Гидросистема рулевого управления колесного транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ГИДРОСИСТЕМА РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ КОЛЕСНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая насосдозатор , кинематически связанйый с рулевым колесом и гидравлически соединенный гидролиниями с гидробаком, с электроги дравлическим гидрораспределителем автоматического управления и с переключающим золотниковым гидроуправляемым гидрораспределителем , гидравлически соединенным с электрогидравлическим гидрораспределителем автоматического управления и с гидроцилиндром механизма поворота, причем электролидравлический гидрораспределитель гидравлически дополнительно соединен посредством напорной гидролинии через дроссель с гидронасосом, отличающаяся тем, что, с целью повыщения надеЯсности и улучшения удобства управления, она снабжена двухпозиционным трехлинейным гидроуправляемым гидрораспределителем с подпружиненным золотником, одна из линий управления которого, объединенная с первой его линией, соединена с гидробаком, другая линия управления,, расположенная со стороны, противоположной действию пружины , соединена с гидролинией, соединяющей электрогидравлический гидрораспределитель с насосом-дозатором, вторая линия двухпозиционного трехлинейного гидрораспределителя соединена с напорной гидролинией , а его третья линия - с линией упш равления переключающего золотникового гидроуправляемого гидрораспределителя, другая линия управления которого, расположенная со стороны действия пружины, соединена с гидролинией, соединяющей электрогидравлический гидрораспределитель с насосом-дозатором.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
4(5D В 62 D 506
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPGHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3669253/27-11 (22) 01. 12.83 (46) 23.03.85. Бюл. № 11 (72) 3. Б, Либерфарб (53) 629.113.001.5 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 818944, кл. В 62 D 5/06, 1981 (прототип). (54) (57) ГИДРОСИСТЕМА РУЛЕВОГО
УПРАВЛЕНИЯ КОЛЕСНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая насосдозатор, кинематически связанный с рулевым колесом и гидравлически соединенный гидролиниями с гидробаком, с электрогидравлическим гидрораспределителем автоматического управления и с переключающим золотниковым гидроуправляемым гидрораспределителем, гидра влически соединенным с электрогидравлическим гидрораспределителем автоматического управления и с гидроцилиндром механизма поворота, причем электрогидравлический гидрораспределитель гидравлически дополнительно соединен по„„SU„„1146227 4 средством напорной гидролинии через дроссель с гидронасосом, отличающаяся тем, что, с целью повышения надеЖности и улучшения удобства управления, она снабжена двухпозиционным трехлинейным гидроуправляемым гидрораспределителем с подпружиненным золотником, одна из линий управления которого, объединенная с первой его линией, соединена с гидробаком, другая линия управления,. расположенная со стороны, противоположной действию пружины, соединена с гидролинией, соединяющей электрогидравлический гидрораспределитель с насосом-дозатором, вторая линия двухпозиционного трехлинейного гидрораспределителя соединена с напорной гидролинией, а его третья линия — с линией уп- Я равления переключаюшего золотникового гидроуправляемого гидрораспределителя, другая линия управления которого, расположенная со стороны действия пружины, сое динена с гидролинией, соединяющей электрогидравлический гидрораспределитель с насосом-дозатором.
1146227 разом.
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к системам рулевого управления колесных транспортных средств.
Известна гидросистема рулевого управления колесного транспортного средства, содержащая насос-дозатор, кинематически связанный с рулевым колесом и гидравлически соединенный гидролиниями с гидробаком, с электрогидравлическим гидрораспределителем автоматического управления и с переключаюшим золотниковым гидроуправляемым гидрораспределителем, гидравлически соединенным с электрогидравлическим гидрораспределителем автоматического управления и с гидроцилиндром механизма поворота, причем электрогидравлический гидрораспределитель гидравлически дополнительно соединен посредством напорной гидролинии через дроссель с гидронасосом (1).
