Зажим для каната

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ЗАЖИМ ДЛЯ КАНАТА, содержащий открытый с одной стороны под канат корпус с клиновой внутренней поверхностью и расположенные в корпусе подпружиненные клинья с зубчатой , поверхностью, установленные с возможкостью возвратно-поступательного перемещения , отличающийся тем, что, с целью улучшения условий эксплуатации, клинья выполнены в виде обоймы с направляющими продольными пазами, на рабочей стороне которой установлен с возможностью вращения ряд роликов, при этом обойма соединена с корпусом прижимной планкой с болтами, пропущенными в продольные пазы обоймы.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧШ4ИХ

РЕСПУБЛИК

4(я) .Р 16 С 11/04 (21) 3617609/25-27 (22) 22,04.83 (46). 30.03,85.- Вюл. М 12 (72) Г.Н. Дмитриев, А.С. Москаленко . и В.С. Гончарук (71) Клайпедский филиал Центрального проектно-конструкторского и техноло.гического бюро Всесоюзного рыбопромышленного объединения Западного бассейна (53) 621.053(088.8) (56) 1.Патент CIIIA У 3758922, кл. 24-115, 1973 (прототип). (54)(57) ЗАЖИМ ДЛЯ КАНАТА, содержащий открытый с одной стороны под канат корпус с клиновой внутренней поверхностью и расположенные в корпусе подпружиненные клинья с зубчатой поверхностью, установленные с возмож" костью возвратно-поступательного перемещения, отличающийся тем, что, с целью улучшения условий эксплуатации, клинья выполнены в виде обоймы с направляющими продольными пазами, на рабочей стороне которой установлен с возможностью враще- ния ряд роликов, при этом обойма соединена с корпусом прижимной планкой с болтами, пропущенными в продольные пазы обоймы.

1147877

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для зажима натянутого перемещающегося каната, и может быть использовано, например, в промышленном рыболовстве на траловом и кошельковом лове рыбы.

Известен канатный зажим, содержащий открытый с одной стороны под канат корпус с клиновой внутренней поверхностью, внутри которого распо- 10 ложены подпружиненные клинья с внутренней поверхностью, установленные. с возможностью возвратно-поступательного движения и .

Недостатком этого устройства явля- 15 ется повышенный износ каната зубчатыми поверхностями.

Цель изобретения — улучшение .условий эксплуатации.

Поставленная цель достигается 20 тем, что в зажиме для каната, содержащем открытый с одной стороны под канат корпус с клиновой внутренней поверхностью и расположенные в корпусе подпружиненные клинья с зубчатой 25 поверхностью, установленные с возможностью возвратно-поступательного перемещения клинья выполнены в виде обоймы с направляющими продольными

l пазами, на рабочей стороне которой щ установлен с возможностью вращения ряд роликов, при этом обойма соединена с корпусом прижимной планкой. с болтами, пропущенными в продольные пазы обоймы.

На фиг. 1 изображен предлагаемый зажим в аксонометрии; на фиг. 2— разрез А-А на фиг. 1.

Зажим для каната содержит корпус 1, внутренняя поверхность которого вы- 4р полнена клинообразной и открытой сверху. В корпусе 1 расположены несколько пар роликов 2, установленных в два ряда вдоль корпуса. Ролики 2 имеют разный диаметр; уменьшающийся в сторону зауженной части корпуса.

Ролики каждого ряда с верхней торцовой стороны посредством осей 3 соединены с обоймой 4, имеющей направляющие продольные пазы 5 и подпружиненными относительно корпусе 1 пружинами 6.

Обойма 4 укреплена на корпусе 1 с помощью прижимных планок 7 и бол» 55 тов 8, пропущенных в пазы 5 °

В нерабочем положении ролики 2 с обоймой 4 под действием сжимающей силы пружины 6 смещены в сторону зауженной части корпуса 1.

Канат 9 заводят в зажим сверху, Для этого оттягивают обойму 4 с роликами 2 в сторону расширенной части корпуса, размещают канат между рядами роликов 2 и отпускают обойму 4, которая под действием пружин

6 возвращается в исходное положение вместе с роликами 2, которые, в свою очередь, зажимают канат 9.

Во время работы при движении каната под действием силы тяги, например, спускаемого с судна трала, в направлении, укаэанном стрелкой, канат за счет сил трения приводит ролики 2 во вращательное и поступательное движение в сторону расширенной части корпуса 1, что сопровождается ослаблением сил, сжимающих канат, и становится воэможным свобод- ное движение каната.

При этом вместе с роликами 2 смещаются и обоймы 4, пазы 5 которых скользят по болтам 8 прижимных планок 7, и пружины 6 растягиваются.

При остановке каната под действием сжимающей силы пружин 6 обоймы 4 возвращаются, вместе с роликами 2 в сторону зауженной части корпуса 1 и сжимают канат.

В случае обрыва со стороны расширенной части корпуса канат с силой отдает в противоположную движению сторону, происходит стопорение (сжатие) каната, предотвращающее аварийную ситуацию.

Выполнение корпуса открытым сверху для каната обеспечивает установку

его на канат без разборки корпуса, что упрощает конструкцию, сокращает время подготовки зажима к работе и. повышает удобство. пользования им.

Это позволяет механизировать трудоемкие операции и обеспечить безопасные условия работы на палубе промыслового судна во время спуска тра,ла и траления, выметки кошелькового невода при замене и навеске канатов на шахтных подъемных установках, а также такелажных работах.

114787 7

ВНИИПИ Заказ 1554/32 Тираж 893 Подписное

Филийа ППП "Патевг", r. Ужгород,ул.Проектная, 4