод и смонтированными во внутренних полостях стрелы и рукояти ресиверами и установленными на стреле с возмолшостью фиксированного поворота полыми направляющими плитами с отверстиями на наружных сторонах, при этом полости плит сообщены с ресиверами посредством управляемых клапанов, а впускной клапан установлен на рукояти и выполнен с рычагом механического управч ления, который соединен посредством б гибкой тяги со стрелой. W 22 2 25

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

2б @ \

В

° °

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3487657/29-03 (22) 31.08.82 (46) 15.03.85. Бюл. № 10 (72) В.Л.Жуков (53) 621.879.34(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 609841, кл. Е 02 F 3/28, 1976.

/ (54) ЭКСКАВАТОР КОНСТРУКЦИИ ЖУКОВА В.Л. (57) Экскаватор, включающий базовую машину, стрелу, рукоять, ковш с газовым коллектором, имеющим выпускные отверстия, расположенные в днище ковша, и сообщенный с газовым коллектором через впускной клапан и воздуховод источник сжатого газа, о т л и„.SU„;, À ч а ю шийся тем, что, с целью повышения производительности за счет сокращения времени цикла работы экскаватора, последний снабжен встроенными в воздуховод и смонтированными во внутренних полостях стрелы и рукояти ресиверами и установленными на стреле с возможностью фиксированного поворота полыми направляющими плитами с отверстиями на наружных сторонах, при этом полости плит сообщены с ресиверами посредством управляемых клапанов, а впускной клапан установлен на рукояти и выполнен с рычагом механического управления, который соединен посредством @ гибкой тяги со стрелой.

090 машины 1.

1 1145

Изобретение относится к землеройным машинам и может быть использовано в экскаваторе для разработки траншей.

Наиболее близким техническим к предлагаемому является экскаватор, включающий базовую машину, стрелу, рукоять, ковш с газовым коллектором, имеющим выпускные отверстия, располо>кенные в днище ковша, и сообщен- 10 ный с газовым коллектором через впускной клапан и воздуховод источник сжатого газа (1) .

Недостатком известного технического решения является то, что около

757. рабочего времени уходит на поворотные операции ковша.

Цель изобретения — повышение производительности путем сокращения времени цикла работы экскаватора. 2б

Указанная цель достигается тем, что экскаватор, включающий базовую машину, стрелу, рукоять, ковш с ra— зовым коллектором, имеющим выпускные

25 отверстия, расположенные в днище ковша, и сообщенный с газовым .коллектором через впускной клапан и воздуховод источник сжатого газа, последний снабжен встроенными в воздуховод и смонтированными во внутренних полостях стрелы и рукояти ресиверами и установленными .на стреле с возмо>кностью фиксированного поворота полыми направляющими плитами с отверстиями на наружных сторонах, при этом 35 полости плит сообщены с ресиверами посредством управляемых клапанов, а впускной клапан установлен на рукояти и выполнен с рычагом механического управления, который соединен по средством гибкой тяги со. стрелой.

На фиг. 1 изображен экскаватор, общий вид; на фиг. 2 -рабочее оборудование экскаватора, вид сбоку; на фиг. 3 — электропневматическая схема " экскаватора; на фиг.4 †фиксат угла наклона направляющих плит; на фиг.5 и 6 — винтовой сжим.

Зкскаватор включает базовую машину 1, стрелу 2, рукоять 3, ковш 4 с зевом 5 для загрузки и выгрузки грунта и газовым коллектором 6, который сообщается с внутренней полостью 7 ковша 4, а через управляемый впускной клапан 8 и воздухово- /55 ды 9, 10 и 11 (фиг. 2 и 3) газовый коллектор сообщается с источником сжатых газов 12. В воздуховод последовательно встроены жесткие ресиверы 13 и 14, выполненные в. стреле 2 и рукояти З.Управляемый впускной клапан 8 расположен в зоне крепления ковша 4 к рукояти 3 и соединен посредством гибкой тяги с ветвями 15 и 16 со стрелой. 2. Газовый коллектор 6 сообщен с внутренней полостью 7 ковша 4 через расположенные в его днище 17 выпускные отверстия 18. Направляющие полые плиты 19 и 20 посредством шарнира 21 прикреплены к стреле 2 в зоне, расположенной над зевом 5 поднятого в положение разгрузки ковша 4, при этом каждая из направляющих плит 19 и 20 снабжена фиксатором угла ее наклона в боковую относительно ковша 4 сторону и устройством для ее очистки от налипающих грунтов в виде расположенных на наружных сторонах направляющих плит 19 и 20 отверстий 22, которые сообщены с ресиверами 13 и 14 через полости плит и управляемые клапаны 23 и 24.

