Способ контроля профиля зуба зубчатых колес и устройство для его осуществления
Иллюстрации
Показать всеРеферат
-1 . Способ контроля профиля зубьев зубчатых колеспри помощи накладных средств с прямоугольной коррдинацией системой X, У, заключающийся в том, что, накладное средство базируют по колесу с помощью двух шаровых установочных наконечни ков, помещаемых во впадины между зубьями, устанавливают координатную плоскость перпендикулярно оси контролируемого зубчатого колеса, ось У устанавливают перпендикулярно прямой, проходящей через центры шаровых установочных наконечников, а ось X проводят посередине между ними, определяют начальные точки указанных осей координат, вычисляют теоретические координаты точек профиля зуба, устанавливают в зти точки измеритель малых отк от ча пов ние ных дин где щ и сто тан пер мещ ми ми пут тел перемещений и по нему определяют онения фактических точек профиля еоретических значений, отлиющийся тем, что, с целью шения точности, измеряют расстоямежду центрами шаровых установочнаконечников и определяют коорту центра колеса по формуле YO |ct(l8o-J C VO - координата центра колеса в координатной системе станка; измеренное расстояние между центрами шаровых установочных наконечников-, полное число зубьев измеряемого колеса-, kZ - число зубьев между шаровыми установочными наконечниками j С- константа устройства,-характеризующая координату точки пересечения оси У с прямой, соединяющей центры шаровых установочных наконечников. . Способ по п. 1, о тли ч а юи с я тем, что измерение расния между центрами шаровых усвочных наконечников выполняют мещением измерителя малых перений между шаровьми установочныаконечниками до касания с упора-, тих наконечников и регистрацией , пройденного указанным измерим малых перемещений.
„„SU„„1145938
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
4(51) С 01 В 5!20
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ПАТЕНТЪ
Y0 - =— c e t S0 — +C
5 o KZ1
2 2 / где (О
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 2919650/25-28 (22) 14. 05. 80 (31) 4452/79 (32) 14.05.79 (33) Швейцария (46) 15.03.85. Бюл. В 10 (72) Армии Штерки (Швейцария), Герд Роберт Зоммер (ФРГ) и Вальтер Негели .(Швейцария) (71) Мааг-Цанрэдер-унд Машинен АГ (Швейцария)
: (53) 531 . 71 7. 2: 621. 833 (088. 8) (56) 1. Марков А.Л. Измерение зубчатых колес. Л., "Машиностроение", 1968, с. 214, рис. 83.
2. "Verkstatt und Bitieb", 1960, В 5, с. 247-248 .(прототип). (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ПРОФИЛЯ ЗУБА
ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ . (57) -1. Способ контроля профиля зубьев зубчатых колес при помощи накладных средств с прямоугольной коррдинацией системой Х, У, заключающийся в том, что, накладное средство базируют по колесу с помощью .двух шаровых установочных наконечников, помещаемых во впадины между зубьями, устанавливают координатную плоскость перпендикулярно оси контролируемого зубчатого колеса, ось У устанавливают перпендикулярно прямой, проходящей через центры шаровых установочных наконечников, а ось Х проводят посередине между ними, определяют начальные точки указанных осей координат, вычисляют теоретические координаты точек профиля зуба, устанавливают в эти точки измеритель малых перемещений и по нему определяют отклонения фактических точек профиля от теоретических значений, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения точности, измеряют расстояние между центрами шаровых установач. ных наконечников и определяют коор динату центра колеса по формуле координата центра колеса в координатной системе станка; — измеренное расстояние меж- . ду центрами шаровых установочных наконечников; — полное число зубьев измен ряемого колеса; — число зубьев между шаровыми установочными наконечниками; — константа устройства, характеризующая координату точки пересечения оси У с прямой, соединяющей центры шаровых установочных наконечников.
2. Способ по и. i, о т л и ч а юшийся тем, что измерение расстояния между центрами шаровых установочных наконечников выполняют . перемещением измерителя малых перемещений между шаровыми установочны-. ми наконечниками до касания с упора-. ми этих наконечников и регистрацией пути, пройденного указанным измерителем малых перемещений.
1145938
3. Способ по п. 1, о т л и ч аю шийся тем, что при нечетном. числе зубьев между шаровыми установочными наконечниками ось У устанавливают посередине между фактическими координат ами точек правой и левой стороны профиля среднего зуба, измеренных при одинаковом значении координаты У.
