Двигатель с катящимся ротором

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ДВИГАТЕЛЬ С КАТЯЩИМСЯ РОТОРОМ, содержащий статор с напорным и сливным каналами и расположенный в его осевой расточке с возможностью качения ротор, на поверхности которого выполнены сообщающиеся с соответствующими каналами статора напорная и сливная кольцевые полости, рабочие камеры, выполненные в виде расположенных симметрично углублений, и два ряда радиальных сопл, сообщающихся с рабочими камерами размещенными в роторе каналами и отделенными от симметричных углублений кольцевыми дренажными канавками, причем сопряженные поверхности статора и ротора между кольцевыми полостями и соплами образуют дросселирующие каналы, отличающийся тем, что, с целью расщирения функциональных возможностей путем увеличения диапазона регулирования скорости вращения ротора, сопряженные поверхности статора и ротора выполнены коническими , а ротор установлен в статоре с возможностью осевого перемещения, подпружинен со стороны одного из торцов и (Л снабжен регулируемым упором, размещенным со стороны другого торца. ;о о ел 00

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ г

72 а 77

ФЬ2.1

10 —,4

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 359801-;,: 5-06 (22) O I 04.83 (46) 07.04.85. Бюл. № 13 (72) М. А. Шиманович, Д. Г. Левит и Ю. А. Языков (71) Московский станкоинструментальный институт (53) 621.662 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 539174, кл. G 06 К 15/18, 1976.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке № 34114781/25-06, кл. F 04 С 2/22, 1982. (54) (57) ДВИГАТЕЛЬ С КАТЯЩИМСЯ

РОТОРОМ, содержащий статор с напорным и сливным каналами и расположенный в его осевой расточке с возможностью качения ротор, на поверхности которого выполнены сообщающиеся с соответствующими канала„„SU„„1149053 A

4(59 F Ol С ми статора напорная и сливная кольцевые полости, рабочие камеры, выполненные в виде расположенных симметрично углублений, и два ряда радиальных сопл, сообщающихся с рабочими камерами размещенными в роторе каналами и отделенными от симметричных углублений кольцевыми дренажными канавками, причем сопряженные поверхности статора и ротора между кольцевыми полостями и соплами образуют дросселирующие каналы, отличающийся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей путем увеличения диапазона регулирования скорости вращения ротора, сопряженные поверхности статора и ротора выполнены коническими, а ротор установлен в статоре с возможностью осевого перемещения, под- Я пг .жинен со стороны одного из торцов и снабжен регулируемым упором, размещенным со стороны другого торца.

1149053

Изобретение относится к гидромашиностроению и может быть использовано в приводах точных приборов, станков и аппаратов для выращивания кристаллов.

Известен двигатель с катящимся ротором, содержащий цилиндрический вал, размещенный в осевом отверстии статора, на поверхности которого выполнены карманы, образующие с поверхностью ротора рабочие камеры, соединенные с источником давления рабочей жидкости посредством распределителя. В результате поочередного подключения рабочих камер к источнику давления происходит планетарное вращение ротора (1).

Однако регулирование скорости враще- ts ния ротора осуществляется распределителем, что технологически сложно.

Известен также двигатель с катящимся ротором, содержащий статор с напорным и сливным каналами и расположенный в его осевой расточке с возможностью качения ротор, на поверхности которого выполнены сообщающиеся с соответствующими каналами статора напорная и сливная кольцевые полости, рабочие камеры, выполненные в виде расположенных симметрично углублений, и 25 два ряда радиальных сопл, сообщающихся с рабочими камерами размещенными в роторе каналами и отделенными от симметричных углублений кольцевыми дренажными ка- навками, причем сопряженные поверхности статора и ротора между кольцевыми полос30 тями и соплами образуют дросселируюшие каналы (2) .

Однако диапазон регулирования скорости известного двигателя невелик и определяется разностью максимального и минимального входных давлений.

l Iåëü изобретения — расширение функцис..альных возможностей путем увеличения диапазона регулирования скорости врагце; ия ротора.

Указанная цель достигается тем, что в дви -ателе с KBTHIlIHMcH ротором, содержащем статор с напорным и сливным каналами и расположенный в его осевой расточке с возможностью качения ротор, на поверхнос- 4 ти которого выполнены сообщающиеся с соответствующими каналами статора напорная и сливная кольцевые полости, рабочие камеры, выполненные в виде расположенных симметрично углублений, и два ряда радиальных сопл, сообщающихся с рабочими камерами размещенными в роторе каналами и отделенными от симметричных углублений кольцевыми дренажными канавками, причем сопряженные поверхности статора и ротора между кольцевыми полостями и соплами образуют дросселирующие каналы, сопряженные поверхности статора и ротора выполнены коническими, а ротор установлен в статоре с возможностью осевого перемещения, подпружинен со стороны одного из торцов и снабжен регулируемым упором, размещенным со стороны другого торца.

На фиг. 1 изображен двигатель с катящимся ротором, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1; на фиг.3— разрез Б-E на фиг. 1; на фиг. 4 — разрез

В-В на фиг. l.

Двигатель содержит статор 1 и ротор 2.

В роторе выполнены два ряда сопл 3 и 4, связанных с рабочими камерами 5, образованными поверхностями симметричных углублений ротора и поверхностью статора, каналами 6.

Канал 7 статора сообщает напорную кольцевую полость 8 ротора с источником питания. Рабочие камеры 5 отделены от сопл

3 и 4 кольцевыми дренажными канавками 9.

Сливная кольцевая полость 10 ротора сообщена со сливом каналом 11 статора. Конические поверхности статора и ротора в зонах между соплами 3 и 4 и кольцевыми полостями 8 и 10 образуют дросселирующие каналы !2 и 13. Установленный с возможностью осевого перемещения ротор одним из торцов опирается на пружину 14, а другим — на регулируемый упор 15.

Рабочая среда под давлением подается в напорную полость 8, а затем через дросселирующий канал 12, сопла 4 и каналы 6 поступает в рабочие камеры 5.

Вследствие эксцентричного положения ротора 2 по отношению к статору 1 сопротивления дросселирующих каналов 12 и 13 различны, кроме того, они изменяются при осевом перемещении ротора и величина их определяет частоту вращения ротора вокруг собственной оси, т.е. для изменения частоты вращения ротора регулируемым упором изменяются осевое положение ротора, а следовательно, и величина сопротивления дросселирующих каналов у сопл 3 и 4.

Выполнение сопряженных поверхностей статора и ротора коническими и установка ротора в статоре с возможностью осевого перемещения подпружиненным со стороны одного из торцов и снабженным регулируемым упором позволяют расширить функциональные возможности предлагаемого двигателя путем увеличения диапазона регулирования скорости вращения ротора.

1149053

Составитель В. Алексеев

Редактор С. Саенко Техред И. Верес Корректор Н. Король

Заказ 1846 24 Тйраж 497 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )K — 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4