Устройство для спуска,подъема и укладки трала
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПУСКА, ПОДЪЕМА И УКЛАДКИ ТРАЛА на судах , преимущественно оборудованных расположенными по бортам рабочими площадками , содержащее разделенный на секции сетной барабан, горизонтальный рол с наружными боковыми ребррдами, установленную перед барабаном направляющую для рола и каретку, снабженную приводом для возвратно-поступательного перемещения по направляющей н кинематически связанную с ролом, отличающееся тем, что, с целью предотвращения потерь промыслового времени путем обеспечения надежности направленной укладки трала на барабан, направляющая для рола расположена горизонтально и параллельно сетному барабану, последний разделен на две секции, горизонтальный рол замещен в корпусе каретки так, что его ось расположена ниже оси направляющей , а сам рол разделен дополнительными внутренними ребордами на секции, крайние из которых выполнены в виде ручьев, а центральная - в виде желоба. I 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что каретка связана с приводом цепной пеW редачей. 4: со 5
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК цыц А 01 К ?3/06
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А ВТОРСНОМЪ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАЬ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3690690/28-13 (22) 09.01,.84 (46) 30.03.85. Бюл. № 12 (72) Е. Г. Ляхов, Н. И. Плотников и
В. В. Савостеенко (71) Мурманское отделение Государственного проектно-конструкторского института рыбопромыслового флота «Гипрорыбфлот» (53) 639.2.07 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 686703, кл. А 01 К 73/06, 1978.
2. Авторское свидетельство СССР № 1007622, кл. А 01 К 73/06, 1981. (54) (57) 1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПУСКА, ПОДЪЕМА И УКЛАДКИ ТРАЛА на судах, преимущественно оборудованных расположенными по бортам рабочими площадками, содержащее разделенный на секции сетной барабан, горизонтальный рол с наружными боковыми ребордами, установлен„„SU„„1147311 A ную перед барабаном направляющую для рола и каретку, снабженную приводом для возвратно-поступательного перемещения по направляющей и кинематически связанную с ролом, отличающееся тем, что, с целью п редотвр ащения потерь пром ыслового времени путем обеспечения надежности направленной укладки трала на барабан, направляющая для рола расположена горизонтально и параллельно сетному барабану, последний разделен на две секции, горизонтальный рол замещен в корпусе каретки так, что его ось расположена ниже оси направляющей, а сам рол разделен дополнительными внутренними ребордами на секции, крайние из которых выполнены в виде ручьев, а центральная — в виде желоба.
2. Устройство по и. 1, отличающееся тем, ф что каретка связана с приводом цепной передачей.
1!473!1
Изобретение относится к промышленному рыболовству и может быть использовано. для спуска, подъема и укладки сетных орудий лова, например тралов.
Известно устройство для спуска, подьема и укладки трала, содержащее сетной барабан, горизонтальный рол с приводом вертикального перемещения и установленные в направляющих каретки (1) .
Однако это устройство ненадежно в работе из-за больших усилий, действующих на приводные опоры горизонтального рола, кроме того, оно не обеспечивает надежную рас. кладку сетной части трала на барабане.
Наиболее близким к изобретению является устройство для спуска, подъема и укладки трала, содержащее разделенный на секции сетной барабан, горизонтальный рол с наружными боковыми ребордами и установленные на направляющих каретки. Направляющие выполнены с вертикальными прорезями для размещения кареток. Оси рола смонтированы в направляющих и шарнирно связаны с каретками. Горизонтальный рол снабжен приводом вертикального перемещения. Кроме того, один из концов оси рола выполнен с пазом для размещения выходного органа привода (2).
Однако такое устройство не обеспечивает постоянной корректировки угла наклона оси рола в зависимости от величины натяжения сетного полотна (жгута трала), следовательно, надежность укладки сетного полотна трала на поверхности барабана при подъеме трала в этом устройстве не обеспечена, это может быть причиной аварии и потерь промыслового времени. Устройство не надежно в работе из-за сложности и наличия большого числа приводов, обеспечивающих работу конструкции.
Целью изобретения является предотвращение потерь промыслового времени путем обеспечения надежности направленной укладки трала на барабане.
Поставленная цель достигается тем, что в устройстве для спуска, подъема и укладки трала, содержащем разделенный на секции сетной барабан, горизонтальный рол с наружными боковыми ребордами, установленную перед барабаном направляющую для рола и каретку, снабженную приводом для возвратно-поступательного перемещения по направляющей и кинематически связанную с ролом, направляющая для рола расположена горизонтально и параллельно сетному барабану, последний разделен на две секции, горизонтальный рол размещен в корпусе каретки так, что его ось расположена ниже оси направляющей, а сам рол разделен дополнительными внутренними ребордами на секции, крайние из которых выполнены в виде ручьев, а центральная — в виде желоба.