4. Способ по п. 1, отличающийся тем, что при четном . числе зубьев между шаровыми установочными наконечниками ось У устанавливают посередине между фактическими координатами точек правой и левой сторон .профиля средней впадииы, измеренных при одинаковом значении координаты У.
5. Устройство для контроля профи. ля зуба зубчатых колес, содержащее основание с тангенциальными направляющими, двое продольных салазок . с шаровыми установочными наконечниками, подвижные по указанным направляющим; размещенный между салазками и подвижный в тангенциальном направлении ползун с поперечными направляющими, поперечные салазки, подвижные по поперечным направляю1
Изобретение относится к машиностроению, а именно к методам и средствах измерения зубчатых колес.
Известен способ контроля зубчатых колес, заключающийся в том, что по 5 диску с диаметром, равным диаметру основной окружности контролируемого, обкатывают линейку и воспроизводят этим теоретическую эвольвенту, который реализован в устройстве, содержа ем стол, салазки, систему тяг,. систему кареток и измерительный дат- чик (1 ).
Недостатком этого способа является низкая точность контроля.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности является способ контроля профиля зуба зубчатых колес при помощи накладных средств с прямоугольной координатной системой Х, У, заключающийся в том, что щим, управляемые .приводы координатных перемещений поперечных салазок и ползуна„ средства измерения перемещений поперечных салазок и ползуна, а также датчик малых перемещений, установленный на поперечных салаз— ках, о т л и ч а ю щ е е с .я тем, что тангенциальные направляющие выполнены в виде двух параллельных пазов на всю длину основания, а ползун установлен на тех же направляющих, что и продольные салазки.
6. Устройство по п. 5, о т л ич а ю щ е е с я тем, что поперечные салазки снабжены двумя опозитно расположенныеми чувствительными упорами, а продольные салазки— двумя соосными жесткими упорами, размещенными в плоскости чувствительных упоров поперечных салазок.
7. Устройство по пп. 5 и 6, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что средства измерения перемещений ползуна и поперечных салазок выполнены в виде линеек, закрепленных соответственно на основании и ползуне, и отсчетных головок, закрепленных соответственно на ползуне и поперечных салазках.
2 накладное средство базируют по колесу с помощью двух шаровых установочных наконечников, помещаемых во впадины между зубьями, устанавливают координатную плоскость перпендикулярно оси контролируемого зубчатого колеса, ось У устанавливают перпендикулярно прямой, проходящей через центры шаровых установочных наконечников, а ось Х проводят посередине между ними, определяют начальные точки указанных осей координат, вычисляют теоретические координаты точек профиля зуба, устанавливают в эти точки измеритель малых перемещений и по нему определяют отклонения фактических точек профиля от теоретических значений.
Указанный способ реализован устройством для контроля профиля зуба йубчатых колес, содержащим основание
1145938 где YO—
К2с тангенциальными направляющими, двое продольных салазок с шаровыми установочными наконечниками, подвижных по упомянутым направляющим, размещенный между салазками и подвижный в тангенциальном направлении ползун с поперечными направляющими, управляемые приводы координатных перемещений поперечных салазок и ползуна, средства измерения перемещений поперечных салазок и ползуна, а также датчик малых перемещений, установленный на поперечных салазках P2 ).
Недостатком этого способа является низкая точность контроля зубчатых колес, в частности у которых профиль зуба не шльфован.
Цель изобретения — повышение точности контроля.
Цель достигается тем, что соглас- 2О но способу контроля профиля зуба зубчатых колес при помощи накладных редств с прямоугольной координатной системой Х, У, заключающемуся в том, что накладное средство базируют по д5 колесу с помощью двух шаровых установочных наконечников, помещаемых во впадины между зубьями, устанавливают координатную плоскость перпендикулярно оси контролируемого зубча-. того колеса, ось У устанавливают перпендикулярно прямой, проходящей через центры шаровых установочных наконечников, а ось Х проходит посередине между ними, определяют начальные точ35 ки указанных осей координат, вычисляют теоретические координаты точек профиля зуба, устанавливают в эти точки измеритель малых перемещений и по нему определяют отклонение фактических точек профиля от теоретических значений, измеряют расстояние между центрами шаровых установоч-ных наконечников и определяют координату центра колеса по формуле (0= — с1 gfgo - — }С
«S î KZ
2 2 координата центра колеса в координатной системе станка; 50 измеренное расстояние между центрами шаровых установочных наконечников полное ч исло зубьев измеряемого колеса 55 число зубьев между шаровыми установочными наконечниками, 4
С вЂ” констан та устройства, характеризующая координату точки пересечения оси У с прямой, соединяющей центры шаровых установочных наконечников.
