Коробка передач транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая корпус с размещенными в нем входным, выходным и промежуточным валами с щестернями внещнего зацепления, причем шестерни на промежуточном валу закреплены жестко однорядным планетарным механизмом, и с муфтами переключения передач и блокировки планетарного механизма, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности коробки передач путем увеличения пневматического диапазона, а также снижения металлоемкости, промежуточный вал с закрепленными на нем шестернями выполнен трубчатым и установлен на выполненных коаксиальными валах водила и солнечной шестерни планетарного механизма, промежуточный вал связан первой муфтой с валом водила и с валом солнечной шестерни , а также с корпусом коробки передач , а второй муфтой связан с валом водила и с эпициклической шестерней планетарного механизма, а также с корпусом коробки передач , при этом каждое звено планетарного механизма парой шестерен внешнего зацепления связано с выходным валом коробки передач, на котором установлены две муфты для соединения посредством первой муфты входного и выходного валов и выходного вала - с эпициклической шестерней, а посредством второй муфты - вцходного вала с водилом и солнечной шестерней. сд О)
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„,Я0„„1150106
4(59 В 60 17 06
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Ф g y 26 25 Л
С
Ю
CO
12
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3689755/27-11 (22) 06.01.84 (46) 15.04.85. Бюл. № 14 (72) В. И. Некрасов, А. С. Терехов и Г. Н. Шпитко (71) Курганский машиностроительный институт (53) 629.113-585.1 (088.8) (56) Высоцкий М. С. и др. Грузовые автомобили. М., «Машиностроение», 1979, с. 171, рис. 52 (прототип). (54) (57) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая корпус с размещенными в нем входным, выходным и промежуточным валами с шестернями внешнего зацепления, причем шестерни на промежуточном валу закреплены жестко однорядным планетарным механизмом, и с муфтами переключения передач и блокировки планетарного механизма, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности коробки передач путем увеличения пневматического диапазона, а также снижения металлоемкости, промежуточный вал с закрепленными на нем шестернями выполнен трубчатым и установлен на выполненных коаксиальными валах водила и солнечной шестерни планетарного механизма, промежуточный вал связан первой муфтой с валом водила и с валом солнечной шестерни, а также с корпусом коробки передач, а второй муфтой связан с валом водила и с эпициклической шестерней планетарного механизма, а также с корпусом коробки передач, при этом каждое звено планетарного механизма парой шестерен внешнего зацепления связано с выходным валом коробки передач, на котором установлены две муфты для соединения посредством первой муфты входного и выходного валов и выходного вала — с эпициклической шестерней, а посредством второй муфты — выходного вала с водилом и солнечной шестерней.
1150106
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач трансмисии колесных машин.
Известна коробка передач транспортного средства, содержащая корпус. с размещенными в нем входным, выходным и промежуточным валами с шестернями внешнего зацепления, причем шестерни на промежуточном валу закреплены жестко однорядным планетарным механизмом, и с муфтами переключения передач и блокировки планетарного механизма (1).
Однако известная коробка передач характеризуется высокоЙ металлоемкостью и недостаточным кинематическимдиапазоном.
Целью изобретения является повышение эффективности коробки передач путем увеличения пневматического диапазона, а также снижение металлоемкости.
Указанная цель достигается тем, что в коробке передач транспортного средства, содержащей корпус с размещенными в нем входным, выходным и промежуточным валами с шестернями внешнего зацепления, причем шестерни на промежуточном валу закреплены жестко однорядным планетарным механизмом, и с муфтами переключения передач и блокировки планетарного механизма, промежуточный вал с закрепленными на нем шестернями выполнен трубчатым и установлен на выполненных коаксиальными валах водила и солнечной шестерни планетарного механизма, промежуточный вал связан первой муфтой с валом водила и с валом солнечной шестерни, а также с корпусом коробки передач, а второй муфтой связан с валом водила и с эпициклической шестерней планетарного механизма, а также с корпусом коробки передач, при этом каждое звено планетарного механизма парой шестерен внешнего зацепления связано с выходным валом коробки передач, на котором установлены две муфты для соединения посредством первой муфты входного и выходного валов и выходного вала — с эпициклической шестерней, а посредством второй муфты — выходного вала с водилом и солнечной шестерней.
На чертеже изображена схема 11-ступенчатой коробки передач.
В табл. 1 показана согласованность работы муфты; в табл. 2 — передачи положения звеньев планетарного механизма и муфты переключения.
Входной вал 1 с зубчатым венцом соединен муфтой переключения 2 с шестерней 3 или 4. Шестерня 3 постоянно зацеплена с шестерней 5, а шестерня 4 — с шестерней 6.
Шестерни 5 и 6 закреплены на трубчатом валу 7, на концах которого имеются зубчатые венцы. Муфта 8 соединяет вал 9 с корпусом КП 0, левый зубчатый венец вала 7 с зубчатым венцом вала 9 или с зубчатым венцом коаксиального вала 11. Муфта 12 соединяет правый зубчатый венец ватерни 24 и 25, муфту 26 (положение III) крутящий момент передается на вал 21.
Муфта 20 находится в положении Il.
VI передача (табл. 2). Муфта 2 в положении 1. Остальные муфты как при Ч передаче.