Каретка связана с приводом цепной передачей. трала 11 между корпусом каретки 14 и ребордами 18 рола 17.
Разделение рола 17 на секции способ55 ствует также направленности укладки трала
11 на барабан 1.
Центральная секция рола 17 выполнена в виде прямоугольного желоба. Она пред5
На фиг. 1 схематически изображено устройство, план; на фиг. 2 — то же, расположенное на палубе судна, используемое в схеме «дубль» /два трала/ с двумя сетнымн барабанами; на фиг. 3 — то же, вид сбоку; на - фиг. 4 — узел 1 на фиг. 3; на фиг. 5 — вид А на фиг. 3.
Устройство для спуска, подъема и укладки трала содержит сетной барабан 1 с наружными ребордами 2. Барабан 1 смонтирован на оси 3, которая одним концом установлена в подшипнике 4 на опоре 5, а вторым — соединена с приводом 6. Привод барабана 1 осуществляется посредством электродвигателя через редуктор 7; Барабан
1 разделен на две равные секции внутренней ребордой 8. Секции предназначены для намотки вытяжных тросов, концы которых постоянно закреплены на ребордах 2 барабана 1 (не показаны), кабелей 9 и крыльев 10 трала 11, Когда устройство .предназначено для использования в промысловой схеме «дубль» на крупнотоннажных рыбодобывающих су- дах, оборудованных расположенными по бортам рабочими площадками, оно содержит два сетных барабана 1, расположенных по бортам судна.
Перед барабанами 1 горизонтально и параллельно им на фундаментах 12 установлена направляющая 13 в виде двутаврового профиля. На направляющей 13 установлена каретка 14, которая опирается на полки 15 двутавра двумя парами роликов 16, расположенных по обе стороны от оси двутавра. Для лучшей фиксации каретки 14 на направляющей 13 с верхними полками 15 двутавра контактируют два ролика 16, а также расположенные по обе стороны от оси двутавра.
В нижней части корпуса каретки 14 установлен горизонтальный рол 17, который установлен с возможностью свободного вращения во втулках-подшипниках (не показаны), смонтированных в корпусе каретки 14.
Ось симметрии рола 17 расположена ниже оси симметрии направляющей 13 и несколько ниже оси 3 барабана l.
Рол 17 имеет наружные боковые 18 и дополнительные внутренние 19 реборды и разделен таким образом на три секции. Диаметр наружных реборд 18 увеличен по отношению к его внутренним ребордам 19. Это необходимо для предотвращения соскальзывания кабельной и сетной частей трала ll с рола 17 (из-за дрейфа трала в слипе судна, из-за волнения моря и т. д.) и исключения попадания ниток сетной части
114731
15
3 назначена для формирования жгута из сетиой части трала. Крайние секции рола равны между собой и выполнены в виде ручьев, имеющих форму треугольника.
Расположение рола 17 ниже направляющей 13 и установка его в корпусе каретки 14 создают замкнутый контур, ограниченный нижней полкой 15 направляющей
13, корпусом каретки 14 и ролом 17 с боковыми ребордами 18. Через этот контур трал
11 направляется на барабан 1. Наличие замкнутого контура исключает даже при качке возможностью схода трала 11 с рола 17, а наличие у контура снизу профилированного рола 17 обеспечивает направленность укладки трала 11 на барабан 1.
Привод каретки 14 осуществляется посредством электродвигателя 20 через редуктор 21. Вал редуктора 21 цепной передачей
22 соединен со звездочкой 23, закрепленной с возможностью вращения на направляющей 13. Звездочка 23 установлена на одной оси со звездочкой 24. Звездочка 24 соединена цепью 25 со звездочкой 26, закрепленной на направляющей 13.
Для натяжения цепи 25 предусмотрено натяжное устройство (не показано). К цепи 25 прикреплена каретка 14.
Устройство работает следующим образом.
Так как предлагаемое устройство использовано в промысловой схеме «дубль», обеспечивающей работу попеременно двумя.тралами, работу устройства следует рассматривать с момента подъема одного из тралов.
Подъем. трала начинается с выборки ваеров, которая производится с помощью ваерных лебедок, установленных в кормовой части судна (не показаны).
Каретку 14 приводят в движение .с помощью электродвигателя 20 через редуктор
21, цепную передачу 22, цепь 25 и звездочки 23, 24 и 26. Включение двигателя производят с мостика судна.
Каретка 14 перемещается по направляющей 13 в сторону того барабана 1, на который будет укладываться трал 11. Перемещение осуществляют до тех пор, пока каретка 14 не установится напротив барабана 1 таким образом, что ручьи рола 17 будут находиться на равном расстоянии от реборды 8 барабана 1, т. е. середина рола 17 установится напротив середины барабана 1.
Затем пропускают вытяжные тросы (не показаны) внутри каретки 14 по ручьям рола 17.