Кроме того, измерение расстояния между центрами шаровых установочных наконечников выполняют перемещением измерителя малых перемещений между шаровыми установочными наконечниками до касания с упорами этих наконечников и регистрацией пути, пройденного указанным измерителем малых перемещений.
При нечетном числе зубьев между шаровыми установочными наконечниками ось У устанавливают посередине между фактическими координатами точек правой и левой стороны профиля среднего зуба, измеренных при одинаковом значении координаты У..
При четном числе зубьев между шаровыми установочными наконечниками ось У устанавливают посередине между фактическими координатами точек правой и левой сторон профиля средней впадины, измеренных при одинаковом значении координаты У.
В устройстве для контроля профиля зуба зубчатых колес, содержащем основание с тангенциальными направ(ляющими, двое продольных салазок с шаровыми установочными наконечниками, подвижные по указанным направляющим, размещенный между салазками и подвижный в тангенциальном направлении ползун с поперечными направляющими, поперечные салазки, подвижные по поперечным направляющим, управляемые приводы координатных перемещений поперечных салазок и ползуна, средства измерения перемещений поперечных салазок и ползуна, а также датчик малых перемещений, установленный на поперечных салазках, тангенциальные направляющие выполнены в виде двух параллельных пазов на всю длину основания, а ползун установлен на тех же направляющих, что и продольные салазки.
Кроме того, поперечные салазки снабжены двумя опозитно расположен:ными, чувствительными упорами, а лро- .
;дольные салазки — двумя соосньии, жесткими упорами, размещенными в плоскости чувствительных упоров ноперечных салазок.
1145938
Средства измерения перемещений ползуна и поперечных салазок выполнены в виде линеек, закрепленных соответственно на основании и ползуне, и отсчетных головок, закреплен- 5 ных соответственно на ползуне и поперечных салазках.
На фиг. 1 изображен перспективный вид устройства для осуществления способа контроля профиля зуба зубча— тых колес; на фиг. 2 — вид устройства со стороны контролируемого зубчатого колеса; на фиг. 3 — принцип взаимодействия устройства с контролируемым зубчатым колесом; на фиг. 4 — 15 устройство при взаимодействии устройства с контролируемым зубчатым колесом, вид сверху, на фиг. 5 — электрическая схема устройства; на фиг. 6блок управления устройством, вид 20 сверху; на фиг. 7 — блок-схема блока управления устройством; на фиг. 8— клавиатура, вид в плане.
Устройство включает в себя (фиг.1) измерительную плиту 1, на которой расположено контролируемое зубчатое колесо 2. Рядом с измерительной плитой 1 установлен стол 3, регулируемый по высоте, на котором размещен механический измерительный блок 4 30 устройства.
Механический измерительный блок 4 содержит основание 5 с тремя лапками 6, которые при помощи установочных винтов 7 могут устанавливаться по высоте. На верхней поверхности основания 5 выполнена продольная направляющая 8 в виде двух параллельных пазов на всю длину основания 5, по которой могут перемещаться пос-. редством винта 9 ползун 10. Ходовой винт 9 установлен на опоре неподвижно в осевом направлении на левом
1(фиг. 1) конце основания 5 и может приводиться во вращение посредством серводвигателя 11. Серводвигатель 11 вместе с приданным ему тахогенера тором 12 электрически соединен с регулятором 13 с сервоусилителем. Вдоль направляющей 8 установлена линей- 50 ка 14, по которой производят отсчет при помощи помещенной на ползуне 10 считывающей головки 15, и таким образом, в любой момент известно положение полэуна 10 относительно 5 выбираемой нулевой точки.
Под прямым углом к продольной ннп равляющей 8 проходит направляющая 16„ которая образована на ползу.«10, Вдоль поперечной направляюи.;ей 16 могут перемещаться посредством ходо— вог о винта 1 7 поперечные салаз ки l 8.
Ходовой винт 1 7 установлен неподвижно в осевом направлении на переднем конце ползуна 10 и может приводиться во вращение посредством серводвигателя 19.
Серводвигатель 19 вместе с приданным ему тахогенератором 20 электрически соединен с регулятором 21 с сервоусилителем. Вдоль поперечной направляющей 16 установлена линейка 22, с которой снимаются отсчеты посредством считывающей головки 23.