Прикрепленная к базовой машине 1 посредством шарнира 25 (фиг.1) стрела 2 и соединенная с последней через шарнир 26 рукоять 3 снабжены гидроцилиндрами 27 и 28, предназначенными для рабочих перемещений стрелы 2 и рукояти 3 в вертикальной плоскости; Эти гидроцилиндры 27 и 28 приводятся в двккение посредством гидронасоса 29, получающего вращательное движение от двигателя 30 базовой

Пневмосистема экскаватора предназначена для питания сжатым воздухом ковша 4 с целью выгрузки из.него грунта и питания сжатым воздухом направляющих плит 19 и 20 для очистки их от грунта в случае работы экскаватора в налипающих грунтах.

Пневмосистема экскаватора содержит установленный на базовой машине источник сжатого газа в виде компрессора 12 (фиг. 1 и 3}, который соединен с двигателем 30 базовой машины 1.

Жесткие ресиверы 13 и 14 сообщены между собой гибким воздуховодом 10, а с компрессором 12 — гибким воздуховодом 11. Через управляемый впускной клапан 8 и воздуховод 9 (фиг.2) ресивер 14 сообщен с газовым коллектором 6. Таким образом, ресиверы 13 и 14 встроены последовательно в воз3 11450 духовод между компрессором 12 и газовым коллектором 6 ковша 4 (фиг. 3).

Каждый из ресиверов 13 и 14 снабжен краном 31 (фиг.3), предназначенным для спуска водомасляного конденсата, скапливающегося в ресиверах в результате сжатия и охлаждения атмосферного воздуха.

Управляемый впускной клапан 8 (фиг. 1 и 2) расположен в зоне креп- 1О ления ковша 4 к рукояти 3. Он содер. жит собственно клапан 32 (фиг. 2), выполненный в виде поршня, установленного в цилиндре 33. Последний (фиг. 2) размещен во внутренней по" лости ресивера 14 и снабжен выходными отвер-..тиями 34, сообщающими воздуховод 9 с ресивером 14, Воздуховод 9 предназначен для.подвода сжатого воздуха из ресивера 14 в газовый 2б коллектор б, который сообщен с внутренней полостью 7 ковша 4 - .ерез расположенные в его днище 17 выпускные отверстия 18..

Клапан 32 выполнен с возможностью его перемещения в цилиндре 33 и открытия или закрытия при этом отверстия 34 (фиг. 2). Перемещения клапана 32 в цилиндре 33 осуществляются посредством выполненной из троса гиб- ЗО кой тяги, одна вегвь 15 которой соединена с рычагом 35 механического управления (жестко прикрепленным к клапану 32), и проложена вдоль внешней поверхности рукояти 3. Тяга огибает укрепленные на последней блочки 36 и 37 ветвью f6 и жестко закреплена на стреле 2 винтовым сжимом 38, выполненным с опорой 39, болтами 40 и прижимной планкой 41 4О (фиг. 5 и б) .

Возвратная пружина 42 клапана 32 (фиг. 2) предназначена для перемещения последнего в положение "Закрыто", при котором клапан 32 закрывает от4 верстия 34 ° Один конец возвратной пружины 42 прикреплен к рычагу 35, а второй — к жестко прикрепленному к стреле 2 упору 43. Рычаг 35 размещен в камере 44, которая изолирована перегородками 45 от внутренней полос, ти ресивера 14 и постоянно сообщает с атмосферой торец клапана 32.

Управляемый клапан 23 (и аналогичный .ему клапан 24) (фиг. 3) выполнен 55 в виде электропневмоклапана, предназначенного для открытия или закрытия движения сжатого воздуха из ре90 4 сивера 13 во внутреннюю полость направляющей плиты 19 (или 20). Каждый из электропневмоклапанов 23 и 24 снабжен электромагнитной катушкой 46 и возвратной пружиной 47 (фиг. 3), предназначенными для дистанционного управления этим клапаном посредством расположенного в кабине базовой машинь: 1 ручного кнопочного выключателя 48 (или 49), соединенного электропроводами 5g (или 51) и "массой" 52 с системой электрооборудования 53, содержащей приводимый от двигателя 30 электрогенератор 54.

Обе направляющие плиты 19 и 20 прикреплены к стреле 2 через опо-. ры 55 с возможностью ограниченного поворота каждой из направляющих плит 19 и 20 вокруг шарнира 21 на о угол порядка 45 в боковую от ковша 4 сторону.

Фиксатор угла наклона направляющих плит 19 и 20 выпопнен в виде жестко прикрепленной к стреле 2 поперечной планки 56 (фиг. 4), и шарнирно прикрепленных к направляющим плитам 19 и 20 двух тяг 57 и 58, в которых выполнен ряд сквозных отверстий 59. В поперечной планке 56 выполнено два сквозных отверстия 60 с возможностью фиксации угла наклона каждой из направляющих плит 19 и 20 путем совмещения .соответствующих отверстий 60 с одним из отверс-. тий 59 и установки в эти совмещенные отверстия пальца.

Таким образом, шарнир 21 дает возможность поворачивать относительно него каждую из направляющих плит 19 и 20, а посредством фиксатора фиксировать их различные взаимные положения в зависимости от требуемого направления выгрузки грунта из ковша 4 — на одну или на обе стороны от ковша 4.

