Зубчатое колесо для нереверсивной передачи

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО ДЛЯ НЕРЕВЕРСИВНОЙ ПЕРЕДАЧИ, на нерабочей поверхности зубьев которого выполнен выступ, профиль которого эквивалентен профилю рабочей поверхности, отличающееся тем, что, с целью повышения долговечности колеса, выступ расположен в середине нерабочей поверхности. 2. Колесо по п. 1, отличающееся тем, что нерабочая поверхность наклонена к радиусу колеса. 9 4 О5 сл

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛ ИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3529958/25-28; 3694447/25-28 (22) 29.12.82 (46) 23.03.85. Бюл. № 11 (72) А. М. Хоменко (53) 621.833 (088. 8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 207442, кл. F 16 Н 55/17, 1966.

2. Патент Германии № 292523, кл. 47 h 6, 1916 (прототип).

„„SU„„1146507 A

4(д) F 16 Н 55/17; F 16 Н 55/08 (54) (57) l. ЗУБЧАТОЕ КОЛ ЕСО ДЛЯ

НЕРЕВЕРСИВНОЙ ПЕРЕДАЧИ, на нерабочей поверхности зубьев которого выполнен выступ, профиль которого эквивалентен профилю рабочей поверхности, отличающееся тем, что, с целью повышения долговечности колеса, выступ расположен в середине нерабочей поверхности.

2. Колесо по п. 1, отличающееся тем, что нерабочая поверхность наклонена к радиусу колеса.

1146507

Составитель В. Сергеев

Техред И. Верес Корректор М. Максимишинец

Тираж 898 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Редактор В. Данко

Заказ 1341)29

Изобретение относится к машиностроению, а именно к зубчатым передачам.

Известно зубчатое колесо, на поверхностях зубьев которого выполнен выступ, являющийся рабочей поверхностью зубьев (1).

В данном колесе с целью повышения его долговечности увеличена длина зубьев на величину участков с нерабочими поверхностями. Однако это приводит к излишнему расходу металла на его изготовление.

Наиболее близким техническим решением к изобретению является зубчатое колесо для нереверсивной передачи, на нерабочей поверхности зубьев которого выполнен выступ, профиль которого эквивалентен профилю рабочей поверхности. В этой конструкции рабочая поверхность зубьев выполнена на всей длине колеса, а нерабочая поверхность имеет два выступа, примыкающие к торцам колеса. Одним из функциональных назначений выступов является обеспечение кратковременной работы передачи при реверсе вращения (2).

Однако известное колесо имеет малую долговечность вследствие нерационального расположения выступов (малую податливость при кромочном контакте, повышенный износ) .

Целью изобретения является повышение долговечности колеса.

Указанная цель достигается тем, что в зубчатом колесе для нереверсивной передачи, на нерабочей поверхности зубьев которого выполнен выступ, профиль которого эквивалентен профилю рабочей поверхности, выступ расположен в середине нерабочей поверхности.

Нерабочая поверхность может быть наклонена к радиусу колеса.

На фиг. 1 изображен зуб колеса для нереверсивной передачи; на фиг. 2 — вариант выполнения зуба с наклоном нерабочей поверхности к радиусу колеса; на фиг. 3 — зацепление колес нереверсиной передачи.

Зубчатое колесо 1 для нереверсивной передачи имеет зубья 2 с рабочей 3 и нерабочей 4 поверхностями. На нерабочей поерхности каждого зуба выполнен выступ 5 с профилем, эквивалентным про10 филю рабочей поверхности, расположенный в середине нерабочей поверхности. Величина а (фиг. 1) углубления нерабочих поверхностей в тело зуба (или высота выступа) выбирается из прочностных расчетов и из условий обеспечения технологических операций при механической обработке поверхности выступа.

Нерабочая поверхность, как поверхность механически необрабатываемая, может быть выполнена любой, в том числе и плоской, с наклоном к радиусу колеса, как это показано на фиг. 2 и 3. Ее выбор обусловлен соображениями прочности и технологии.

Колесо работает следующим образом.

При вращении колеса 1 против часовой стрелки (фиг. 3) зацепляющееся с ним колеса контактирует с ним по рабочим поверхностям 3 зубьев. В случае кратковременного реверса вращения гарантированный зазор в зацеплении обеспечивается контактом зубьев по поверхностям выступов 5.

Предлагаемое изобретение позволяет повысить долговечность колеса за счет повышения податливости зубьев в районе торцев и сохранения их жесткости посередине.

Наряду с этим экономится материал и упрощается обработка (обрабатывается не вся нерабочая поверхность, а только ее выступ).