Лапки 6 основания 5 установлены так, что продольная и поперечная направляющие 8 и 16 проходят под прямым углом к оси А контролируемого зубчатого колеса 2, т.е. приводят плоскость прямоугольной координатной системы отсчета с осями Х-У
:,в плоскость, нормальную оси контроли руемого зубчатого колеса 2.
Посредством основания 5 устанавливается параллельно продольной направляющей 8; пересекающей ось А контролируемого зубчатого колеса 2 ось Х, а ось У проходит параллельно поперечной направляющей 16 и пересекает ось А под прямым углом.
Поперечные салазки 18 несут
,щуп 24, который установлен в закрепленном на этих салазках корпуса измерительного датчика 25, так что
его шаровидный свободный конец подвижен возвратно-поступательно в направлении оси Х, при этом изменяется направление измерительного усилия при переходе щупа 24 через среднее положение, которое контролируется измерительным датчиком 25.
Измерительный датчик 25 кинематически связан с двумя чувствительными упорами 26, которые выступают пб обе стороны параллельно продольной направляющей 8 из корпуса измерительного датчика 25.
С обеих сторон ползуна 10 на продольной направляющей 8 установлены продольные салазки 27, на которых закреплено по одному шаровому установочному наконечнику 28. Продольные салазки 27 не имеют собственного привода и могут перемещаться с усилием, преодолевающим силу трения, вызванную их собственным весом вдоль про-, 1 I 45938 дольной направляющей 8, т.е. в направлении оси Х.
Оба шаровых установочных наконечника 28 выполнены сменными.
Аа каждых из двух продольных са- 5 лазках 27, кроме того, закрепленно по одному жесткому упору 29, расположенному со стороны обращенной к ползуну 10 и направленному параллельно продольной направляющей, т.е. в направлении оси Х..Оца чувствительных упора 26 при перемещении поперечных салазок 18 устанавливаются соосно с жесткими упорами 29 продольных салазок 27. !5
Такое положение поперечных салазок 18 принимается за нулевое положение.
Правые продольные салазки 27 (см. фиг. 1) имеют легко доступную и обозримую клавиатуру 30, которая наглядно представлена на фиг. 8.
На основании 5, со стороны конт.— ролируемого зубчатого колеса 2 (см. фиг. 2), установлен вспомогательный шариковый наконечник 31, который перемещается по основанию 5 параллельно оси Х, и наряду с шаровым установочным наконечником 28 предусмотрен в качестве третьей опоры из- ЗО мерительного блока на тот случай, если необходимо контролировать про филь боковой поверхности зуба колеса, у которого ось А расположена горизонтально. 35
В этом случае измерительный блок 4 устанавливается не на стол 3, а на контролируемое зубчатое колесо.
При этом оба шаровых установочных наконечника 28 и вспомогательный ша- 4р риковый наконечник 31 обращены вниз и входят соответственно во впадины между зубьями контролируемого зубчатого колеса 2.
При этом измерительный щуп 24 из-, 45 мерительного датчика 25 также размещается на соединительной прямой межд обоими шаровьки установочными нако- .. .нечниками 28.
Относительно этой прямой вспомога- 5б тельный шариковый наконечник 31 смещается в направлении оси А контроли.руемого зубчатого колеса 2 так, что образует надежную опору на три точ-. ки измерительного блока 4 (фиг. 3).
Геометрические предпосылки для
I проверки профиля боковой поверхности зуба представлены на фиг. 4. У контролируемого - зубчатого колеса 2 (наряду с друю ими параметрами) известно число зубьев Z. Контролер так размещает измерительный блок 4, что оба шаровых измерительных наконечника 28 входят в соответствующие впадины между зубьями контролируемого зубчатого колеса 2 и прилегают к соседним боковым поверхностям зуба.
Поэтому, также известно число зубьев KZ между обоими шаровыми измерительными наконечниками 28 (фиг.4, .например, четыре зуба).
Далее, известна также замеренная и направлении оси Х величина С, на которую центральная точка шаровидного щупа 24 отодвинута за соединительную линию средних точек обоих, шаровых установочных наконечников 28, когда поперечные салазки 18 примут нулевое положение, в котором жесткие упоры 29 продольных салазок 27 соосны с чувствительными упорами 26 измерительного датчика 25.
