Реверсивная фрикционная муфта преимущественно транспортного рольганга литейных автоматических линий
Иллюстрации
Показать всеРеферат
РЕВЕРСИВНАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ТРАНСПОРТНОГО РОЛЬГАНГА ЛИТЕЙНЫХ АВТОМАТИЧЕСКИХ ЛИНИИ, содержаш ,ая связанные с соответствуюш,ими валами и установленные с возможностью фрикционного взаимодействия одна с другой дисковые ведушую и ведомую полумуфты , устройство включения в виде тарельчатых пружин и устройство, регулируюшее сжатие упомянутых полумуфт, причем подпружиненные тарельчатыми пружинами диски ведомой полу муфты жестко соединены один с другим, размешены по обе стороны от диска ведушей полумуфты и установлены на ведомом валу с возможностью осевого перемешения, отличающаяся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных возможностей путем расширения ее диапазона регулирования при изменяющихся моментах сопротивления ведомой полумуфты, устройство , регулирующее сжатие полумуфт, выполнено в виде установленных с зазором и связанных друг с другом посредством пруS жины кручения полого стакана и опорного (Л диска, жестко закрепленного на ведущем валу, причем полый стакан одним своим торцом посредством резьбы прямоугольного профиля подвижно по оси закреплен на ведущем валу, а другим - на диске ведущей полумуфты. N а 4 СО
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСГИНЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„„1146491
4(5D) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3710970/27-27 (22) 29.12.83 (46) 23.03.85. Бюл. № 11 (72) И. И. Герега, Я. Б. Фиголь, М. P. Козулькевич и В. Н. Цюняк (71) Ивано-Франковское специальное конструкторское бюро литейных автоматических линий Всесоюзного промышленного объединения «Союзлитмаш» (53) 621.825 (088.8) (56) l. Поляков В. С., Барбаш И. Д. Муфты. Л., «Машиностроение», 1973, с. 165, рис. 118.
2. Поляков В. С. и др. Справочник по муфтам. М., «Машиностроение», 1979, с. 268, рис. VII. 16 (прототип). (54) (57) РЕВЕРСИВНАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА ПРЕИМУЩЕСТВЕННО
ТРАНСПОРТНОГО РОЛ Ь ГАН ГА Л ИТЕИ"НЫХ АВТОМАТИЧЕСКИХ ЛИНИИ, содержащая связанные с соответствующими валами и установленные с возможностью фри кционного взаимодействия одна с другой дисковые ведущую и ведомую полумуфты, устройство включения в виде тарельчаTh1x пружин и устройство, регулирующее сжатие упомянутых полумуфт, причем подпружиненные тарельчатыми пружинами диски ведомой полумуфты жестко соеди нены один с другим, размещены по обе стороны от диска ведущей полумуфты и установлены на ведомом валу с возможностью осевого перемещения, отличающаяся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных возможностей путем расширения ее диапазона регулирования при изменяющихся моментах сопротивления ведомой полумуфты, устройство, регулирующее сжатие полумуфт, выполнено в виде установленных с зазором и связанных друг с другом посредством пружины кручения полого стакана и опорного диска, жестко закрепленного на ведущем валу, причем полый стакан одним своим торцом посредством резьбы прямоугольного профиля подвижно по оси закреплен на ведущем валу, а другим — на диске ведущей полумуфты.
1146491 го элемента сопротивления и при любом его изменении диски пробуксовывают один относительно другого. Такой режим работы не приемлем для рольганга литейных линий, где срабатывание муфты должно произойти не при всяком изменении момента сопротивления, а только при предельном значении, например, установке литейной заготовки на рольганге свойственно пиковое увеличение момента сопротивления. Однако это не должно вызвать срабатывания муфты.
Наоборот, в данный момент работы сцепление между фрикционными поверхностями должно быть автоматически увеличено.
В то же время, при перегрузке рольганга муфта должна сработать. Поэтому недостатком известной муфты является ограниченность диапазона регулирования, что ухудшает ее эксплуатационные возможности.
Изобретение относится к машиностроению, и предназначено для применения в силовых приводах транспортных рольгангов литейных автоматических линий и других технологических линиях для передачи крутящих моментов.
Известна фрикционная муфта со спиральной пружиной, в которой фрикционный барабан насажен на ведущий вал, который свободно облегчает спиральная пружина !
О переменного сечения, толстыи конец который неподвижно закреплен в ведомой полумуфте, а тонкий конец — с включающим устройством, которое может быть электрическим в виде якоря электромагнита или механическим в виде рычага, соединенного с ней осью и тарельчатой включающей полумуфтой, последняя, перемещаясь вдоль вала, нажимает на длинное плечо рычага, который, поворачиваясь, включает муфту (1) .
Недостатки муфты со спиральной пружинои — сложность конструкции как самои
20 муфты, так и механизмов включения и выключения, а также регулированйя оптимального усилия сжатия полумуфт, наличие механизмов фиксации включенного и выключенного состояния, односторонность дей- 25 ствия и сложность настройки оптимального усилия сжатия полумуфт.
Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому эффекту к изобретению является реверсивная фрикционна я муфта, содержащая ведущую и ведомую полумуфты, выполненные в виде дисков, подпружиненных друг к другу тарельчатыми пружинами, причем ведомая полумуфта выполнена в виде двух жестко связанных дисков, установленных по обе стороны от диска ведущей полумуфты, а усилие нажимного устройства регулируется регулировочными гайками (2).