Недостатком известной гидросистемы является то, что при каждом повороте рулевого коЛеса перемещается переключающий золотник для сообшения магистралей от насоса-дозатора с магистралями силового цилиндра механизма поворота. Для исключения этого перемешения при работе в режиме ручного управления требуется применение управляющего устройства, например рукоятки с фиксатором.
Цель изобретения — повышение надежности и улучшение удобства управления.
Указанная цель достигается тем, что гидросистема рулевого управления -колесного транспортного средства, содержащая насос-дозатор, кинематически связанный с рулевым колесом и гидравлически соединенный гидролиниями с гидробаком, с электрогидравлическим гидрораспределителем автоматического управления и с переключающим золотниковым гидроуправляемым гидрораспределителем, гидравлически соединенным с электрогидравлическим гидрораспределителем автоматического управления и с гидроцилиндром механизма поворота, причем электрогидравлический гидрораспределитель гидравлически дополнительно соединен посредством напорной гидролинии через дроссель с гидронасосом, снабжена двухпозиционным трехлинейным гидроуправляемым гидрораспределителем с подпружиненным золотником, одна из линий управления которого, объединенная с первой его линией, соединена с гидробаком, другая линия управления, расположенная со стороны, противоположной действию пружины, соединена с гидролинией, соединяющей электрогидравлический гидрораспределитель с насосом-дозатором, вторая линия двухпозиционного трехлинейного гидрораспределителя соединена с напорной гидролинией, а его третья линия — с линией управления
45 переключающего золотникового гидроуправляем„; ь г- рорзспределителя, другая линия управления которого, расположенная со стороны действия пружины, соединена с гидролинией, соединяющей электрогидравлический гидрораспределитель с насосом-дозатором.
На чертеже показана принципиаЛьная схема предлагаемой гидросистемы.
Гидронасос 1 с приводбм от двигателя сообщен с гидробаком 2 всасывающей гидравлической магистралью 3 и нагнетательной магистралью 4 с клапаном 5 потока и дросселем 6, сообщенными напорной гидролинией 7 с электрогидравлическим гидрораспределителем 8 автоматического управления, снабженным управляющими электромагнитами 9. Гидрораспределитель 8 сообщен магистр >алями 10 и 11 с переключаюшим золотниковым гидроуправляемым гидрораспределителем 12, который сообщен с гидроцилиндром 13 механизма поворота л.зг:.стралями 14 и 15 и с насосом-дозатором 15 рулевого управления магистралями 17 и 18.
Входной магистралью 19 насос-дозатор сообшен с клапаном 5 потока. С магистралью
19 сообщены одна из торцовых полостей переключающего золотникового распреде,лителя 12 через магистраль 20 и торцовая полость двухпозиционного трехлинейного гидроуправляемого гидрораспределителя 21 с подпружиненным золотником — через магистраль 22. Магистраль 23 сообщает вторую торцовую полость переключающего золотникового распределителя 12 с гидрораспределителем 21, сообщенным также магистралью 24 с напорной гидролинией 7 гидронасоса, и магистралью 25 — со сливной магистралью 26 насоса-дозатора.
В системе также предусмотрены обратный клапан 27, предохранительные клапаны 28 и 29, гидролиния 30 с установленным в ней дросселем 31, пружины 32 гидрораспределителя 8, пружины 33 переключак>щего распределителя 12, гидролинии 34 и 35, выполненные внутри гидрораспределителя 8 и гидрораспределителя 21 соответственно, и пружина 36 гидрораспределителя 21.
Гидросистема работает следуюшим обВ режиме ручного управления золотник гидрораспределителя 8 автоматического управления устанавливается и удерживается в показанном на чертеже среднем положении пружинами 32. Золотник переключающего гидрораспределителя 12 под действием пружины 33 удерживается в положении, показанном на чертеже, в котором магистрали 14 и 15 к силовому гидроцилиндру 13 сообщены соответственно с магистралями 18 и 17 насоса-дозатора 16. Давление в торцовых полостях золотника переключающего гидрораспределителя при отсутствии
114622; вращения рулевого колеса примерно равное, так как указанные полости сообщены, между собой магистралями 20, 34, 24, 35 и 23. Рабочая жидкость от гидронасоса i, проходя через магистраль 4, дроссель 6, гидролинии 7 и 34 и через клапан 5 потока поступает к входной магистрали 19 насосадозатора 16 и затем, проидя через насос-дозатор, по магистрали 26 возвращается в гидробак 2.