Однако не известно расстояние между центром щупа 24 и средней точкой (или осью А) контролируемого зубчатого колеса 2, т.е. не известно расстояние о (см. фиг. 4). Не известно также расстояние kR средней точки каждого шарового установочного наконечника 28 до оси А контролируемого зубчатого колеса 2.
При данном числе Z зубьев контролируемого зубчатого колеса 2 и выбранном числе KZ расположенных между шаровыми установочными наконечниками 28 зубьев может быть рассчи« тан угол о по следующему уравнению: о 180
Ы = — — - KZ
Для определения KR можно использовать следующее уравнение:
spaz l
KR= > (2)
Sin c o где 5 — расстояние между средними точками обоих шаровых установочных наконечников 28.
Согласно фиг. 4 можно .определить (О из уравнении
YO-" KA e09 d + C . (5)
Подставляя (1) и (2) в формулу (3), получим О=7-с ЮО ", + С .,(4) 1145938
Величина YO может быть вычислена посредством измерения расстояния и известных чисел зубьев Z и KZ, а из этого получается положение оси Х для измерительного устройства. 5
Ось Х проходит через середину между средними точками обоих шаровых установочных наконечников 28. Таким образом, для ориентирования измерительного блока 4 относительно контролируемого зубчатого колеса 2 достаточно замерить расстояние 5 и из него рассчитать 5 /2, а также У0.
На фиг. 1 и фиг. 5 показаны электрические клеммы, которые имеют следующее назначение.
С клеммы 32 подается к регулято ру 13 с сервоусилителем заданная величина Х; с клеммы 33 производится управление щупом 24 измерительного 2О датчика 25 и поджии его по выбору влево или вправо с тем, чтобы он мог ощупывать правую или левую боковую поверхность зуба,". с клеммы 34 подается регулятору 21 с сервоусилителем
25 заданная величина У; с клеммы 35 производится снятие сигналов с измерительного датчика 25, которые через переключатель 36 {см. фиг. 5) и клемму 32 подаются к регулятору 13 с сер-ЗО воусилителем, чтобы щуп 24 путем измерительного датчика 25 копировал ощупываемый им профиль боковой поверхности зуба, с клеммы 37 считывающая головка 23 сообщает фактическое положение поперечных салазок 18, с клеммы 38 считывающая головка 15 сообщает значение фактического положения ползуна 10.
Альтернативно регулятор 13 с сер- 40 воусилителем может получать сигналы номинального значения от вычислителя (фиг. 7}.
Ко всем клеммам 32-35, 37 и 38, а также к клемме 39 выхода клавиату-
К видимым снаружи конструктивным у деталям управляющего блока 40 относятся клеммы 41 для упомянутого кабеля, выключатель сети 42, регистратор 43 с бумагой 44, на которой наносятся диаграммы 45 отклонений профиля для правой и левой поверхности зуба, затем — световой указатель 46, который указаывает начало измерения и клавиатура 4, . Надписи на кнопках клавиатуры 47 следующие:
ЕИТЕR — KHo K Hen, CI, — кнопка гашения, N — кнопка нумерования для обозначения контролируемого зуба, R — кнопка повтора, ST — останов привода измерительного датчика 25, 0-9 — кнопки цифр, стрелки — пози— ционирование бумаги и диаграмм в регистраторе 43, точка — показатель увеличения диаграммы 45 профиля, минус — ввод данных.
Кроме того, управляющий блок 40 содержит (cM. фиг. 7) электронные блоки 48-54, подключенные соответственно к клеммам 32-35, 37 и 38, соединительным с измерительным блоком 4 кабелем.
Электронный блок 48 управляет движением ползуна 10 вдоль оси Х.
Электронный блок 49 предназначен для управления измерительным датчиком 25 для ощупывания правой или левой поверхности зуба.
Электронный блок 50, управляет движением поперечных салазок 18 вдоль оси Х. Электронный блок 51 предназначен для обработки сигналов, поступающих с измерительного датчика 25;
Электронный блок 52 *редназначен для обработки сигналов, поступающих с отсчетной головки 23, и дополнительно включает в себя счетчик и компаратор, которые сравнивают поступающие сигналы с заранее установленной величиной, Электронный блок 53 предназначен для обработки сигналов направляющих считывающей головки 15 и включает в себя счетчик и компаратор.
Электронный блок 54 предназначен для обработки и передачи набранных кнопками обслуживающих сигналов.
Электронные блоки 48-54 содержат каждый по одному аналого-цифровому преобразователю.