VII передача (табл. 2). Муфта 2 в положении III. С вала 7 муфтой 12 (положе55 ла 7 с коаксиальным валом 11 или с зубчатым венцом корпуса планетарного механизма 13, в котором закреплена эпициклическая шестерня 14. Муфта 12 также соединяет корпус КП 10 с корпусом планетарного механизма 13 и эпициклической шестерни 14 или с коаксиальным валом 11. Последний соединен с водилом 15, на котором установлены сателлиты 16, находящиеся в зацеплении с эпициклической 14 и солнечной 17 шестернями планетарного механизма. На валу 9 закреплены солнечная шестерня 17 и шестерня 18, которая зацеплена с шестерней 19. Муфта 20 соединяет шестерню 19 с вторичным валом 21 коробки передач.
Водило 15 жестко соединено с шестерней 22, которая зацеплена с шестерней 23. Шестерня 24 закреплена на корпусе планетарного механизма 13 и зацеплена с шестерней 25.
Шестерни 19, 23 и 25 свободно установлены на вторичном валу 21 и соединяются с ним
20 муфтами 20 и 26. Муфта 26 соединяет вторичный вал 21 с шестерней 25 или с входным валом 1.
Работа коробки передач осуществляется следующим образом.
1 передача (табл. 2). От входного вала через зубчатый венец, муфту переключения 2 (положение III, табл. 1) и шестерни 3 и 5 крутящий момент подается на вал 7. От вала 7 через муфту 8 (положение II, табл. 1) момент подается на солнечную шестерню 17.
С помощью муфты 12 (положение Ш, табл. 1) эпициклическая шестерня 14 остановлена относительно корпуса КП 10. С водила 15 муфтой 20 (положение I, табл. 1) крутящий момент через шестерни 22 и 23 передается на вал 21. Муфта 26 находится в з положении П.
II передача обеспечивается переключением муфты 2 из положения III в положение 1.
Остальные муфты как при I передаче.
Ш передача (табл. 2) . Муфта 2 в положении III, с вала 7 муфтой 12 (положение II) момент передается на эпициклическую шестерню 14. Муфтой 8 (положение I) остановлена солнечная шестерня 17. С водила 15 через шестерни 22 и 23 и муфту 20 (положение I) крутящий момент передает4 ся на вал 21. Муфта 26 находится в положении II.
IV передача (табл. 2). Муфта 2 в положении I. Остальные муфты как при III переда че.
V передача (табл. 2). Муфта 2 в положе50 нии III. С вала 7 муфтой 12 (положение II) по корпусу планетарного механизма 13, шес1150106
Соединяет
Муфта Положение
1, 2,4,6, 7
2 ТТ 1, 2
7, 8, 9, 17
25
17 18, 19, 20, 21
1, 26, 21
40 ние 1) момент передается на водило 15.
Муфтой 8 (положение 1) остановлена шестерня 17. С эпициклической шестерни 14 и далее через шестерни 24 и 25, муфту 26 (положение 111) крутящий момент передается на вал 21. Муфта 20 находится в положении II.
VIII передача (табл. 2). Муфта 2 в положении 1. Остальные муфты как при VII передаче.
IX передача (прямая) (табл. 2). Муфта 2 в положении 11. Крутящий момент с вала 1 через муфту 26 (положение 1) передается на вал 21. Муфта 20 в положении 11.
Х передача (табл. 2). Муфта 2 в положении Ill. С вала 7 муфтой 8 (положение 111) момент передается на водило 15. Муфтой
12 (положение III) остановлена эпициклическая шестерня 14. С солнечной шестерни 17 через шестерни 18 и 19 и муфту 20 (положение II I) момент передается на вал 21. Муфта 26 находится в положении II.
XI передача (табл. 2). Муфта 2 в положении 1. Остальные муфты как при Х пере-, даче.
XII передача, первый задний ход (табл. 2).
Муфта 2 в положении III. С вала 7 муфтой 8 (положение 11) момент передается на солнечную шестерню 17. Муфтой 12 (положение IV) остановлено водило 15. С эпициклической шестерни 14 через шестерни 24 и 25, муфтой 26 (положение 111) момент передается на вал 21. Муфта 20 в положении II.
Х111 передача, второй задний ход (табл. 2)
Муфта 2 в положении 1. Остальные муфты как при XII передаче.
Экономический эффект выражается в уменьшении металлоемкости коробки передач — вместо 13-ти шестерен внешнего зацепления потребуется 10, а также в уменьшении расхода топлива транспортным средством за счет увеличения КПД коробки передач и лучшей приспосабливаемости транспортного средства к дорожным условиям, которая обеспечивается увеличенным количеством передач и расширенным диапазоном коробки передач.
Таблица 1
III 1, 2, 3, 5, 7
10,8,9,17
III 7, 8, 11, 15
I7,,12,,11, 15
II 7, 12, 13, 14
12
III 10, 12, 13, 14
IV 10, 12, 11, 15
I 15, 22, 23, 20, 21
20 ZZ 20, 21
26 IZ 26, 21
III 14, 13, 24, 25, 26, 21
1150106
Таблица 2
Муфта переключения и их положения
Пере- Положение звеньев дача пл. мех.
12
20 26 ривод остан. вывод
15
II Ш
II III
I II
I II
II II
II II
17
14
15
17
IV
14
VI
VII 15
VIII 15
14
Ш
IX
14
Х
III III
III III
II IV
II IV
III II
III II
17
XII-13X 17
XIII-23Х 17
14
14
Составитель С. Белоусько
Редактор Т.. Митейко Техред И. Верес Корректор В. Гирняк
Заказ 2034/11 Тираж 650 Подписное
ВНИИ ПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, .Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП <Патент>, r. Ужгород, ул. Проектная, 4