После выборки ваеров кабели 9 трала 11 отключают от траловых досок и соединяют с вытяжными тросами.
Включают двигатель 6, приводится во вращение барабан 1, и начинается выборка вытяжных тросов, а затем кабелей 9 трала
11, которые проходят через крайние секций рола 17. 1фамотка кабелей 9 на барабан
3 производится снизу барабана (намотка снизу необходима для обеспечения плотного.
1 а прилегания кабелей трала, а затем и его сетной части к поверхности рола 17). Происходит заполнение секций барабана 1 кабелями 9.
Кабели 9 соединены с крыльями трала 10, которые после намотки кабелей 9 будет направляться в секции барабана 1-через ручьи крайних секций рола 17. Внутренняя реборда 8 барабана 1 предотвращает спутывание правого и левого кабелей 9 трала ll при их намотке на барабан l.
После выборки кабелей 9 и крыльев 10 трала 11 начинается намотка на барабан
1 верхней и нижней подбор 27 трала 11, т. е. начинается намотка сетной части трала I l.
При проходе через рол 17 сетная часть трала 11 формируется центральной секцией рола 17, выполненной в виде желоба, в жгут. При этом жгут трала 11 проходит через замкнутый контур, образованный нижней полкой 15 направляющей 13, корпусом каретки 14 и ролом 17 с боковыми ребордами 18, через который жгут трала 11 и направляется на барабан 1.
Увеличенный диаметр наружных реборд .18 рола 17 предотвращает соскальзывание кабельной и сетной частей трала Il с рола
17 и предотвращает попадание ниток сетной части трала 11 между корпусом каретки 14 и ребордами 18 рола 17, способствует направленности укладки трала ll на барабане 1.
Топенанты 28 (служат для придания сетной части трала 11 необходимой прочности и крепятся к боковым швам трала 11 по всей его длине так, что один конец топенанта соединен с кабелем 9) проходят через ручьи крайних секций рола 17. Так как топененты 28 находятся под действием сил натяжения, они при намотке трала 11 будут направлять движение всей сетной части трала II по барабану 1 с помощью каретки 14.
Намотка сетной части трала 11 на барабан 1 производится поверх кабелей 9 по всей длине барабана 1.
Если при наматывании на барабан 1 кабелей 9, крыльев 10 или сетной части трала 11 появляется неравномерность в их уккладке, включением электродвигателя 20 каретка 14 приводится в движение и перемещается по направляющей 13.
Направление перемещения выбирается визуально. В зависимости от того, на какой части барабана 1 больше свободного места, в ту сторону и направляется каретка 14, меняя при этом направление укладки кабелей или жгута трала 11 на барабан 1.
Управление сетным барабаном I и кареткой 14 производят с мостика судна (т. е. находится в одном месте).
Наматывание сетной части производят до подхода к слипу мешка трала с уловом
При этом прекращается вращение барабана 1.
1
Далее производят выборку мешка трала с уловом, имеющимися на судне средствами. После выборки первого трала начинают спуск второго, уложенного на второй сетной барабан 1.
Выливку улова из первого трала производят в процессе спуска второго трала.
После выливки улова из первого трала, включением двигателя 6 приводят во вращение первый сетной барабан 1 и производят намотку оставшейся части сетного полотна.
После этого включением двигателя 20, перемещают каретку 14 в сторону второго сетного барабана 1, с которого спущен второй трал, до тех пор, пока каретка 14 не установится напротив барабана 1 так, что ручьи рола 17 будут находиться на равном расстоянии от реборды 8 барабана l. Затем пропускают вытяжные тросы (не показаны) второго трала внутри каретки 14 по ручьям рола 17.
Таким образом, второй сетной барабан 1 подготовлен к намотке второго трала.
1473!.1
Подъем второго трала и его намотку производят так же, как и первого.
Изобретение обеспечивает надежность направленной укладки кабельной и сетной час5 тей трала на сетной барабан, т. е. базаварийную работу при подъеме трала и, следовательно., исключают потери промыслового времени. Благодаря небольшим габаритам его можно разместить на промысловой палубе крупнотоннажного рыбодобывающего
1О судна для использования®промысловой схеме «дубль». Простота устройства позволяет без существенных затрат произвести модернизацию промысловых устройств на действующих судах и обеспечить их более эффективную работу. Устройство надежно в
15 работе и просто в обслуживании.
Предлагаемое устройство можно использовать на судах, которые будут работать как по промысловой схеме «дубль», так и по традиционной схеме тралового лова.
Годовой экономический эффект от использования предлагаемого устройства составляет 27 тыс. руб.
1147311
Составитель Н. Осипова
Редактор М. Недолуженко Техред И. Верес Корректор Н. Король
Заказ 1421/3 Тираж 743 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений н открытий
1!3035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4