Все электронные блоки, регистратор 43, световой указатель 46 и клавиатура 47 присоединены к блоку 55 сопряжения, который со своей стороны соединен через резервированный ка" нал 56 с вычислителем 57 и блоком 58 памяти.
На правых продольных салазках 27: (см. фиг. 1) размещена клавиатура 30.
Надписи на клавиатуре (см. фиг. 8) обозначают следующие: ТТ вЂ” слежение
11459 щупа 34 измерительного датчика 25, 1.F, — поджим щупа 24 измерительного датчика 25 вправо для ощупывания левой боковой поверхности зуба, F— установка конечной точки контролируемой поверхности со стороны ножки зуба, К вЂ” установка конечной точки контролируемой-поверхности со стороны головки зуба, STOP — останов привода ползуна 10 и поперечных салазок 18, CLR — отменяющая кнопка для гашения команд на автоматическое слежение щупа 24 измерительного датчика 25 и установленных конечных точек со стороны ножки и головки зуба, стрел- 1S ки — кнопки направления для ручного перемещения ползуна 10 и поперечных салазок 18.
Подготовка и ход проверки профиля боковой поверхности зуба осуществля- 20 ется в следующей последовательности.
Управляющий блок 40, получив команду, перемещает поперечные салазки 18 в заданную позицию 10, причем изме рительный щуп 24 находится при этом 25 вне впадины между зубьями, Как только позиция УО достигнута, поперечные салазки 18 останавливаются и остаются в позиции 10. Затем сдвигают ползун 10 вправо, пока пра- щ вый чувствительный упор 26 не упрется в жесткой упор 29 продольных салазок 27. Далее сдвигают ползун влево до жесткого упора 29 левых продольных салазок 27.
Величина пройденного пути запоминается, вычисляются параметры You
5/2. Затем отводят ползун 10 на половину размера пройденного пути. Щуп 24 имеет относительно шаровых устано- 4О вочных наконечников 28 одинаковый интервал.
Затем устанавливают ползун 10 на половину размера пройденного пути. Щуп 24 имеет относительно шаровых установочных наконечников 28 одинаковый интервал.
Затем устанавливают щуп в положение УЕ, которое образуется как .среднее арифметическое из размеров УР, 1 и УК (см. фиг. 4).
Если наперед выбранное число зу. бьев четное, то поперечные сапаз12 ки 18. перемещаются в направлении контролируемого зубчатого колеса 2, пока щуп 24 не будет иметь заданно- го расстояния УЕ до оси А контролируемого зубчатого колеса 2.
Затем поперечные салазки 18 двигаются влево, пока щуп 24 не упрется в правую боковую поверхность зуба с наперед заданным поджимом.
Пройденный путь замеряется обычным известным образом, середина впадины зуба определяется делением пополам замеренного нути.
Если заранее выбранное число
1 .зубьев нечетное, то поперечные салазки сдвигаются на расчетную величи. ну в Х-направлении влево н после этого входит во впадину зуба и затем приходит в соприкосновение с левой боковой поверхностью зуба с.заданным усилием прижатия в позицию УЕ..
Затем в такой же последовательности, как и при четном числе зубьев, п олз ун 1 0 с тановит ся в нулевую позицию. Для этого щуп 24 отодвигается в позицию УО и в этом положении передвигается к правой-впадине зуба.
Затем перемещают щуп 24 в правую впадину зуба, пока щуп не придет в соприкосновение с правой боковой
I поверхностью зуба в положение УЕ от оси А зубчатого колеса.
При этом середина зуба вычисляется. Размер ХЕ вычисляется путем деления содержимого Х-счетчика пополам .
Этим подготовка узлов заканчивается.
Затем перемещают щуп 24 в положение УР. Из положения УР щуп 24 йеремещается порассчитанной теоретической эвольвенте и измерительный датчик 25 фиксирует отклонение щупа 24, контактирующего с контролируемым профилем зуба, от теоретической эвольвенты. Зто отклонение записывают на диаграммную бумагу 44 регист.— ратора 43.
Использование изобретения позволит повысить точность контроля .проФиля зуба зубчатых колес.
1 1459 38
1145938!
1145938
1145938
1145938
Составитель Б.АФонский
Техред М.Кузьма,КОРРектоР С.Шекмар
Редактор М.Недолуженко
Филиал ППП "Патент", r.Óæãîðîä, ул.Проектная, .4
Заказ 1211/46 Тираж 651 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5