Способ затяжки резьбового соединения петрова е.н.

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. Способ затяжки резьбового соединения, включающий затяжку при ложением крутящего момента к Золов ке бблта, отличающийся тем, что, с целью увеличения несу зат . гоА .tS щей способности соединения путем снижения величинь касательных напряжений в стержне болта, крутящий мо- . мент в направлении завинчивания прикладывают и к резьбовому хвостовику . 2.Способ по п. 1, отличающийся тем, что, крутящие моменты прикладывают одновременно к головке болта и к хвостовику. 3.Способ.по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что к головке болта и к хвостовику прикладывают крутящие моменты, равные величинам моментов трения на опорном торце и в резьбовой паре соответственно.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„f 1471 (51)4 F 16 В 33/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

flO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЬГГИЙ (21) 3504812/25-27 (22) 27.10.82 (46) 15.09.85. Бюл. Х - 34 (72) Е.Н.Петров (53) 621.882(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

9 1016714, кл. G 01 Т 5/24, 1981 (прототип) . (54) СПОСОБ ЗАТЯЖКИ РЕЗЬБОВОГО СОЕДИНЕНИЯ ПЕТРОВА Е,Н. (57) 1. Способ затяжки резьбового соединения, включающий затяжку приложением крутящего момента к головке болта, отличающийся тем, что, с целью увеличения несуИюв.гол щей способности соединения путем .снижения величины касательных напряжений в стержне болта, крутящий мо- . мент в направлении завинчивания прикладывают и к резьбовому хвостовику.

2. Способ по п. 1, о т "л и ч а юшийся тем, что, крутящие моменты прикладывают одновременно к головке болта и к хвостовику.

3. Способ.по пп. 1 и 2, о т л ич а ю шийся тем, что к головке болта и к хвостовику прикладывают крутящие моменты, равные величинам моментов трения на опорном торце и в резьбовой паре соответственно.

11471

Изобретение относится к соединениям деталей машин, а более конкретно — к способам сборки резьбовых соединений.

Известный способ сборки резьбовых 5 соединений, включающий затяжку реэьбового соединения приложением крутящего момента к головке болта, является наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату.

Недостатком этого способа является то, что он не полностью устра» няет остаточный крутящий момент в собранном резьбовом соединении. t5

Цель изобретения — повышение несущей способности резьбового соеди" кения путем устранения остаточного крутящего момента затянутого резьбового соединения. 20

Цель достигается тем, что в способе затяжки- резьбового соединения крутящий момент в направлении завинчивания прикладывают и к резьбовому хвостовику. 25

Крутящие моменты прикладывают одновременно к головке болта и к хвостовику..

Кроме того, к головке болта и к хвостовику прикладывают крутящие мо- 50 менты, равные величинам моментов трения на опорном торце и в резьбовой паре соответственно.

На чертеже представлена конструкция фланцевого резьбового соединения со второй резьбовой головкой под ключ на резьбовом хвостовике, к которому обеспечен доступ инструмента, Способ осуществляется следующим образом. 40

Сначала болт должен быть затянут за головку 1 с момента затяжки M

I а затем подтянут за головку 2 и йа резьбовом хвостовике с момента затяжки Мза, хв ПРИ этом ве ичины момен- 45 тов трения в резьбовой паре и на опорном торце должны быть определены для каждого конкретного резьбового соединения заранее, например, с помощью тензометрирования,. Необходимым 50 условием сборки является наличие доступа к головкам 1 и 2. Конструктивно это решается при соединении фланцев 3 и 4, например сосудов высокого давления, контейнеров и т.п. Для 55 дальнейшего повышения точности сборки целесообразно крутящие моменты

М„ т „,„ и Мэтт „в. прикладывать од04 2 новременно, т.е. непосредственно в процессе затяжки (в динамических условиях, так как прикладывание

М. „, „ „ осуществляется в динамических условиях, а при последующем приложении М „ в статических условиях приводит к некоторой систематической погрешности из-за разности коэффициентов трения в статике и динамике). Одновременно приложение двух моментов (М „, „. и М, „в, ) может быть реализовано, например, с помощью четырехрожкового. ключа 5.

Такая затяжка также обеспечивает одновременный поворот всех сечений болта при затяжке. Для рационального распределения энергетических затрат при сборке величины крутящих моментов, приложенных к головке болта и к хвостовику, назначают равными величинам моментов трения на торце и в резьбе соответственно. Эти моменты должны быть эамерены ранее на макет» ных соединениях, например, с помощью тензометрирования.

Для реализации способа были изготовлены шатунные болты как с обычной головкой под ключ, так.и с головкой под ключ на резьбовом хвостовике (как показано на черт.). В скрепляемых фланцах конструктивно обеспечивается доступ ключом к обеим головкам. Затяжку болта осуществляли следующим образом.

Прикладывают крутящий момент затяжки (исходя из в = (0,5-0,8Вт ) к основной головке 1 болта. При этом с помощью специальной измерительной системы замеряют отставание выступающего резьбового хвостовика

2 от головки 1 болта, т.е. определяют угол скручивания стержня болта. Затеи прикладывают крутящий момент затяжки к головке 2 до тех . пор, пока не устраняется скручивание стержня болта.

Для упрощения процесса затяжки болта используют гаечный ключ с двумя двухрожковыми головками (см. на черт. в тонких линиях). Обе рабочие головки ключа одновременно надевают на основную 1 и хвостовую 2 головки болта. Затем с помощью этого ключа производят затяжку болта. При этой затяжке скручивания болта не наблюдается, так как реализующий момент трения в реэьбовой паре был уравновешен моментом от

Составитель Б.Байков

Редактор Л.Письман Техред N.Ãåðãåëü Корректор А.Тяско

Заказ 6397/2

Тираж 812 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Чосквау Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4 второй рабочей головки ключа на хвостовую головку 2 болта.

При раздельном приложении крутящего момента к основной 1.и хвостовой 2 головкам из-за невозможности одновременного приложения моментов и из-за невозможности контроля уг- . ла скручивания в процессе затяжки прикладывают моменты затяжки, равные моментам трения на опорном торце и в резьбовой паре соответственно. б

Величины моментов трения на опорной поверхности и в резьбовой паре зависят от конструктивно-технологи- . ческих особенностей и для каждого типа резьбового соединения. Эти величины быпи экспериментально опре1 делены. Поэтому для назначения величин И.,„п, д,„и М „ можно поль147104 ф зоваться таблицей, номограммами и другими нормативными документами.

В зависимости от коэффициента трения в резьбовой паре в условиях обычной сборки (при затяжке только за головку 1) отношение касательных ь напряжений к нормальным о может составлять 0,75 и более (при коэффициенте сухого трения 0,3). При

1ц затяжке по ОСТ ПО 95 1203-79 (базовый объект) за счет предварительной приработки резьбового соединения величина отношения /б может быть снижена до 0,3-0,5.

1g При затяжке соединения предлагаемым способом 1, /d 00,1-0,2 т.е. несущая способность резьбового соединения по сравнению с базовым объектом может быть увеличена в 1,2—

gp 2 раза.