На фиг. 2 показана газовая полость 6f, образующаяся над днищем 17 ковша 4 при выгрузке из него грунта.

На фиг. 4 показаны траншея 62, поток выгружаемого грунта 63 и отвал грунта 64 на боковой стороне траншеи.

Гибкий воздуховод 65 (фиг. 3) предназначен для подачи сжатого цоздуха от клапанов 23 и 24 во внутреннюю полость направляющих плит 19 и 20.

Этот воздуховод выполнен, например, из резинотканевого шланга.

1145090

Экскаватор работает следующим образом. ,Вначале производят две разовые установочные операции: установку направляющих плит 19 и 20 с целью 5 направления ими потока грунта 63 (фиг. 4) в желаемом направлении — на одну или на обе стороны от разрабатываемой траншеи 62; регулировку крайних положений клапана 32 ("Откры- 10 то", "Закрыто" ) в зависимости от угла Ы (фиг. 2) между стрелой 2 и рукоятью 3.

Установку направляющих плит 19 и 20 производят путем их поворота 15 вручную относительно шарнира 21 (фиг.4) .и последующей фиксацией в необходимом положении путем установки пальцев в соответствующие совмещенные отверстия 59 и 60. 20

Регулировку крайних положений клапана 32 производят с целью выбора желаемой точки расположения ковша 4 (фиг. 1 и 2) относительно стрелы 2 и дневной поверхности грунта. 25

Рабочие перемещения стрелы 2 и рукоятки 3 с ковшом 4 при копании грунта экскаватором производят только в вертикальной плоскости, т.е. подъем-опускание ковша 4, без его 30 перемещения в боковую от траншеи 62 сторону (фиг. 1 и 4).

При работе экскаватора компрессор 12 (фиг. 3) нагнетает сжатый воз- . дух по воздуховоду 11 в ресивер 13 и далее через воздуховод 10 в реси- . вер 14. При угле между стрелой 2 и рукоятью 3 большем, чем установленный при регулировке впускного клапана 32 угол разгрузки ос. (фиг. 2), тяга под действием возвратной пружины 42 натягивается в сторону последней. При этом происходит смещение рычага 35 и клапана 32 вправо (по фиг. 2) и отверстия 34 перекрывают- 4

1 ся клапаном 32, чем предотвращается выпуск сжатого воздуха из ресивера 14 в воздуховод 9.

При подъеме загруженного грунтом ковша 4 из забоя и подходе его g0 к заданному положению разгрузки (показанному на фиг. 1 и 2) расстояние между блочком 37 и винтовым сжимом 38 увеличивается. При этом тяга, преодолевая сопротивление пружины 42, 5 смещается вдоль рукояти 3 влево (по фиг. 2), смещая в эту же сторону сое-! диненный с тягой рычаг 35 с клапаном 32. При достижении между стрелой 2 и рукоятью 3 заданного угла разгрузки оС клапан 32 открывает отверстие 34 и сжатый воздух из ресивера 14 устремляется через них в воздуховод 9, заполняет газовый коллектор 6, из которого истекает через выпускные отверстия 18 во внутреннюю полость ковша 4, образуя между днищем 17 и находящимся в ковше грунтом быстро. растущую газовую полость F1, происходит выброс грунта из ковша 4 вверх на направляющие плиты 19 и 20. Последние отклоняют поток грунта 63 (фиг. 4) к месту его выгрузки — в отвал 64.

Затем производят очередной рабо— чий цикл.

Очистку от грунта направляющих плит 19 и 20 производят механизированно посредством устройства для очистки этих плит от налипающих грунтов, Работа этого устройства осуществляется следующим образом.

Необходимость очистки направляющих плит 19 и 20 определяет машинист экскаватора по мере нарастания слоя налипающего грунта в течение ряда рабочих циклов. Момент необходимости очистки определяется им визуально.

Очистка каждой из направляющих плит 19 и 20 производится путем нажатия мащинистом ручного кнопочного электровыключателя 48 (или 49), расположенного на пульте управления в кабине базовой машины 1 (фиг. 3).

Электромагнитная катушка 46, преодолевая сопротивление возвратной пружины 47 впускного клапана 23 (или 24), открывает его, пропуская сжатый воздух из ресивера 13 во внутреннюю полость направляющей плиты 19 (или 20), откуда воздух через отверстия 22 (фиг. 2) давит на слой налипшего грунта и сбрасывает его с направляющих плит 19 (или 20). Затем, выключив электровыключатель 48 (или 49), машинист прекращает очистку направляющих плит 19 (или 20).

На этом процесс очистки направляющих плит 19 и 20 завершается.

Эффективность предлагаемого экскаватора заключается в повышении его производительности в два-три раза по сравнению с обычным одноковшевым экскаватором.

1145090

O ZE 1638

1145090!

Составитель А.Калиничев

Редактор К.Волощук Техред А,Бабинец . Корректор В.Бутяга

Заказ 1129/23 Тираж 649 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35,.Раушская наб, д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r.Óæãoðîä, ул.Проектная, 4