Устройство для проверки электрической прочности изоляции многослойных обмоток

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ПРОЧНОСТИ ИЗОЛЯЦИИ МНОГОСЛОЙНЫХ ОБМОТОК, содержащее коммутатор и испытательный блок, первый выход которогосоединён с общей шиной , а второй - с одной из двух для подключения объекта контроля, отличающее ся тем, что, с целью ускорения процесса контрольных испытаний, в него введен источник сжатого газа, соединенный патрубком с коммутатором, а коммутатор выполнен в виде расширительного сосуда , состоящего из изолирующего и токопроводящего слоев, последний из которых соединен с общей шиной. (О с:

СОЮЭ СОВЕТСКИХ

\И! й!

РЕСПУБЛИК (!9! 80 (! I!

4 у ц G 01 R 31/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

flO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ . н aRTOPC!!0MV СВИДИвъств!! (2 t ) 3532867/24-21 (22) 06. 01. 83 (46) 30.03.85. Бюл. 1 12

{72) М.А.Аракелов (71) Всесоюэный научно-исследовательский проектно-конструкторский институт технологии электрических маанн малой мощности (53).621.317.735(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

У 647623, an. С 01 R 31/08, t974.

2. Авторское свидетельство СССР

I 938213, кл. G 0t R 31/08, 1980. (54)(57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОВЕРКИ

ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ПРОЧНОСТИ ИЗОЛЯЦИИ МНОГОСЛОЙНЫХ ОБМОТОК, содержащее комму-. татор и испытательный блок, первый выход которого соединен с общей шиной, а второй — с одной иэ двух клемм для подключения объекта контроля, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью ускорения процесса контрольных испытаний, в него введен источник сжатого гаэа, соединенный патрубком с коммутатором, а коммутатор выполнен в виде расщирительного сосуда, состоящего иэ изолирующего и токонроводящего слоев, последний as которых соединен с общей виной.

1148004 2

/ тор и испытательный блок, первый выход которого соединен с общей шиной, а второй — с одной из двух клемм для подключения объекта контроля, введен источник сжатого газа, соединенный патрубком с коммутатором, а коммутатор выполнен в виде о- расширительного сосуда, состоящего из изолирующего и токопроводящего

10 слоев, последний из которых соединен с общей шиной.

На фиг. 1 представлена структурная схема устройства для проверки электрической прочности изоляции N t5 многослойных обмоток; на фиг. 2 — коммутатор, используемый при испытаниях многослойной обмотки статора электрической машины; на фиг. 3 я" коммутатор, используемый при испыта2О ниях многослойной обмотки ротора электрической машины. е- УСтройство для проверки электри- . и ческой прочности изоляции многослойных обмоток содержит испытательный

25 блок 1, например, представляющий собой в случае контроля величины сопротивления изоляции — мегаомметр, а при проверке электрической прочноср- ти — высоковольтную установку, коммутатор 2 и подключенный к нему источник 3 сжатого газа.

Испытательный блок 1 соединен с контролируемой многослойной обмоткой 4, между витками которой распос- ложены ферромагнитные пластины 5, подключаемые с помощью коммутатора .к общей шине 6.

Изобретение относится к электроизмерительной технике и может быть использовано для испытаний многослойных обмоток с ферромагнитными пластинами между слоями, например, для беспазовых электрических машин.

Известно устройство для проверки электрической прочности изоляции мн гослойных обмоток, содержащее испытательный трансформатор с блоками защиты в цепи первичной обмотки и токоограничивающими резисторами в цепях вторичных обмоток, контроли руемые обмотки без ферромагнитных пластин между слоями, коммутационнь переключатель, контакт заземления корпуса электрического оборудова.— ния Я.

Недостатком этого устройства явл ется низкая производительность и ограниченные функциональные возможности из-за невозможности осуществл ния проверки электрической прочност многослойных обмоток с ферромагнитными пластинами между слоями.

Наиболее близким по технической сущности является устройство для проверки электрической прочности изоляции многослойных обмоток, соде жащее испытательный трансформатор с блоками защиты в цепи первичной обмотки, один вывод вторичной обмотки трансформатора соединен с контактом заземления, а другой вывод через токоограничивающий рези тор — с контролируемой обмоткой, коммутатор, контактный иож которого содержит водило и два ползуна, выполненных в виде контактных роликов, .установленных на пружинах в пазах водила с возможностью замыкания ферромагнитных пластин контролируемой обмотки и движения по их поверхностям f2) .

Недостатком устройства является низкая производительность ввиду невозможности обеспечить ускорение испытания изоляции многослойной обмотки с одновременным образованием контактов по всем ферромагнитным пластинам.

Цель изобретения — ускорение процесса контрольных испытаний многослойных обмоток.

Поставленная цель достигается тем,я что в устройство для проверки электрической прочности изоляции многослойных обмоток, содержащее коммутаКоммутатор 2 выполнен в виде расширительного сосуда, соединенного патрубком 7 с источником 3 сжатого газа. Сосуд коммутатора 2 выполнен, например, двухслойным (фиг. 2 и 3) из основы — изолирующего слоя 8, например, из резины и токопроводящего слоя 9 (сосуд может быть и однослойным, только из токопроводящего слоя 9).

Многослойная обмотка 4 и ярмо 10 магнитопровода разделены как в статоре (фиг.2), так и в роторе (фиг.3) изоляционным промежутком 11 иэ клеевого состава, механически скрепляющего ярмо 10 с многослойной обмоткой 4.

Устройство для проверки электрической прочности изоляции многослой" ных обмоток работает следующим образом.

3 1148

В случае испытания электрической прочности изоляции многослойной обмотки статора электрической машины (фиг. 2) в ее расточкч вводят коммутатор 2, который заранее заземляется на общую шину 6. Сосуд коммутатора 2, например, грушевидной формы сообщается с источником 3 сжатого газа, который по патрубку 7 заполняет полость 12, при этом слои 8 и 9 1О принимают форму, оптимальную для испытания, — форму расточки статора.

В это время токопроводящий слой 9 входит в контакт со всеми ферромагнитными пластинами 5 многослойной обмотки 4. Не снимая действия сжатого газа внутри полости 12 коммутатора 2, многослойную обмотку 4 подключают к испытательному блоку 1, например сначала к мегаомметру, и измеряют неличину сопротивления изоляции, затем после ее переключения на высоковольтную установку испытывают электрическую прочносгь изоляции обмотки. После отключения от се- д ти испытательного блока 1 полость 12 отсоединяется от источника 3 сжатого газа. Из расточки многослойной об004 4 мотки 4 статора извлекают коммутатор 2.

В случае испытания электрической прочности изоляции многослойной обмотки ротора электрической машины (фнг.. 3) на ее поверхность одевается сосуд коммутатора 2, например, кольцевой формы, который соединен с источником 3 сжатого газа, по патрубку 7 заполняется полость 12. Слои 8 и 9 коммутатора 2 принимают форму, оптимальную для испытания, — форму полного охвата обмотки ротора по окружности.

Далее устройство работает аналогично описанному.

Применение изобретения расширяет технологические возможности подобных устройств, одновременно повыкая их качественные характеристики, а также позволяет повысить производительность труда (операция испытания при использовании предлагаемого устройства осуществляется эа 5 с, что в шесть раз повышает производительность, операция измерения сойротивления — за 9 с, что повышает производительность труда примерно в 400 раз).

1148004

Составитель В.Семенчук

Редактор Л.Веселовская Техред Л.Иикеш Корректор H,Kîðîëâ

Заказ 1571/38 Тираж 748 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r.Óærîðîä, ул.Проектная, 4