Недостатком известного устройства является то, что диски ведомой полумуфты, постоянно поджатые к диску ведущей полу- 40 муфты, не реагируют на изменение внешнеЦелью изобретения является улучшение эксплуатационных возможностей путем расширения диапазона регулирования муфты при изменяющихся моментах сопротивления ведомой полумуфты.
Поставленная цель достигается тем, что в реверсивной фрикционной муфте преимущественно транспортного рольганга литейных автоматических линий, содержащей связанные соответствующими валами и установленные с возможностью взаимодействия одна с другой дисковые ведущую и ведомую полумуфты, устройство включения в виде тарельчатых пружин и устройство, регулирующее сжатие указанных полумуфт, причем подпружиненные тарельчатыми пружинами диски ведомой полумуфты жестко связаны один с другим, размещены по обе стороны от диска ведущей полумуфты и установлены на ведомом валу с возможностью осевого перемещения, устройство, регулирующее сжатие полумуфт, выполнено в виде установленных с зазором и связанных один с другим посредством пружины кручения полого стакана и опорного диска, жестко закрепленного на ведущем валу, причем полый стакан одним своим торцом посредством резьбы прямоугольного профиля подвижно по оси закреплен на ведущем валу, а другим — на диске ведущей полумуфты.
На фиг. 1 изображена реверсивная фрикционная муфта; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1.
Реверсивная фрикционная муфта транспортных рольгангов состоит из ведущей и ведомой полумуфт. Ведущая полумуфта выполнена в виде подвижного по оси диска 1, а ведомая — в виде двух подвижных по оси и жестко связанных между собой дисков 2 и 3. Последние установлены на валу 4 для обеспечения реверсивной работы по обе стороны от диска 1. Диск 1 жестко связан с полым стаканом 5 устройства, регулирующего сжатие полумуфт, установленным на валу 6. Указанное регулирующее устройство выполнено в виде полого стакана 5 и опорного диска 7, установленных с зазором б один относительно другого. Опорный диск 7 зафиксирован на валу 6 буртом 8 и стопорным кольцом 9, полый стакан и опорный диск 7 связаны один с другим посредством пружины 10 кручения с жесткой заделкой в торцы концов пружины.
Диски 2 и 3 ведомой полумуфты связаны с устройством включения, выполненным в виде тарельчатых пружин 11 и 12 и бурта 13, стопорным кольцом 14. Полый стакан устройства регулирования может быть выполнен составным в виде диска 15 и втулки 16.
Ведущий диск 1, диск 15 и втулка 16 полого стакана 5 могут быть закреплены пальцами 17, посаженными на резиновые втулки 18 и шайбы 19. Полый стакан 5 для обеспечения автоматичного режима устройства
1146491
17
Фиг.г
Составитель В. Розанов
Техред И. Верес Корректор М. Демчик
Тираж 898 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Редактор В. Данко
Заказ 1340 28 регулирования и хорошей чувствительности установлен на валу подвижно по оси. Связь вала 6 с полым стаканом 5 выполнена в виде прямоугольной ходовой резьбы 20.
Муфта работает следующим образом.
При вращении ведущего вала 6 в направлении, показанном на фиг. 1, ведущая полумуфта 1 получает осевое перемешение по валу за счет смещения по оси в винтовой паре, закручивая при этом пружину 0 и сжимая тарельчатую пружину 11, обеспечивая необходимое оптимальное усилие сжатия дисков 1 и 2, за счет которого крутящий момент передается валу 4. Несоосность валов 4 и 6 и контакт по кольцевой поверхности блоков 1 и 2 компенсируется резиновыми втулками 18, посаженными на пальцах 17. Автоматическое регулирование оптимального усилия сжатия фрикционов обеспечивается осевым перемещением полумуфты 1 по винтовой паре при помощи движущего момента, которым является упругий момент пружины 10 кручения, изменяющийся с изменением момента сопротивления вала 4. Величина предельного крутяшего момента устанавливается величиной зазора о, (когда осевое перемешение полумуфты 1 равно величине зазора б, происходит проскальзывание в фрикционной паре, а усилие сжатия диска 3 с полумуфтой равно О). При реверсе ведущего вала 6, ведушая полумуфта 1 меняет направление осевого перемещения по винтовой паре, создавая при этом оптимальное усилие сжатия дисков 1 и 3, за счет которого крутящий момент передается валу 4 в обратном направлении, а усилие сжатия дисков 1 и 2 при этом равно нулю.
При отключении привода ведущая полумуфта 1 под действием упругого момента пружины 10 кручения по винтовой паре возвращается в исходное положение, т.е. муфта отключена.
Использование изобретения позволит улучшить эксплуатационные возможности предлагаемого устройства, так как расширится диапазон регулирования муфты с учетом изменяющихся в процессе работы моментов сопротивления ведомой полумуфты, при этом процесс регулирования будет осуществляться автоматически при правильном выборе усилия затяжки пружин устройства включения.
Применение муфты в транспортных рольгангах автоматических литейных линий позволит снизить металлоемкость рольганга за счет уменьшения количества комплектующих изделий и уменьшения профиля короба транспортного рольга ига, снизить трудоемкость изготовления и потребления мощности, а также повысить надежность работы транспортных рольгангов.