Кварцевый автогенератор

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

КВАРЦЕВЫЙ АВТОГЕНЕРАТОР, содержащий транзистор, между коллектором и базой которого включены последовательно соединенные катушка индуктивности и кварцевый резонатор, а между коллектором и эмиттером первый фазирующий конденсатор, резистивный делитель напряжения, включенный между шиной питания и общей шиной, отвод резистивногб делителя подключен к базе транзистора, второй фазирукмдий кйнденсатор, один отвод которого соединен с эмиттером транзистора , резистор, который включен меясду эмиттером транзистора и общей шиной, при этомколлектор транзистора подключен к шине питания, отличающийся тем, что, с целью повьшения надежности запуска, дополнительно введены управляемый переключатель, который включен между другим вьшодом второго фазирукяцего конденсатора и точкой соединения катушки индуктивности и кварцевого резонатора, а также формирователь напряжения запуска, вход которого СО подключен к шине питания, а выход к управляющему входу управляемого переключателя, второй выход управляемого переключателя подключен к базе транзистора.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК .

„„SU„„1145449

4(51) Н 03 В 5/32

У

„ф .

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ eg /

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

AO ДЕЛАМ ИЗОЬРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (2 1) 3657634/24-09 (22) 27.10.83 (46) 15.03.85. Бюл. Ф 10 (72) Г.Б.Альтшуллер, Н.Н.Елфимов и В.Д.Завьялов (53) 621 373. {088.8) (56) 1. Шитиков Г.Т., Цыганков П.Я., Орлов О.и. Высокостабильные кварцевые автогенераторы. М., "Советское радио", 1971, с. 376.

2. Альтшуллер Г.Б. Кварцевая стабилизация частоты. И., "Связь", 1974, с. 83 (прототип). (54)(57) КВАРЦЕВЫЙ АВТОГЕНЕРАТОР, содержащий транзистор, между коллек: тором и базой которого включены последовательно соединенные катушка индуктивности и кварцевый резонатор, а между коллектором и эмиттером— первый фазирующий конденсатор, резистивный делитель напряжения, включенный между шиной питания и общей шиной, отвод резистивног6 делителя подключен к базе транзистора, второй . фазирующий конденсатор, один отвод которого соединен с змиттером транзистора, резистор, который включен между змиттером транзистора и общей шиной, при этом коллектор транзистора подключен к шине питания, о т— л и ч а ю щ и и с-я тем, что, с целью повышения надежности запуска, дополнительно введены управляемый переключатель, который включен между другим выводом второго фазирующего конденсатора и точкой соединейия катушки индуктивности и кварцевого резонатора, а также формирователь напряжения запуска, вход которого подключен к шине питания, а выход— к управляющему входу управляемого . переключателя, второй выход. управляемого переключателя подключен к базе транзистора.

1145449

Изобретение относится к радиотех-, нике и может быть использовано в качестве источника высокостабильных гармонических колебаний.

Известен кварцевый автогенератор, содержащий усилитель цепи положитель" ной обратной связи с кварцевым резонатором (1) .

Однако данный кварцевый автогенератор имеет низкую стабильность 10 частоты.

Наиболее близок к предлагаемому по технической сущности кварцевый автогенератор, содержащий транзистор, между коллектором и базой которого 15 включены катушка индуктивности и кварцевый резонатор, а между коллектором и эмиттером которого включен первый фазирующий конденсатор, ре. зистивный делитель напряжения; кото- . О рый включен между шиной питания и общей шиной, и отвод которого подключен к базе транзистора, второй фазирующий конденсатор, один отвод которого соединен с эмиттером транзистора, резистор, который включен между эмиттером транзистора и общей шиной, при этом коллектор транзистора подключен к шине питания (2) .

Однако в этом кварцевом автогенераторе второй вывод второго фазирующего конденсатора подключен к базе транзистора ("емкостная трехточка"), что обусловливает трудность возбуждения кварцевых резонаторов с большой величиной динамического сопрптивления.