При повороте рулевого колеса рабочая жидкость от насоса-дозатора направляется в зависимости от направления поворота в одну из магистралей 14 или 15 цилиндра 13, например 14, а другая магистраль (15) сообщается через насос-дозатор со сливной магистралью 26. При этом возрастает давление . во входной магистрали 19 насоса-дозатора, а следовательно, и в торцовой полости гидрораспределителя 21, сообщенной магистралью 22 с магистралью 19, вызывая перемещение клапана потока в другое крайнее 20 положение, при котором магистраль. 23 сообщается со сливной магистралью. Золот-, ник переключающего гидрораспределителя
12 остается при этом в прежнем, показан-. ном на чертеже, положении, так как перепад давлений по обе стороны золотника создает усилие, действующее в направлении пружины ЗЗ.
В режиме автоматического управления при обесточенных электромагнитах 9 циркуляция рабочей жидкости осуществляется зо как описано выше.
При включении одного из электромагнитов золотник гидрораспределителя 8, преодолевая усилие одной из пружин 32, перемешается в одно из крайних положений, 35 например влево. Масло от гидронасоса 1 по магистрали 4 через дроссель 6, магистрали 7, 10, 30 и 1 1 и дроссель 31 поступает в магистраль 19. При этом вследствие наличия дросселя 31 давление в магистрали 7 4О и связанной с ней магистралями 24, 35 и 23 торцовой полости золотника переключающего гидрораспределителя, 12 превысит давление в магистрали 19, сообщенной магистралью 20 с противоположной торцовой полостью золотника гидрораспределителя 12 и через насос-дозатор 16 со сльвной магистралью 26. Под действием перепада давления в торцовых полостях золотник переключающего гидрораспределителя, перемещается в другое крайнее положение, преодолевая усилие пружины ЗЗ, после чего магистрали 14 и 15 цилиндра сообщаются соответственно с магистралями 10 и 11 гидрораспределителя 8 автоматического управления и разобшаются с магистралями 18 и 17, насоса-дозатора. Масло от гидронасоса 1 через магистраль 4, дроссель 6, магистрали 7
10 и 14 поступает в рабочую полость цилиндра 13, а из противоположной полости масло через магистрали 15, 11 и 19, насосдозатор 16 и магистраль 26 поступает в гидробак. В магистраль Ю поступает также через клапан 5 потока часть масла, проходящая параллельно дросселю 6.
Для осуществления ручной корректиров% ки направления движения при автоматическом управлении достаточно повернуть в нужном направлении рулевое колесо. При этом вследствие повышения давления во входной магистрали 19 насоса-дозатора возрастает давление и в связанных с ней магистралями
20 и 22 торцовых полостях соответственно золотника переключающего гидрораспределителя 12 и клапана коррекции, который, преодолевая пружину 36, перемещается, сообщая противоположную торцовую полость золотника гидрораспределителя 12 со сливом магистралями 23 и 25. Вследствие этого золотник гидрораспределителя 12 перемещается в левое крайнее положение, показанное на чертеже, в котором магистрали 14 и 15 силового цилиндра сообщаются с магистралями 18 и 17 насоса-дозатора и разобшаются с магистралями .10 и 11 гидрораспределителя 8 автоматического управления, обеспечивая поворот управляемых колес в соответствии с поворотом рулевого колеса.
Предлагаемое решение позволит повысить надежность рулевого управления и улучшить .удобство управления транспортнымсредством.
1146227
Составитель В. Калмыков
Редактор Е. Папи Техред И. Верее Корректор И. Муска
Заказ 1276/15 Тираж 60! Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4