Цель изобретения — повышение надежности запуска.

Поставленная цель достигается 0 тем, что в кварцевый автогенератор, содержащий транзистор, между коллектором и базой которого включены последовательно соединенные катушка индуктивности и кварцевьп резонатор, 45 а между коллектором и эмиттером— первый фазирующий конденсатор, резистивный делитель напряжения, включенный между шиной питания и общей шиной, отвод резистивного делителя 50 подключен к базе транзистора, второй фазирующий конденсатор, один отвод которого соединен с эмиттером транзистора, резистор, который включен между эмиттером транзистора и 55 общей шиной, при этом коллектор транзистора подключен к шине питания, дополнительно введены управляемый

2 переключатель, который включен меж- ду другим выводом второго фазирующего конденсатора и точкой соединения катушки индуктивности и кварцевого резонатора, а также формирователь напряжения запуска, вход которого подключен к шине питания, а выход— к управляющему входу управляемого переключателя, второй выход управляемого переключателя подключен к. базе транзистора.

На чертеже приведена принципиальная электрическая схема кварцевого автогенератора.

Кварцевый автогенератор содержит транзистор 1, катушку 2 индуктивности, кварцевый резонатор 3, первый фазирующий конденсатор 4, резистивный делитель 5 напряжения, второй фазирующий конденсатор 6, резистор

7, управляемый переключатель 8, формирователь 9 напряжения запуска.

При этом управляемьпЪ переключатель состоит из первого и второго транзисторов 10 и 11, первого, второго третьего и четвертого резисторов 12, 13, ",4 и 15 и первого и второго конденсаторов 16 и 17. Формирователь 9 напряжения запуска состоит из первого и второго резисторов 18 и 19 и конденсатора 20.

Кварцевьп автогенератор работает следуюЩим образом.

При включении кварцевого автогенератора (при подаче напряжения питания) в первьп1 момент времени на конденсаторе 20 короткое замыкание и напряжение, снимаемое с плеча делителя, образованного первым и вторым резисторами 18 и 19 и конденсатором

20, поступает на базу первого транзистора 10. При этом первый транзистор 10 открыт, а вт"рой транзистор

11 закрыт.

Таким образом, второй фазирующий конденсатор 6 через открытый первый транзистор 10 подключается к общей точке соединения кварцевого резонатора 3 и катушки 2, при этом реализуется схема автогенератора с кварцевым резонатором в цепи обратной связи, обеспечивающая надежное возбуждение резонатора при. большом значении динамического сопротивления. В установившемся режиме динамическое сопротивле. ие резонатора уменьшается. Через определенный отрезок времени, определяемьп постоянной времени заряда конденсатора 20, 145449

Составитель В.Рудой °

Редактор Л.Пчелинская Техред.R.Кастелевич Корректор Е.Рошко

Заказ 1186/41 Тираж 872 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

3 1 напряжение, поступающее на базу первого транзистора 10, запирает его.

При этом напряжение, снимаемое с первого транзистора 10, отпирает второй транзистор 11.Фазирующий, конденсатор .6 через открытый второй транзистор 11 подключается к другому выводу кварцевого резонатора 3. Реализуется емкостная трехточечная схема автогенератора, обеспечивающая высокую стабильность в установившемся режиме.

Таким образом, в предлагаемом кварцевом автогенераторе обеспечивается надежное возбуждение кварцевых резонаторов, имеющих в момент воз4 буждения большую величину динамического сопротивления, и высокая стабильность частоты в становившемся режиме.

В предлагаемом кварцевом автогене раторе на момент. включения запас по вариации динамического активного сопротивления возрастает в десятки

tO раз. Кроме того, автогенератор целесообразно использовать в устройствах, где по условиям эксплуатации недопустимо формирование режима за счет увеличения тока потребления, 1 .,например в микромощной аппаратуре с батарейиж питанием.